Технологическая карта урока одна из современных форм планирования педагогического сотрудничества учителя и ученика.


Технологическая карта урока одна из современных форм планирования педагогического сотрудничества учителя и ученика.
Трубачева Елена Петровна учитель математики высшей категории МАОУ СОШ№14 г. Березники Пермского края
С недавнего времени образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Главной составляющей ядра ФГОС является формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
В процессе работы над темой передо мной, как учителем, возникли вопросы: - Как спланировать урок, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? - Как построить и провести урок, чтобы учащийся стал субъектом учебной деятельности, где он в результате этой работы, достигает наилучших результатов? - Что должно измениться в проектировании урока?
На уроке учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся. В связи с этим и меняются способы проектирования деятельности учителя и обучающихся: учитель должен четко спланировать содержание урока и предполагаемые образовательные результаты.Таким образом, для меня возникла необходимость в наличии технологической карты урока, разработанной в соответствии с ФГОС.
В своей практике чаще всего использую технологические карты для урока открытия нового знания. Это может быть комбинированный урок, урок-лекция, исследовательская работа, учебный практикум.Мною разработана технологическая карта урока открытия новых знаний (ОНЗ) по теме «Формулы сокращенного умножения. 7 класс».Полный текст авторской разработки технологической карты данного урока расположен на сайте http://effektiko.ru/journal/2015-2/tech-map/trubacheva-elena-petrovna.Авторская разработка в 2015 получила Диплом I степени во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС». Номинация «Разработка технологической карты урока» Рег.№0001057.
Итак, тема урока – формулы сокращённого умножения. Цели урока.
Личностные: развивать умение слушать, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
развивать мышление, инициативу, находчивость, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических понятий, способов решения задач, рассматриваемых проблем;
Предметные: использовать математический язык для описания предметов окружающего мира; использовать на практике навыки действий, используя эксперимент, наблюдение, измерение. Совершенствовать вычислительные навыки;
Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу.
Демонстрационный материал: слайды, учебник алгебры 7 класс.
Раздаточный материал: чистые листы для построения алгоритма вывода формул сокращенного умножения, по 4–5 штук для каждой группы; правила работы в группе (распечатанные на листе); исследовательская карта для каждого учащегося
Используемые технологии: технология проблемного обучения с использованием игровых приёмов.
Все этапы урока записываются в таблицу, идет полное описание деятельности учителя и учащегося:
Деятельность педагога Деятельность учащихся УУД
I. Организационный момент. Цель этапа: создание мотивации к учебной деятельности на уроке
Ожидаемый результат. Обучающиеся: могут самостоятельно оценить своё психологическое состояние;-настроитьсебя для восприятия и получения информации.
II. Актуализация знаний. Цель этапа: ориентирование обучающихся в области имеющихся знаний:
1) чтение математических выражений, представление квадрата суммы или разности виде степени, умножение многочлена на многочлен и одночлена на многочлен.
2) тренировка мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение на примере математических действий;
Ожидаемый результат.Обучающиеся умеют: --применять на практике имеющиеся знания о степени, одночлене и многочлене;- производить логические операции: сравнение, анализ, обобщение на примере математических действий.
Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный.
III. Проблемное объяснение нового знанияЦель этапа: выявление и фиксация причины затруднения: новый случай преобразования выражения;
-вывод нового правила для преобразования квадрата суммы и квадрата разности двух выражений;
-организация продуктивной работы в группах;
-сообщение темы и цели урока;
Ожидаемый результат. Обучающиеся умеют:- работать в группе, не бояться высказать и доказыватьсвою точку зрения;-принимать проблемную ситуацию с осознанием того, для чего она им необходима;- выводить новое правило, обогащая свой понятийный аппарат.
Применяемые методы: частично-исследовательский, проблемный.
IV. Первичное закрепление. Цель этапа: организация самоконтроля и самооценки обучающихся при первичном закреплении темы
-осмысление и применение формул сокращенного умножения при решении задач в новой практической ситуации (в парах и самостоятельно)
Ожидаемый результат. Обучающиеся умеют: - работать в парах; - организовать самоконтроль выполненной работы по образцу;-применять новое правило в практической деятельности.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
V. Итог урока. Цель этапа: фиксирование в речи нового способа действий, изученного на уроке по теме «Формулы сокращенного умножения»;
- озвучивание затруднений, возникших при осмыслении новой темы и нахождение способа выхода из данной ситуации;
- оценка собственной деятельности на уроке.
Ожидаемый результат.Обучающиеся умеют: - фиксировать границу знания и незнания; -оценивать свою деятельность на уроке;- оценить изменения своего эмоционального состояния
Применяемые методы: репродуктивный.
Технологическая карта урока одна из современных форм планирования педагогического сотрудничества учителя и ученика.
С помощью карты учитель может спроектировать учебную деятельность учащихся, организовать их самостоятельную работу, сформировать у них универсальные учебные действия в процессе изучения математики, выполнить диагностику достижений ожидаемых результатов, сравнить результат с целью обучения.
Список источников
1.http://effektiko.ru/journal/2015-2/tech-map/trubacheva-elena-petrovna2. https://infourok.ru/moy-luchshiy-urok-po-fgos-tehnologicheskaya-karta-uroka-matematiki-po-teme-formuli-sokraschennogo-umnozheniya-543500.html