Конспект урока по русскому языку (обучение грамоте) Заглавная и строчная буквы Уу. 1 класс УМК Школа России


Тема: Строчная и заглавная буква Уу.
Цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы У, у; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты: различают строчную и заглавную буквы; осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [у]; используют заглавную букву в именах собственных; грамотно записывают предложения.
УУД: п – осуществляют поиск необходимой информации; выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью; к – понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; р – анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, находят ошибки, устанавливают их причины; л – принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы будем учиться писать букву У. Какой звук обозначает эта буква? (гласный)
– Гласный звук У можно петь.
ВОЛК И КОМАРИК
Волк комарика ловил,
Себе лапой нос разбил: у-у-у!
– Стой, комарик, я прошу (у-у-у),
Себе лоб я почешу (у-у-у)! (Л. Царева)
Усвоение новых знаний.
Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Рыбка».
Повторение правил посадки во время письма.
Знакомство с буквой У.
Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи!
Пририсуем сук к стволу –
И увидим букву У.
У рисуем угольком,
Палку к палке – уголком.
Угол. Уголь. У мы слышим.
У в начале слов напишем. (И. Лопухина)
– О какой букве – печатной или письменной – говорится в стихотворении? (о письменной букве)
– Сравните печатную и письменную буквы У. Чем они похожи?
Работа в «Прописи №2» (с. 11). Знакомство с написанием буквы у.
– Рассмотрите образец строчной буквы у. Буква состоит из двух элементов. Первый элемент – короткая палочка с закруглением внизу. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз. Чуть-чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочка с петлей внизу. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз длинную палочку, затем движением руки влево пишем петлю, она должна быть небольшой. Петля пересекается с наклонной палочкой обязательно на нижней линии рабочей строки. Заканчиваем писать на середине рабочей строки.
– Пропишите элементы буквы у в воздухе.
Письмо элементов буквы у и буквы у.
– Рассмотрите образец строчной буквы у. Из каких двух элементов состоит буква?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Допишите на первой и второй строчках элементы буквы у, на третьей строчке допишите букву у.
Чтение и письмо слов.
1. МАША ЗАБЛУДИЛАСЬ
Плачет Маша: … (а-а-а),
А волчище… (у-у-у)!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовем ее: … (Ау)! (Л. Царева)
2. А у нас есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день… («уа-уа») –
Вот и все ее слова. (Е. Благинина)
– Прочитайте «слова», записанные на двух последних строках. Обратите внимание на соединение букв.
– Что написано на предпоследней строчке? (предложение)
– Как предложение оформляется на письме? (начинается с большой буквы, в конце ставится знак препинания)
– Какое предложение по интонации? Прочитайте его выразительно. (восклицательное)
– Допишите последние две строчки.
Пальчиковая гимнастика (по выбору учителя)
Слого-звуковой анализ слов.
Учитель показывает игрушку утку и бусы.
– Назовите, что это. Есть в словах, обозначающих данные предметы, звук [у]? Где он стоит?
– Рассмотрите схемы-модели слов утка и бусы.
– Выполните слого-звуковой анализ этих слов. (утка (в начале слова), бусы (в середине слова).
Физкультминутка. (по выбору учителя)
Знакомство с написанием заглавной буквы У.
– Рассмотрите образец заглавной буквы У. Буква У состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем руку вверх вправо, закругляем, ведем наклонную линию вниз, к нижней линии рабочей строки. Чуть не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем чуть вправо вверх. Второй элемент должен находиться на одинаковом уровне с первым. Ведем вниз наклонную линию. Чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
– Запишите эти элементы в воздухе.
Работа в «Прописи 2» (с. 12). Письмо элементов, буквы, предложения.
– Из каких двух элементов состоит буква У?
– Для чего нужны стрелки? Обведите элементы буквы.
– Обведите ковш.
– Допишите на первой строке элементы буквы У, на второй строке – букву У.
– Дома вы потренируетесь в написании буквы У.
– Прочитайте предложение, соблюдая интонацию. Обратите внимание на соединение букв. Напишите его.
– Соединение, каких букв написано? Напишите так же.
– Что написано на нижней строчке?
– Как вы догадались, что это предложение?
– Впишите букву у в слова предложения.
Закрепление знаний.
Слогово-звуковой анализ слов. («Прописи», с. 12)
– Рассмотрите схемы-модели слов Уля и Устин. Соотнесите схемы с рисунками.
– С какой буквы начинаются слова? (с заглавной буквы У)
– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? (это имена)
– Выполним слого-звуковой анализ слов.
– Рассмотрите схему слова Уля.
– Сколько слогов в слове? (два)
– Какой слог ударный? (первый)
– Сколько звуков в первом слоге? (один)
– Из чего состоит первый слог?
– Сколько звуков во втором слоге? (два)
– Из чего состоит второй слог? (из слияния согласного звука с гласным)
Аналогичная работа выполняется с другими словами (папа, бабушка)
Рефлексия учебной деятельности.
– Какую букву мы научились писать? Для чего нужна заглавная буква У? строчная у?
– Прочитайте с доски буквы, предложения с разной интонацией.