Проект Создание школьной газеты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

















Проект
Социально-значимые вопросы общества на страницах школьной газеты.
(социальное направление)


























Выполнила:
Петрович Екатерина Георгиевна,
учитель информатики
Жизнь становится интересной и полноценной только тогда,
когда сам что – то творишь,  созидаешь, действуешь.
Д.С.Лихачёв


Проблема: низкая способность учащихся решать социально-значимые задачи.
Целевое назначение проекта: Создать условия для обсуждения социально-значимых проблем, а также развить у детей способность к ответственным решениям, умению общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать проблемы в жизни.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Выявить возможности учащихся, учителей.
Познакомить учащихся с такими профессиями как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.
Создать школьное журналистское объединение.
Создать благоприятные условия для развития личности.
Изучить и научиться работать с текстовым, графическим редакторами.
Развивать творческую свободу, активность и инициативу.
Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально - значимую деятельность.
Повысить информационную и коммуникативную культуру участников проекта.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.


Современное образование стремится к внедрению новых технологий, электронных книг и виртуальных заданий, но большой ценностью есть и остаётся реальное авторское творчество школьников. Особенно бесценны, становятся листы издания, когда в них ребёнок видит свою статью, свою фотографию, свои рисунки.
Школьная газета – это важное средство общения между сверстниками. Она играет ту же роль, что и пресса в обществе: она помогает сформировать гражданскую позицию, воспитать в ребятах любовь к родному краю, его истории и культуре, приобщает к литературно-исследовательской работе, развивает в ребятах творческие и коммуникативные способности. Кроме того, она выполняет и образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки журналистской деятельности. На её страницах ученик может напечатать своё литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе, классе, призвать читателей к обсуждению острых проблем, предложить конструктивные решения.
В течение нескольких лет в школе назревала потребность в своей школьной прессе, выпускаемой самими учащимися. Несмотря на занятость в кружках и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной газеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - выпуск печатной школьной газеты, в дальнейшем и интерактивной версии.
Среди учащихся, педагогов, родителей нашей школы было проведено анкетирование «Пресса в школе: быть или не быть?». В опросе участвовало 315 респондентов, которым были заданы следующие вопросы:
Хотели бы вы иметь свою школьную газету?
Какие рубрики вы можете предложить?
Хотели бы вы сотрудничать или стать корреспондентом школьной газеты?
Есть ли необходимость издания электронной школьной газеты в школе?
Проанализировав результаты анкетирования (на 1 вопрос – 85 % ответили положительно, на 2 вопрос – было предложено более 30 рубрик, на 3 вопрос – «Сотрудничать» - 67 % отвечающих, остальные – готовы работать в газете, на 4 вопрос ответили положительно – 85%), мы пришли к выводу, что учащиеся, педагоги и родители считают необходимым создать школьную газету с электронной версией на сайте школы.
Подготовка газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей и распечатка на принтере, компьютерная правка, макетирование и верстка. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Объединив вокруг себя коллектив единомышленников, газета для учащихся стала частью жизни, возможностью выразить собственное «Я». Фактически она стала «лицом школы» и создала   особый микроклимат, показала свою значимость и в социальном, и в психологическом плане. В состав редакции входят учащиеся с 5 по 9 класс. Каждый ребенок - личность в полном смысле этого слова. По крайней мере, таким он становится в газете, в своих заметках, репортажах, стихах. Но чтобы не делали ребята - во всем чувствуется абсолютная подлинность, индивидуальность.
Сегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания. Особенно это касается подростков, которые в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни. Такая форма деятельности побуждает развитие таких качеств, как инициативность, активность.
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета - это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты - это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Школьная газета - мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Проект способствует сплоченности детей, развитию их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном и классном коллективе, дальнейшей демократизации всей школьной среды, а также созданию базы для развития творческого потенциала учащихся. Но главное - что газета помогает становлению личности ребенка – активной, думающей, толерантной.
Для чего нужна школьная газета? Для того, чтобы объединить население в единый организм, наладить диалог между всеми участниками социума, информировать педагогов, учащихся и их родителей о жизни школы, давать каждому желающему возможность высказать своё мнение со страниц печатного издания, знакомить читателей со значимыми проблемами обществ.
Участие в выпуске школьной газеты является важным аспектом воспитания, формирования гражданственности и общественного сознания.
Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей и специалистов данной школы.
Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты - сбор информации; редакторы - подготовка материалов, верстальщики - учащиеся, имеющие навыки компьютерной полиграфии.
С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа студии. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, микрорайона школы, города, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников.
Новизна нашей школьной газеты в большом развороте под названием «О времени и о себе», который будет содержать информацию о социально-значимых проблемах школы, микрорайона, в котором располагается школа и проживают дети, а также и о нашем городе. Например, помощь ветеранам, уборка мусора, как правильно переходить дорогу, бездомные животные и т.д.
Участники проекта: учащихся 5-9 класс; тьюторы - учителя предметники, специалисты.
Продолжительность проекта: на длительный срок.

Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный.
Выявление проблемы, формулирование темы, целей и задач, сбор и изучение необходимой литературы, в том числе нормативных документов. Анкетирование учащихся.

2 этап - Создание творческой команды.
Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты. Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна дружная команда. В редакционную коллегию входят группа учащихся 5-9-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей.
1. Куратор проекта школьной газеты (Разработчик проекта).
2. Главный редактор.
3. Дизайнер - проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи грамотно и лаконично).
5. Фотокорреспонденты - учащиеся увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом.
6. Корректоры - учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка.
7. Верстальщики - учащиеся и учитель Информатики и ИКТ, умеющие работать на компьютере, необходимо знание программ: MS Publisher, Adobe PageMaker, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader.

3 этап - Определение стиля и дизайна газеты.
До начала издания необходимо хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно того, какую газету мы собираемся выпускать? Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

Разработка плана работы службы.
провести собрание для создания журналистского объединения;
разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
разработать положение о школьной газете;
выбрать название газеты;
организовать обучающие занятия по специальностям:
русский язык и литература, культура речи;
информационные технологии: работа с программами: MS Publisher, Adobe PageMaker, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader;
работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты;
презентация первого номера;
способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов) – постоянно;
регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть.

Схема организации выпуска школьной газеты.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Технические средства для работы: компьютер, фотоаппарат, сканер, принтер, Интернет.
Перечень рубрик газеты: Сегодня на уроке, Слово педагогам, Выпускникам на заметку, Новости спорта, наши успехи, Поэтическая страничка, О времени и о себе, Вопрос-ответ, Поздравляем, Делу время, а потехе час, колонка психолога.

Работа над выпуском газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки). "Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам, каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Статьи имеют свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.

План реализации проекта:
Этап проекта
Сроки
Мероприятие, форма
Промежуточный результат

Подготовительный
Февраль
2014 г
Анкетирование учащихся 1-9 классов и учителей «Есть ли необходимость издания электронной школьной газеты в школе?», изучение литературы по теме проекта
Выявлены актуальные проблемы школьного сообщества

Создание творческой команды.
Март-Апрель
2014 г.
Работа в группах, собеседования с учащимися. Обучающие занятия по специальностям.
Из числа учащихся 5-8 кл. сформирована проектная группа, разработана концепция газеты, положение о газете, определен функционал каждого участника.

Определение стиля и дизайна газеты.
Май
2014 г.
Работа в проектной группе, работа с литературой, Интернет – ресурсами.
Определить содержание, стиль газеты, ее форму, название, с какой частотой будет выходить газета, каков предполагаемый формат и объем газеты.

Разработка плана работы службы.
Май
2014 г
Практическая работа с программами: MS Publisher, Adobe PageMaker, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader; с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
План работы службы.

Схема организации выпуска школьной газеты.
Сентябрь
2014 г.
Определение темы. Объединение статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.


Работа над выпуском газеты (выпуск последующих № газеты)
Октябрь- январь
Обработка материалов, подготовка публикаций, верстка газеты (создание 1 полосы, журнал. жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки), печать газеты.
Выпуск газеты.


Техническое обеспечение проекта
Компьютеры. Принтер. Сканер. Цифровой фотоаппарат.
Работа в Интернете. Работа на школьном сайте. Работа с программами: MS Publisher, Adobe PageMaker, Adobe Photoshop, MS Word, MS PowerPoint, MS Excel, MS Paint, AABBYY Fine Reader.
Заключение
Отчетом о проделанной работе стал выпуск очередного номера газеты. За период работы над проектом мы научились общению, сбору и обработке информации, познакомились с законами о СМИ, научились работать со справочной литературой, постепенно овладеваем навыками профессии журналиста, развиваем культуру речи и повышаем грамотность. Создали благоприятные условия для развития личности. Сформировали школьное журналистское объединение.
Тираж газеты ограничен, поэтому возникла необходимость сделать школьную газету более доступной для школьников и родителей. С этой целью на сайте школы создана страничка в главном меню под названием «Школа+» с целью расширения круга общения, размещения на сайте ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной газеты.
Цель работы считаю достигнутой.
Библиография:
Босова Л.Л. Курс информатики и ИКТ как точка роста процесса информатизации образования [электронный ресурс]
Громыко Н. В. Надпредмет. Учебное пособие для учащихся старших классов [электронный ресурс]/ Ю.В.Громыко. М., 2001.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум [текст]/ Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
О печати: закон РФ.
Ресурсы интернет:
Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3.Что такое журналистика? (определение). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Спасибо за внимание!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15