Программа по литературе для 9 класса 2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии с
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
-Основной образовательной программой СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;

-Учебным планом СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2017 учебный год;
-Положением о рабочей программе педагога СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2016 г.;
-«Литература.Рабочие программы.Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9классы».Москва.«Просвещение».2014.Авторы: В.Я.Коровина,В.П.Журавлёв,В.И.Коровин,Н.В.БеляеваСтруктура Рабочей программы включает следующие обязательные компоненты:
-титульный лист,
-пояснительную записку, включающую описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; описание учебно-методического комплекта; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
-тематическое (поурочно-тематическое планирование) с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
-лист корректировки.
Место учебного предмета  в  учебном плане
Программа составлена в соответствии с Учебным планом СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2017 учебный год на 102 часа (3 часа в неделю),из них 12 контрольных работ,8 презентаций ученических проектов,классные сочинения-3,домашние-3.
Описание УМК согласно федеральному перечню учебников,утверждённых приказом Минобрнауки РФ,электронных и информационных ресурсов:
.«Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9классы».Москва.«Просвещение».2013.Авторы:В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева.
КоровинаВ.Я.,ЖуравлёвВ.П.,Збарский,И.С.,КоровинВ.И."Литератур.класс.Учебник в 2 частях.Москва."Просвещение".2012 год;
Беляева Н.В.,Ерёмина О.А."Уроки литературы 9 классе.Книга для учителя". Москва."Просвещение".2012год;
Дополнительная учебная литература:
1.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл. – М.: Просвещение, 2010.
2.Л.Л.Страхова. Литература. 9 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.
Для учителя:
1.Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис, 2013. 2.Л.Л.Бельская Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005. 3.Большой справочник зарубежных писателей. 1 и 2 часть. – М.: Дрофа, 2007. 4.Н.Ю.Буровцева. Кроссворды для школьников. Литература. –Ярославль.: Академия развития, 1998. 5.С.Я.Долинина. Литературный турнир. – М.: Наука, 2002. 6.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007. 7.Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 9 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл. авт.-сост. В.Я.Коровина и др.» 2012. 8.Золотарева И.В., Крысова Т.А. . Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2013. 9.В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература.9 класс.Методические советы. – М.:Просвещение, 2006. 10.Литература 5-9 классы. Активные формы обучения. Авторы-составители Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова, В.В.Никовска и другие. – Волгоград.: Учитель, 2008. 11.Наталия Миронова: Тесты по Литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. "Литература. 9 класс". Экзамен, 2013.
Словари
1.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие издания. 2.Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие издания. 3.JI ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010. 4.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998. 5.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и последующие издания. 6.Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. — М., 2008. 7.Скворцов Л.И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010. 8.Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. — М., 1996. 9.Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008 10.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 2000. 11.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Электронные ресурсы:
CD-диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс»;
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс»;
Слайд-комплект «Слово о полку Игореве в иллюстрациях художников»;
Слайд-комплект «А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество»;
DVD-диск «А.С.Пушкин. Лицейские годы».
Информационные ресурсы (с использованием интерактивной доски):
www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» ФГОСstandart.edu.ru http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный сайт www.еgе.edu. ru портал информационной поддержки Единого государственно го экзамена федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования» http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://pedsovet.su/ http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru—«Филологический портал». http://www.gramma.ru—сайт«Культура письменной речи» http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»), http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи. http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук,Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. www.openclass.ru (Презентации к урокам литературы и русского языка) 5-ege.ru (Тесты для самостоятельной работы учащихся старших классов) Капканы ЕГЭ (Материалы для учителей и учащихся при подготовке к ГИА) www.ext.spb.ru (Образовательный портал «Экстернат.РФ» , личный сайт) www.litrasoch.ru www.videouroki.net (Видеоуроки литературы и русского языка 8-11 классы) Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок» festival.1september.ru Сводная библиотека proshkolu.ru (личная страница,опубликованные работы) Интерактивная доска на уроке в школе interaktiveboard.ru Всё для учителя – urok.net Интернет-государство учителей intergu.ru Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: -выделение характерных причинно-следственных связей; -сравнение и сопоставление; -умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; -самостоятельное выполнение различных творческих работ; -способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; -осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); -владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; -составление плана, тезиса, конспекта; -подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; -самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность .
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:
В блок личностных универсальных учебных действий входят: -жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; -действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; -планирование–определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; -прогнозирование–предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция–внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; -элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ; -применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах); -знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); -умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; -понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; -подведение под понятия, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей, -построение логической цепи рассуждений, доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование; -действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В состав коммуникативных действий входят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия
Личностные:
-приоритетное внимание уделяется формированию: -выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; -готовности к самообразованию и самовоспитанию; -адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные:
выпускник получит возможность научиться: -самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; -выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; -основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; -адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; -адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; -основам саморегуляции эмоциональных состояний; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные:
учащийся получит возможность научиться: -учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); -оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; -осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; -в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; -устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; -в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные:
ученик получит возможность научиться: -ставить проблему, аргументировать её актуальность; -самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; -организовывать исследование с целью проверки гипотез; -делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать
-образную природу словесного искусства
-содержание и историческую основу произведений;
-черты литературных направлений;
-основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов
-систему художественных образов изучаемых произведений;
-позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
-основы сценического поведения героев в произведениях;
-содержание критических статьей к изучаемому произведению;
-приемы анализа прозаического и поэтического текста;
уметь
-составлять тезисы и планы прочитанных произведений; -владеть различными видами пересказа; -воспринимать и анализировать художественный текст; -определять род и жанр произведения; -определять тематику и проблематику произведений; -выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное; -участвовать в диалоге по прочитанному произведению; -выявлять авторскую позицию; -выделять смысловые части произведения; -давать характеристику героев; -сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; -выражать свое отношение к поступкам героев; -строить устные и письменные высказывания; -характеризовать особенности сюжета и композиции произведения; -глубоко анализировать художественный текст; -анализировать изобразительно-выразительные средства; -самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения; -писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи; -перефразировать мысль; -владеть монологической и диалогической речью; -развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; -использовать различные виды пересказа и чтения; -владеть основными видами публичных выступлений; -осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров; -проводить информационно- смысловой анализ текста; -найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для; 1) осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества; 2) развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры; 3) удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; 4) увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 5) использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся
№ Форма деятельности Часы Тема учебной
деятельности
1 Контрольная работа. 1 «Слово о полку Игореве»
2 Отрывок наизусть. 1 М.В.Ломоносов«Ода на деньвосшествия…»
3 Отрывок наизусть. 1 Г.Р.Державин «Властителям и суди
ям».
4 Письменный ответ на проблемный вопрос. 1 В.А.Жуковский 5 Монологи Чацкого и Фамусова наизу сть Письменный ответ на проблемный вопрос. Домашнее сочинение. Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний». 2 А.С.Грибоедов 6 Стихи наизусть. Сочинение домашнее Наизусть отрывки из романа «Евгений Онегин». 3
А.С..Пушкин 7 Контрольная работа 1 А.С.Пушкин 8 Стихи наизусть. 1 М.Ю.Лермонтов 9 Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Домашнее сочинение. 1 М.Ю.Лермонтов 10 Презентация проектов. Сочинение. 1 Н.В.Гоголь
11 Письменный ответ на проблемный вопрос.Сочинение. 1 Н.В.Гоголь
12 Домашнее сочинение об образе «маленького человека». А.П.Чехов 13 Анализ эпизода из повести «Собачье сердце». 1 М.А.Булгаков 14 Контрольная работа по литературе 20 века. 1 15 Наизусть «На поле Куликовом». 1 А.А.Блок.
