Тестовые задания к тексту Д.С. Лихачева О памяти для учащихся 9 классов


Тестовые задания к тексту Д. С. Лихачева «О памяти»
для изложения в 9 классе.
Цели анализа текста: в рамках подготовки к ОГЭ - повторение вопросов различных разделов языкознания, совершенствование навыков правописания, обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
О ПАМЯТИ
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4)  Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. (6)Память – преодоление времени, преодоление смерти. (7) В этом величайшее нравственное значение памяти. (8)«Беспамятный» – это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.  (9) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (10)Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (11)Без памяти нет совести.
(12)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. (13) Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям.   (14)Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. (15)Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. (16) Память – наше богатство.
Задание 1. Выберите заголовок к тексту:
Память – преодоление времени, преодоление смерти. 
Запоминается то, что нужно.
Память - это важнейший творческий процесс.
Совесть - моральная оценка совершенного.
Память не противостоит уничтожающей силе времени.
Задание 2. Определите тему текста: (Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится)
1)О воспитании человечности.
2)Об основах поэзии.
3)О величайшем нравственном значении памяти.
4)О воспитании решительности в действиях.
5) О бескорыстности поступков.
Задание 3. В каком предложении выражена главная мысль текста?
1)6)8)10) 15)Задание 4. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
Память является нашим богатством.
Память не связывает настоящее и прошедшее.
Хранить память, беречь память – это нравственный долг каждого человека.
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Задание 5. Какой(какие) прием(ы) сжатия использованы в данном абзаце:
(1)Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…(2)Это важнейший творческий процесс. (3)Запоминается то, что нужно, образуется традиция. (4)  Память противостоит уничтожающей силе времени. (5)Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.1) упрощение 2) исключение 3) обобщение 4)перестановка 5)слияниеЗадание 7. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует пара слов:
Уничтожающий – истребляющий?
синонимы;
антонимы;
диалектизмы;
омонимы;
паронимы.