Урок по русскому языку для 2 класса по теме «Как мы используем алфавит?»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10
городского округа Кинель Самарской области










Разработка урока русского языка

Тема: «Как мы используем алфавит?»
2 класс








Учитель начальных классов
Фенюк С.А.










Кинель, 2013

Тема урока: «Как мы используем алфавит?» 2 класс.

Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв.
Задачи:
образовательная:
научить называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке
развивающая:
развивать умение анализировать сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся;
воспитательная:
воспитывать положительную мотивацию в обучении;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность;
здоровьесберегающая:
создатьусловия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.

Планируемые результаты:
личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
метапредметные
познавательные:
умение извлекать информацию из текста;
находить ответы на вопросы, анализировать, делать выводы, сравнивать;
регулятивные:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
предметные:
умение называть буквы и записывать слова в алфавитном порядке.
Технологии: проблемно-диалогические, игровые, здоровьесберегающие.
Оборудование: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 2 класс», рабочая
тетрадь «Русский язык. 2 класс», «Толковый словарь Ожегова», плакат
«Алфавит».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Встали ровно, подтянулись
И друг другу улыбнулись.

II. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
- Всегда ли совпадает написание и звучание слов? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (Применить правило)
(На доске запись)
[жыраф] [йама] [пращай] [дуп] [лук] [сом]

- Прочитайте первое слово. Какая орфограмма есть в этом слове? (ЖИ пиши с буквой И)
- Прочитайте второе слово. Какая буква заменит два первых звука? (Я)
- Прочитайте следующее слово. Назовите орфограмму в этом слове. (Прощай – это словарное слово. Запоминаем букву О)
- Прочитайте следующее слово. Есть орфограммы в этом слове? (Парная согласная на конце слова)
- Какую букву напишите и почему? (ДУБ – ДУБЫ. Пишем букву Б)
- Какая орфограмма в следующем слове? (Орфограмм нет)
- Запишите слова, подчеркните орфограммы.

III
·. Самоопределение к деятельности.
- Дома вы выполняли задание, в котором нужно было найти значение слов.
- Какие слова настоящие? (Энциклопедия, трагикомедия. рододендрон)
- Какое слово вы не смогли найти в своём словарике? (Кувырколлегия)
- У меня в руках толковый словарь Ожегова. Ребята, кто мне поможет найти это слово? Может оно есть в этом большом словаре?
- Почему у вас не получается? (Много слов, трудно искать)
- Кто знает, что нам поможет найти нужное слово в словаре? (Алфавит)
- Действительно, все слова в словаре расположены по алфавиту.

IV. Работа по теме урока.
- Откройте учебник на с.81. Прочитайте вопрос, на который сегодня ответим. (Как мы используем алфавит?)
- Прочитайте названия букв алфавита. (Читают хором)
- Для чего нужно знать алфавит? (Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в каталогах)
- Назовите буквы алфавита по порядку. (Называют по цепочке)

Упражнение 122 (с.82)
- Прочитайте задание. Каких букв не хватает в алфавите? (Букв, обозначающих гласные звуки)
- Назовите место каждой из них. (А – в начале алфавита, Е – между Д и Ё и т.д.)
- Сколько всего букв, обозначающих гласные звуки? (Десять)
- Сколько букв не обозначают звуков? (Две)

V. Физкультминутка.
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!


VI. Закрепление изученного материала.
1. - Рассмотрите рисунки. (На доске) Прочитайте слова-названия предметов. Что обозначают эти слова?
ЭСКИМО ЧАЩА УХА КАША
- В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы. (ЭС, ЧА, ЩА, ХА, ША)

2.Игра «Расколдуй слово»
На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОА
Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. ( Лопух, мосты, глушь, бинты, авось)

VII. Рефлексия.
На доске тест с дифференцированными заданиями.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
(По окончании проводится фронтальная проверка)

VIII. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня вспомнили?
- Для чего нужно знать алфавит?

IX. Домашнее задание.
1.Повторить алфавит.
2. Выполнить упражнение 79 на с.37 в рабочей тетради.

15