16 Наизусть стихотворение С.А.Есенина (по выбору) 1 С.А.Есенин 17 Контрольная работа.Анализ стихов
Заболоцкого «Завещание» 1 Н.А.Заболоцкий 18 Чтение наизусть стихов А.А.Ахматовой 1 А.А.Ахматова 19 Чтение наизусть стихов Пастернака
«Во всём мне хочется дойти…» 1 Б.Л.Пастернак 20 Письменный ответ на проблемный вопрос. 1 А.Т.Твардовский 21 Чтение наизусть стихотворения Горация «Памятник» (в переводе) 1 Зарубежная литература
Содержание учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства Историческая основа памятника,его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли Авторская позиция в «Слове». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов Жизнь и творчество (обзор) Учёный,поэт,реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские,декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть«Бедная Лиза»,стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
Из русской литературы XIX века
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
“Море”. Романтический образ моря. "Невыразимое". Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг…», «Два чувства дивно близки нам…». «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. «Моцарт и Сальери» Проблема гения и злодейства. Трагическое начало «Моцарта и Сальери».Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени».Основные мотивы лирики. «Сметь поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нет, я не Байрон,я другой…», «Расстались мы,но твой портрет…», «Есть речи-значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из русской литературы XX века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования. Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.Теория литературыХудожественная условность,фантастика,сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия)
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений.жанров,видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Послушайте!»,«Люблю».НоваторствоМаяковскогопоэта.Своеобразиестиха,ритма,словоторчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая» «Пушкин, «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны», « ANNO DOMINI».Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя,вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».Философская глубина лирики Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».Стихотворения о родине, о природе. Интонаци и стиль стихотворений.Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков (обзор).
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Сологуб. «Серенада»; Н.Некрасов. «Тройка»; Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.И.Тютчев. «К.Б.»; А.К.Толстой. «Средь шумного бала,случайно…»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М.Симонов. «Жди меня,и я вернусь…»; Н.А.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр…
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах-знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы…
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлеиа,гуманиста эпохи Возрождения. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте.Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя…).»Фауст»-философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,динамика бытия. Итоговый смысл великой трагедии. Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Основные теоретико-литературные понятия
1.Художественная литература как искусство слова.
2.Художественный образ.
3.Фольклор. Жанры фольклора.
4.Литературные роды и жанры.
5.Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
6.Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
7.Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
8.Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа
ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
№ Тема урока Основное содержание
содержания

Контроль
Введение. 1 час
1 Литература и её роль в духовной жизни человека Чтение и обсуждение сочинений, обсуждение слов М.Щербакова, высказываний русских писателей, выразительное чтение стихотворений Ахматовой, Пастернака, Бунина, беседа, викторина Презента
ция Из древнерусской литературы. 3 часа ( 1 к.р. )
2 «Слово о полку Игореве» Лекция учителя с элементами беседы о древнерусской литературе, беседа-подготовка к восприятию поэмы, обсуждение слов Жуковского. Сообщение уч-ся – историческая основа «Слова», анализ заглавия поэмы, чтение и анализ «Слова», работа с иллюстрациями художников В.Семёнова,И.ГоликоваГ.Маковской Н.Рериха.ПрезентацияПроверка тетра
дей, знаниясодержания поэмы
3 «Слово о полку Игореве»
Прослушивание фрагмента из «Слова о погибели земли Рус
ской», поиск географических названий в поэме, голосов природы, образы русских князей, пейзажи в поэме. Ихроль, роль словосочетания «русская земля». Работа срепродукцией Рериха, образ половецкой степи, сравнение, «златое» слово Святослава Опрос, проверка знания текста,
исторической основы «Слова»
4 К.Р.Контрольная работа Знакомство с темами сочинений по «Слову о полку Игореве», обсуждение, сбор материала
Сочинение
Из литературы 18 века. 8 часов ( 1 к.р. )
5 Классицизм в искусстве Лекция учителя о классицизме. Конспектирование уч-ся, сообщение уч-ся о преобразованиях петровской эпохи,судьбе Ломоносова– презентация уч-ся Проверка конспектирования, опрос, проверка подготовленных дома творческих работ
6 Ломоносов и его творчество Чтение стихотворений и анализ их: «К статуе Петра великого».«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великогосеверного сияния» Опрос, проверка знаний уч-ся по теме урока
7 Оды Ломоносова Обсуждение проблемного во
проса : «Почему Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы»?, анализ «Оды на день», художественные особенности её 8 Державин. Жизнь и творчество Проверочный тест, сообщения уч – ся – дом. зад.;беседа с классом, чтение и анализ стихотворений,од Державина – выполнение разноуровневых заданий уч-ся , сопоставление, выводы Тест, опрос
9 «Памятник»ДержавинаСравнение«Памятников» Горация,Державина,ПушкинаЧтение наизусть
10 Н.М.Карамзин. «Осень» Чтение творческих работ уч ся, понятие о сентиментализме, лекция учителя,конспектирование уч-ся 11 Повесть «Бедная Лиза» Отчёты групп о выполнении заданий. Раскрытие образов героев. автора, его отношения к героям, словарная работа слово «бедная». Проверка выполненного группой задания, знание текста повести
12 Письменный ответ на вопрос Роль эпохи классицизма в рус
ской культуре. Открытия
классицизма в литературе Сочинение
Из литературы 19 века
В.А.Жуковский. 3 часа
13 В.А.Жуковский.
Жизнь и творчество Понятие о романтизме, слова Пушкина о Жуковском, отношение к Жуковскому его сов
ременников - слово учителя, сообщение уч-ся о судьбе поэта, о роли Жуковского в судьбе Пушкина, сопоставление стихотворений Жуковского «Вечер» и Державина «Соло
вей», выводы 14 Элегия«Невообразимое» Повторение основных черт романтизма, чтение и анализ стихотворений «Море» и «Не
выразимое», Выразительное чтение
15 Баллады Жуковского Анализ баллады «Светлана»,
сравнение баллад «Людмила» и «Светлана»-сообщение уч-ся Опрос, проверка дом. задания
А.С.Грибоедов. 7 часов (1 к.р. )
16 А.С.Грибоедов.Жизнь и творчество Презентация-представление жизни и творчества ГрибоедоваПроверка сообщений,конспектов,умение слушать и понимать
17 Комедия «Горе от ума» Устное сочинение «Каким я представляюсебеГрибоедова?»,сообщение уч-ся «История
замысла комедии», чтение учителем фрагмента из книги А.Тимрота «Бунт сердца и ума», черты классической комедии, сообщение уч-ся о списке действ. лиц, анализ афишки, чтение начала коме
дии с элементами анализа
Устное сочинение «Каким я представляю себе Грибоедова?»,сообщение уч-ся«История замысла комедии», чтение учителем фрагмента из книги А.Тимрота «Бунт сердца и ума», черты классической комедии, сообщение уч-ся о списке действ. лиц, анализ афишки, чтение начала коме
дии с элементами анализа Проверка дом. за
дания,умения анализировать Проверка дом. Задания,умения анализировать
18 Система образов комедии.Знакомство с героями.
Фамусов Выступление групп уч-ся, краткие записи в тетради, анализ 1-6 явлений и беседа, слово учителя, чтение 7-10 явлений по ролям и анализ их, слово учителя. Выступление групп уч-ся, краткие записи в тетради, анализ 1-6 явлений и беседа, слово учителя, чтение 7-10 явлений по ролям и анализ их, слово учителя. Проверка уровня читательского восприятия в ход
е беседы, опроса
19 Образ фамусовскойМосквы Анализ 2 действия. Чтение монологов Фамусова наизусть, чтение по ролям 2 явления, образы Фамусова, Чацкого и Софии, анализ эпизода «Падение Молчалина с лошади», групповая работа: 1- диалог Софии и Чацкого, 2 – диалог Чацкого иМолчалина(д.3),
слово учителя Проверка моно
логов Фамусова наизусть
20 Чацкий. Знакомство с памяткой «Анализ эпизода», составление плана эпизода «Бал в доме Фаму
сова», постановка проблемы, анализ эпизода: ответы уч-ся – дом.задание (индивид.работа), анализ, чтение монолога Чацкого, анализ его, рассуждение и вывод. Анализ эпизода, составление плана
21 Критика о пьесе Грибоедова Сравнение точек зрения об уме Чацкого Пушкина иГончарова,Высказывания литераторов, отыскивание ответов на неясные вопросы, рефлексия Проверкаумения работать в группе 22 К.Р.Письменный ответ на проблем
ный вопрос Знакомство с темами сочинений по комедии, обсуждение их, отбор эпиграфов, сбор материалаСочинение
А.С.Пушкин. 17 часов ( 1 к.р. )
23 А.С.Пушкин.
Жизнь и творчество Лекция-презентация с элементами беседы, сообщениями уч-ся, выразительным чтением стихотворений поэта. Проверка усвоения материала, конспектов уч-ся
24 Лицейская лирика Групповая работа с презента
цией – выступления уч-ся по теме урока, чтение стихотворений, анализ их. Проверка групповой работы
25 «К Чаадаеву»,
«Деревня» Выразительное чтение строчек из стихотворения «19 октября», слово учителя о воль
нолюбивой лирике поэта, чтение ст. «К Чаадаеву», сообщение о Чаадаеве, анализ стихотворений, Пушкин в Михайловском - сообщение уч-ся, анализ стихотворений «Во глубине…», «Анчар» Наизусть отрывок из«Деревни»
26 Эпоха романтизма
в творчестве Пушкина «Южные поэмы».История со
здания и своеобразие. Роман
тические образы Пушкина Презентация
27 Михайловское.Любовная лирика Презентация – рассказ о жен
щинах, которым Пушкин посвятил свои стихи, чтение и анализ стихотворений. 28 Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Анализ стихотворения. Сочинение Наизусть стихи
«Я помню чуд
ное…»
29 Образ природы в лирике Пушкина Сообщения уч-ся о стихах,передающих чувства автора че
рез образы природы Разбор выразите
льных средств
30 Тема поэта и поэзии Выразительное чтение наизусть стихотворений Пушкина, групповая работа – чтение и анализ стихотворений о творчестве «Пророк», «Арион», «Поэт», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг…», сообщения уч-ся о последних днях жизни Пушкина. Проверка состав
ленных планов
31 Роман в стихах «Евгений Онегин» Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта. Презентация – работа над романом «Евгений Онегин», чтение «Посвящения», анализ Чтение наизусть, проверкаконспектов (выборочно)
32 Образы главных героев.Онегин и автор Особенности романа, «онегинская» строфа, чтение и ком
ментирование 1 главы. Опрос фронтальный и индивиду
альный 33 Онегин и Ленский Проверка дом.задания, беседа по второй главе романа. Заполнение таблицы – сравнение Чацкого и Онегина, Онегин и Ленский, сравнение Опрос, проверка заполненной таблицы 34 Татьяна-нравствен
ный идеал Пушки
на Опрос по вопросам дом. Зада
ния, анализ 3 главы, сообщение на тему «Интересы и за
нятия дворянской женщины», выразит. чтение письма Тать
яны, обсуждение, исповедь Онегина, чтение и анализ Составление образа Татьяны и отрывок наизусть
35 Образ России в романеИзучение сатирических строф романа.Обобщение и выводы 36 Лирические отступления в романе Ответы на вопросы дом. Зада
ния. Беседа по содержанию 5 гл., сообщение заполнение таблицы «Сон Татьяны и именины», анализ 6 гл., 37 Пушкинский роман в зеркале исто
рииБеседа по вопросам, особенности композиции,рефлексия, проверочный тест по роману «Евгений Онегин» 38 «Моцарт и Сальери».Трагедия как жанр
Проверочный тест «Жизнь и творчество Пушкина», анализ «Маленьких трагедий», обсуждение поэмы «Моцарт и Саль
ери» - презентация Проверочный тест,вовлечение в обсуждение трагедии
39 К.Р.Контрольная работа. Письмен
ный ответ на проб
лемный вопрос Выразительное чтение наизусть монологов героев рома
на Пушкина, сбор материала к сочинению Сочинение
М.Ю.Лермонтов. 14 часов ( 1 к.р. )
40 М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество Лекция с элементами беседы – презентация,видеоролик – романс «Молитва» Проверочная работа по биографии Лермонтова
41 Лирический герой
Лермонтова Слово учителя о роли поэта в жизни общества, чтение и анализ ст. «Смерть поэта»,чтение ст. «Пророк», инд.задание- сравнит. анализ ст – й Пушки
на и Лермонтова, чтение и анализ ст. «Кинжал» и «Поэт», составление плана по теме урока. Опрос,проверка планов
42 Мотивы одиночества в лирике Лермонтова Анализ стихотворения
«И скучно и грустно» Выразительное чтение стихов
43 Размышления о творчестве Лермонтова Работа в группах.Составление плана работы.Защита тезисов о творчестве Лермонтова Сочинение-рассуждение
44 Тема судьбы поколенияАнализ стихотворения «Дума» Проверказнания выразительных средств
45 «Дума» и«Родина» Выразительное чтение наизусть, чтение и анализ ст – й «Монолог» и «Гляжу на будущность с боязнью, словарная работа – элегия, значение слова «случайно», рефлексия. Слово учителя , чтение и анализ ст. «Как часто…», чтение ст. «Родина» и анализ его, чтение и анализ ст. «прощай, не
мытая Россия…», вывод.ПрезентацияАнализ«Родина»
46 Любовная лирика М.Ю.ЛермонтоваЧтение наизусть стих. «Роди
на», чтение и анализ ст. «И скучно, и грустно…», сообщения уч-ся по теме урока, чтение и анализ стихотворений «Я не унижусь пред тобой…», «Расстались мы…», сообщение о Лопухиной, анализ ст. «Молитва» Чтение наизусть
47 Роман «Герой на
шего времени» Слово учителя о романе «Герой нашего времени», сообщение уч-ся, слово учителя Конспект статьи учебника о рома
не
48 Особенности ком
позиции романа и воплощение автор
ского замысла Изучение статьи учебника.
Составление конспекта Конспект
49 Печорин в системе образов Беседа по вопросам, инд. Зада
ние, наблюдение и выводы. ( по повести «Бэла») Сравнительная
таблица портрета Печорина
50 Печорин иМаксим МаксимычСлово учителя, обсуждение повести. проверка заполнен
ной таблицы, вывод о Печорине и М.М. 51 Печорин и Грушницкий Групповая работа – обсуждение повести «Княжна Мери» Анализ эпизода
дуэли
52 Повесть«Фаталист» и её значение Слово учителя о судьбе чело
века, беседа по вопросам, тест по роману Лермонтова 53 К.Р.Контрольная работа Письменный ответ на проблемный вопрос Консультации учителя попредложенным темам,редактирование сочинений (черновики) Развитие письме нной речи
Н.В.Гоголь. 8 часов ( 1 к.р. )
54 Н.В.Гоголь Презентация – уч-ся исполняют роли литературоведа, критика, автора, матери писателя, редактора и др. лекция учите
ля с обменом информации уч-ся: выявление круга проблем, над которыми нужно будет работать на уроках. Проверить подготовку уч-ся к уро
ку
55 Поэма «Мёртвые души» Урок - заочная экскурсия по губернскому городу, чтение диалога из пьесы Шварца
«Дракон», анализ эпизодов «Посещение Чичиковым гражданской палаты», «Смертьпрокурора», работа с рисунками уч-ся Проверить знание текста поэмы, умениориентироваться в содержа
нии 56 Мёртвые и живые души в поэме Выразительное чтение наизусть отрывка, работа с титульным листом поэмы,изображённым самим Гоголем, разговор о мёртвой и о живой душе, со
ставление опорной схемы 57 Чичиков-новый герой эпохи Групповая работа уч-ся,презентация, записи в тетради Составление плана развития образа
58 Поэма о величии Руси «Повесть о капитане Копей
кине» , чтение и анализ отрывков, общие выводы о дороге и её роли в поэме. Анализ 11 главы поэмы«Мёртвые души»
59 Образ автора.Своеобразие языка Выразит. чтение наизусть от
рывка из поэмы, понятие о сатире, работа по карточкам- опорные слова, работа с иллюстрациями, подбор мелодий, работа со словом, чтение и анализ эпизода «Забирайте же с собою в путь…», дискуссия, вывод о мастерстве писателя. 60 Презентация проектов Презентация одного из помещиковПрезентация уча
щихся 61 К.Р.Контрольная работа.Ответ на один из проблем
ных вопросов Сочинение «Гоголь есть!», написание творческих работ Сочинение
Ф.М.Достоевский. 3 часа
62 Ф.М.Достоевский.
Обзор творчества и биографии Лекция о Достоевском, состав
ление тезисов, работа в групп
ах с элементами лингвистического анализа Обобщение изученного 63 Повесть Достоевского «Белые ночи» Аналитическое чтение повес ти «Белые ночи» Изучение терминов 64 Развитие понятия о повести и психологизме в «Белых ночах» Сочинение-характеристика героя Составление портрета героя
А.П.Чехов. 3 часа
65 А.П.Чехов.Обзор жизни и творчестваПересказ главы «Я проваливаюсь», анализ её, лекция учите
ля об эпохе Чехова, работа с опорными тезисами, записи в тетради 66 А.П.Чехов.«Смерть чиновника» Чтение рассказа и анализ.Обобщение стиля писателя Пересказ
67 Рассказ «Тоска» Образ маленького человека в литера
туре Проверочный тест, анализ рассказа «Тоска».Изучение литературоведческих терминов.Составление черт маленького человека в литературе Проверочный тест
Из русской литературы 20 века. 26 часов ( 4 к.р. )
68 И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи» Презентация Слово уч-ся о Бунине, анализ рассказа «Тёмные аллеи» 69 Цикл «Тёмные ал
леи»Развитие понятия о психологизме в литературе Презентация рассказов. Пере
сказ Вовлечение уч-
ся в обсуждение рассказа
70 М.А.Булгаков. «Собачье сердце» Слово учителя, словарная работа- эксперимент, гипофиз, эволюция, дифференцирован
ные задания по тексту, работа с таблицей, работа в парах, кроссворд, аллегория,обобщение и рефлексия 71 Сатира Булгакова в повести «Собачье сердце» Анализ повести,выявление сатирических сцен Анализ эпизода
72 Контрольная работа. Классное сочи
нение анализ эпи
зода из повести
«Собачье сердце» Работа в группах. Творческая
Работа по выявлению идеи по
вести Булгакова Анализ эпизода
73 М.А.Шолохов. «Судьба человека» Аналитическое чтение рассказа Проверка знания текста рассказа. Тест
74 «Судьба человека»
Смысл названия, судьба Родины Монологическая речь-рассуждение на восприятие расказа. Судьба Родины в изо
бражении судьбы Андрея Сок
олова Сочинение на во
енную тему Сочинение на военную тему
75 А.И.Солженицын Слово о писателе.
«Матрёнин двор» Рассказ учителя и уч-ся о судьбе писателя(составление таблицы), женские образы в рус
ской литературе - беседа Знаиие текста рассказа,проверка составленных таблиц, анализ рассказа
76 Образ праведницы Анализ рассказа образ рассказ
чика, групповая работа,составление таблицы, обобщение, выводы 77 Контрольная работа.Письменный ответ на один из проблемных вопросов Обобщение прочитанного.Формирование умения высказывать отношение к прочитан
ному Сочинение
78 Из русской поэзии 20 века Общий об
зорУрок – концерт: сообщения уч-ся, слушание романсов на стихи русских поэтов. Сообщения на ос
нове исследовательской работы
79 Штрихи к портретам. А.А.Блок.ЛирикаВыразительное чтение наизусть и анализ стихов Блока, слово учителя о Блоке, работа со статьёй учебника, составление плана, обсуждение вопроса: «Какой представляется вам личность поэта?», чтение и анализ стихотворений 80 Штрихи к портретам А.А.Блок.Лирика Выразительное чтение стихов и анализ выразительных сред
ствЧтение наизусть
81 Штрихи к портретам. С.А.ЕсенинВыразительное чтение наизусть и анализ стихов Есенина, слово учителя о поэте, работа со статьёй учебника, составление плана, обсуждение вопроса: «Какой представляется вам личность поэта?», чтение и анализ стихотворений 82 Штрихи к портретам С.А.ЕсенинВыразительное чтение стихов Есенина и презентация Чтение наизусть
83 Штрихи к порте
там. В.В.Маяковский«Послушайте» Выразительное чтение наизусть и анализ стихов Маяков
ского, слово учителя о поэте, работа со статьёй учебника, составление плана, обсуждение вопроса: «Какой представ
ляется вам личность поэта?», чтение и анализ стихотворений Выразительное
чтение ст-ия Мая
ковского 84 Штрихи к портретам. Марина Цветаева Чтение сочинений. Обсуждение написанного.Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений, рефлексия Проверить сформированный на
вык анализа стихотворения 85 Штрихи к портретам. Марина Цветаева Работа в группах: исследовательская работа и составление статьи о своеобразии лирики Цветаевой Проверить сформированный на
вык анализа стихотворения 86 Штрихи к портретам. Н.А.Заболоцкий Выразительное чтение наизусть и анализ стих. Ахматовой, слово учителя о Заболоцком, работа со статьёй учебника, составление плана, обсуждение вопроса: «Какой представляется вам личность поэта?», чтение и анализ стихотворенийПроверить сформированный на
вык анализа стихотворения 87 Контрольная работа.Анализстихотворения Заболоцкого
«Завещание» Развитие умения анализа поэтического текста и выразите
льных средств. Выявление поэтического стиля поэта Анализ стихотворения
88 Штрихи к портретам. А.А.АхматоваЗвучит романс «Смятение», работа с эпиграфом, групповая работа, «Осенняя песня» Чайковского, рассказ о судьбе поэта. Выразительное чтение наизусть стихотворений и анализ их 89 Стихи из книг «Чётки» и др. Определение тематики стихов
ранней лирики Чтение наизусть стихов из сборника «Вечер»
90 Штрихи к портретам.ПастернакБ.Л. «Никого не будет в доме…»-прослушивание, восприятие, слово о поэте учителя, сообщения уч-ся, работа с учебником «В творческой лаборатории», чтение и анализ стихотворений 91 «Во всём мнехочется до самой сути» Выразительное чтение стихов.
Анализ стихотворения Наизусть стихи
«Во всём мне…»
92 Штрихи к портретам.А.Т.ТвардовскийВыразительное чтение наизусть стих. Пастернака, слово о Твардовском – учитель, чтение и анализ стихотворений о родине.Работа по карточкам - групповая, анализ стихотворений,сообщения уч-ся. Опрос, чтение и анализ стихотворений
93 Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов Сочинение-рассуждение о поэзииСочинение
94 Романсы и песни как синтетический жанр Презентация известных роман
сов. Выразительность речи
95 Романсы и песни как синтетический жанр Концерт Из зарубежной литературы. 6 часов
96 Гораций «Памятник» Слово об античной литературе,сравнение с другими«Памятниками» Чтение наизусть
97 Данте Алигьери.
«Божественная ко
медия» Изучение композиции поэмы.
Устные рассказы по иллюстрациям Дали 98 Шекспир«Гамлет» Судьба Шекспира – сообщения уч-ся, набат колокола, чтение стих. М.Цветаевой «Офелия – Гамлету», беседа о бес
смертии Гамлета, чтение стихотворений Блока и Пастер
нака, посвящённых Гамлету Чтение по ролям
99 Шекспир«Гамлет» Обсуждение вопросов: Почему же так тянет к Гамлету? Почему к нему обращаются поэты? Образ Гамлета, «вечные» вопросы, любовь к Офелии, смерть на страницах трагедии, судьба героя, стихотворения Д.Самойлова и Б.Окуджавы, обсуждение проблем
ного вопроса 100 Гёте. «Фауст».Обзор некоторых сцен Сообщения учащихся об исто
рии поэмы «Фауст» Устная монологическая речь
101 Итоговый смысл великой трагедии Аналитическое чтение поэмы и попытка понять её смысл 102 Урок итогового повторения Сочинение-рассуждение на одну из изученных тем Сочинение