План урока географии в 10 классе по теме Численность, динамика, размещение населения мира

План урока географии
Тема: «Численность, динамика, размещение населения мира»
Класс-10


Цели урока
образовательные: сформировать представление о численности населения Земли, выявить закономерности динамики численности населения мира, выявить причины, повышающие рост рождаемости снижающие смертность, определить последствия высокой (низкой) рождаемости (смертности), познакомить с новыми терминами;
воспитательные: показать значение переписи населения для развития экономики стран, продолжить формирование навыков работы в коллективе;
развивающие: продолжить развитие навыков работы с картами, таблицами, статистическими материалами, развить навыки поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, политическая карта мира, карта анаморфоза численности населения мира, красные и синие жетоны (по 20 шт).

Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами изучим численность населения мира, её динамику, выявим причины, влияющие на рождаемость и смертность.
Обращаю ваше внимание на сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , который мы будем использовать сегодня на уроке. Страница «Счётчик населения России и мира». Давайте засечём численность населения на данный момент, а в конце урока узнаем, на сколько человек нас стало больше.
На уроке за правильные ответы вы будете получать красные и синие жетоны. Красный – абсолютно правильный ответ.
Синий – правильный ответ с недочётами.
В конце урока по этим жетонам вы будете получать оценки за урок.

Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения.

Население Земли: Следующий миллиард когда?
Год
Численность населения, млрд чел.
Число лет до следующего миллиарда

1804
1


1927
2
123

1960
3
33

1974
4
14

1987
5
13

1999
6
12

2013
7
14

2028
8
15

2054
9
26

Для того чтобы узнать численность населения страны проводят переписи населения. О них вам расскажет

Опережающее задание 1 уч-ся «Переписи населения».
Отмечу, что в ряде африканских стран, например Чад, Нигер, Мали всеобщие переписи населения не проводятся, проводится только подсчет населения.
- А в нашей стране, когда проводилась последняя перепись? (в октябре 2010 г.)
Население вплоть до 17-18 в.в. росло медленно и неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).
- В чём причины небольшого роста населения до XX века? (эпидемии, частые войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина).

О численности населения мира и темпах её роста даёт представление таблица на слайде.
- Определите, когда произошло резкого увеличение численности населения? (в начале XX века).
- Подумайте, в каких регионах мира оно произошло? (Европа, Северная Америка).

Резкое увеличение численности населения называется «демографический взрыв».
В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.

Работа в группах.
Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах мира. Высчитать среднюю арифметическую.

МАЛЬЧИКИ - Зарубежная Европа, Азия, Африка
ДЕВОЧКИ – Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

- Какие регионы имеют высокие показатели?

Высокие темпы прироста вызывают ряд проблем. Каких?
Ответы уч-ся:
- продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах. В целом по миру недоедают 500 млн.человек.
- истощение земель – из-за нерационального их использования.
- сведение лесов – вследствие вырубки лесов на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
- загрязнение окружающее среды – результат урбанизации
- проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны – рекордсмены по среднегодовым темпам прироста на слайде.
- Какие это страны по уровню ВВП? (развивающиеся)
Страны с минимальными показателями 1% и менее: Россия, Латвия, Украина, Болгария, Эстония.

Страны – рекордсмены по численности населения на разных этапах на следующих слайдах.
. Численность населения крупнейших стран мира, 19002050 гг.
1900 г.
Название государства
Население (млн чел.)

Китай
440

Индия
285

Россия
132

США
76

Германия
56

Австро-Венгрия
45

Япония
44

Великобритания
41

Франция
40

Индонезия
35


1950 г.
Название государства
Население (млн чел.)

Китай
563

Индия
370

США
152

Россия
102

Япония
84

Индонезия
83

Германия
68

Бразилия
53

Великобритания
50

Италия
47


1990 г.
Название государства
Население (млн чел.)

Китай
1139

Индия
851

США
250

Индонезия
188

Бразилия
151

Россия
148

Япония
124

Пакистан
114

Бангладеш
110

Нигерия
87


2006 г.
Название государства
Население (млн чел.)

Китай[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1313

Индия
1080

США
296

Индонезия
241

Бразилия
186

Пакистан
162

Бангладеш
144

Россия
143

Нигерия
128

Япония
127


2050 г. (прогноз)
Название государства
Население (млн чел.)

Индия
1531

Китай
1395

США
408

Пакистан
348

Индонезия
294

Нигерия
258

Бангладеш
255

Бразилия
233

Эфиопия
171

Конго, ДР
152


По прогнозам Россия будет занимать к 2050 г. 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.
Численность населения мира растёт за счёт естественного прироста.
- Вспомните формулу естественного прироста. (ЕП=Рождаемость – Смертность)
- К чему приводит высокий уровень естественного прироста? (увеличивается численность населения, к «демографическому взрыву», обостряются социально-экономические проблемы государств, перенаселённость и т.д.)
- Для каких стран он характерен? (для стран с низким уровнем экономики, развивающимся)
- К чему приводит низкий и средний уровень естественного прироста? (к старению нации, «демографическому кризису»)
Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий прирост населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он в разных странах различен. На рождаемость и смертность влияют социально-экономические факторы.

Процессы, влияющие на уровень смертности: питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития медицины, войны, конфликты и т.д.


Работа в группах.
МАЛЬЧИКИ. Выявить процессы, влияющие повышение рождаемости (низкий уровень жизни, преобладание сельского образа жизни, религия, традиции многодетности, ранние браки, рост уровня медицины, улучшение санитарной культуры)

ДЕВОЧКИ. Выявить процессы, влияющие на понижение рождаемости (высокий уровень жизни, высокий уровень урбанизации, высокий уровень образования, увеличение расходов на содержание ребёнка, эмансипация, последствия войн, увеличение возраста вступления в брак).

Проверка работы групп (слайды)

Страны рекордсмены по показателю рождаемости на слайде.



Естественный прирост населения зависит от типов воспроизводства. С ними мы ознакомимся на следующем уроке.
Закрепление
ИТОГИ работы с ИНТЕРНЕТ-ресурсами


Подведение итогов рейтинга ответов учащихся, выставление отметок.

Домашнее задание.































15