Урок по теме «Пиксель»


Тема урока: Пиксель.
Цели урока:
Общеобразовательная цель:
освоить содержание понятия «пиксель»
иметь представление о понятиях «телескоп», «лупа» и «микроскоп»
знать и ориентироваться в графическом интерфейсе графического редактора «Paint»
Развивающая цель:
развитие алгоритмического мышления
развитие творческого потенциала учащихся
Воспитательная цель:
восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека
формировать и развивать информационное видение окружающего мира
Оздоровительная цель:
Соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин)
Следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 50–70 см. и т.д.)
Оборудование урока:
Учебник «Информатика» 5 класс под ред. Н.В. Макаровой
Рабочая тетрадь по информатике к учебнику под ред. Н.В. Макаровой
Презентация к уроку по теме «Пиксель»
Мультимедийный проектор
Лупы
Газеты с цветными и черно-белыми фотографиями
Магнитная доска
Тесты
Персональные компьютеры
Тип урока: нетрадиционный
Виды работ, используемые на уроке:
Работа в группах
Индивидуальная работа
Эксперимент
Исследовательская деятельность
Проблемное обучение
Работа по карточкам
Формы: Общеклассная (фронтальная), индивидуальная, самостоятельная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока (3 мин)
Организационный момент.
(Проверка готовности к уроку, приветствие, установление психологического контакта в классе.)
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнце, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняюсь,
Слово «здраствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне
Чтоб земля наша всегда цвела,
Я желаю всем здоровья и добра.
Здравствуйте, ребята!
Ещё с древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили «Будь здрав», позднее «Будь здоров», и, наконец, «Здравствуйте», то есть люди желали здоровья друг другу.
А теперь сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).
И так начинаем наш урок с проверки домашнего задания.
2. Постановка целей и задач урока
– Сегодня у нас с вами несколько необычный урок. И чтобы наш урок был плодотворным давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: “ Я слышу – я вижу – я делаю”.
Нам предстоит отправиться на поиски слова, которое внезапно исчезло из названия темы нашего урока. Обратите внимание на доску.
На доске надпись:
«Что такое _____________?»
Чтобы отыскать это новое понятие мы должны будем вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках. (Кроссворд)
III. Повторение пройденного материала. Опрос (5 мин.)
Для того чтобы быстро повторить ранее изученный материал я предлагаю вам выполнить задания по карточкам
IV. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
– Назовите, пожалуйста, как называются специальные приборы, которые находятся на ваших столах, для чего они предназначены, и кто может ими пользоваться?
На партах у учащихся лежат лупы. Выслушиваются ответы учащихся. Делается вывод:
– Это лупы и предназначены они для увеличения изображения предметов и их части, пользуются ими повсеместно в школе, дома и т.д.
V. Начало работы с презентацией урока (Презентация)
– Прочитайте и ответьте на вопрос спроецированный, на экране. (Слайд № 2)
– Какие  еще специальные приборы вы знаете для увеличения изображения предметов или их части?
– А теперь проверьте свои ответы.
Просмотр слайдов № 3, 4, 5 презентации.
VI. Эксперимент (3 мин.)
– А сейчас ребята я предлагаю и вам поработать с лупами. Используя эти физические приборы, проведите исследование газет с цветными и черно-белыми фотографиями лежащих на ваших партах. (Дети рассматривают картинки через лупу).
– Что вы можете сказать о том, что увидели через лупу? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Делается вывод:
– При увеличении видно, что фотографии состоят из маленьких разноцветных квадратиков.
– Вы правильно заметили, что фотографии при увеличении состоят из маленьких разноцветных точек. Из таких же маленьких точек состоит и изображение на экране монитора.Любое изображение на экране монитора состоит из маленьких светящихся точек. Они настолько малы, что их трудно различить невооруженным глазом. На хорошем экране они сливаются в единое изображение. Изображение, построенное из отдельных цветных элементов, вы можете увидеть не только на компьютере. Вспомните, например, мозаичные картины из цветных стекол, или рекламный щит, на котором слова складываются из горящих лампочек, или приветствие на трибуне стадиона из цветных щитов или флажков, которые поднимают болельщики.
Показ слайдов № 6, 7, 8, 9 (презентация). 
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
VII. Практическая работа (3 мин.)
Учащимся предлагается занять свои места за компьютерами, предварительно повторив основные правила техники безопасности при работе за компьютером, включить их, и выполнить задания указанные  на слайде № 10 презентации. Работа выполняется пошаговым методом под руководством учителя.
Учащиеся переходят к компьютерам, и учитель напоминает технику безопасности в шуточной форме:
Друзья! Задам я вам вопрос, А вы над ним подумайте. Придумайте одно из двух —“Да” или “нет”, — ответьте вслух. Коль вы находчивы сполна, Поможет рифма, но она Настолько хитрая у нас, Что может с толку сбить подчас. Скажи, когда везде отключен свет, Компьютер-ноутбук работать будет? (Да.)
А выключишь компьютер без труда,Лишь дернув штепсель из розетки? (Нет.)
А можно на экране указать предмет,Лишь щелкнув кнопкой мыши? (Да.)
Ответь, а может иногда компьютерВключен быть, а на экране - темнота? (Да.)
А в Painte мы нарисовать букетИз белых лилий можем? (Да.)
Способен ли компьютер, дай ответ, Три дня работать безотказно? (Да.)
А тех, кому и года нет,Сажают за компьютер? (Нет.)
В конце спросить пришла пора:А вам понравилась игра? (Да.)
VIII. Лабораторная работа (18–20 мин.)
– Сегодня мы с вами будем создавать рисунок по пикселям.
Объясняется алгоритм выполнения работы слайды № 11, 12 (презентация) и дети выполняют ее самостоятельно, используя учебник с. 59 задание 2.18 (Приложение 2) создание рыбки или с. 135  задание п.2.4. создание слоника. Сильным учащимся предлагается выполнить задание повышенной сложности с. 59 учебника задание 2.19 (Приложение 2). создание акулы.  Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Проверка работ учащихся, анализ.
IX. Обобщение урока (2–3 мин.)
– В заключение нашего урока я предлагаю вам выполнить еще одно задание. (Слайд 13) Используя материал учебника на 58 странице ответить на вопрос.
Учащимся раздаются карточки для обобщения Приложение 3. Проверка выполнения  задания.
– Ребята, с каким новым понятием мы познакомились сегодня  на уроке? (Пиксель).
На магнитную доску к имеющимся словарным карточкам добавляется слово пиксель. (Приложение 5)
– Как звучит тема нашего урока? («Что такое пиксель?»)
Слово пиксель дописывается на доске в названии темы урока.
X. Подведение итогов урока (выставление оценок) (2–3 мин.)
– А сейчас мы подведем итог нашего урока. На уроке все ученики работали хорошо, активно и получили следующие оценки. (Комментируются оценки, выставляемые за урок).
–XI. Задание на дом (2 мин.)
Стр. 58–59 учебника § 2.12.В рабочей тетради на печатной основе выполнить задания с.38 № 68, 69.
12. Рефлексия
Итог урока Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “ Что ты делал целый день”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма?