Внеклассное мероприятие к 160 летию Самарской Губернии


Внеклассное мероприятие
к 160 –летию Самарской губернии.
       
«Ой, ты Родина, край наш Самарский родной!»
Цель: Изучить  события Самарской губернии  в разных культурных направлениях с к.18 - н. 20 веков.
Задачи: 1.Отразить основные события в культурной жизни
губернии.
2.Уметь  пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.
3.Воспитывать любовь к маленькой родине через изучение памятных страниц истории.
Форма проведения: Заочное путешествие.
Подготовка к мероприятию: работа в группах по разным направлениям.
Оформление: Герб Самарской губернии, эскиз самарского знамени, музыка, эпиграфы, портреты художников и их работы , презентация,  декарации к сценке, таблички: «Историки» , «Писатели», «Художники», «Актёры», «Архитекторы», « Композиторы»
               
Эпиграфы: «…Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно».
                               А.С.ПушкинВеликую землю, любимую землю.
Где мы родились и живём,
Мы Родиной милой, мы
Родиной светлой, мы
Родиной нашей зовём.
                                    М.С.Лисянский.
                         
                     Ход мероприятия.
Музыкальное оформление.
Вижу чудное приволье. Слова Ф. Савинова, музыка неизв. автораРусская народная песня. обр. Н. Иванова
Ведущий. ( На фоне музыки)
 МАЛЕНЬКАЯ РОДИНА обладает особой притягательной силой. Человек не выбирает ту культурно-историческую среду, в которой ему суждено родиться и прожить свой век. А ведь это  самое светлое , что есть у человека. Это самая ценная реликвия в нашей жизни. которую мы обязаны свято хранить и бережно передавать из поколения в поколение. Мы стоим на пороге знаменательной даты -160-летия Самарской губернии. И поэтому наше мероприятие посвящаем сегодня самому родному и дорогому городу Самаре.
Итак, давайте мысленно перелистаем яркие страницы культурной жизни нашего города. Но начнем с зарождения Самары.
Историки.
1-ученик
Истоки Самарского края  уходят в глубокую древность. С незапамятных  времен крупнейшая река Европы  влекла к себе человека.  Богата  история нашего края. Официальной датой основания города-крепости Самары  на Волге  считается 1586 года. По указу царя Феодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшего рядом с городом, и для охраны границ. Основателями Самары были воевода Засекин и стрелецкие головы Елчанинов и Стрешнев.  В 1688 г. статус центра края изменился - Самара из крепости стала городом.
В 1850 г.6 декабря император Николай I издал следующий Указ .
2-ученик
Николай I. (зачитывает Указ)  Правительствующему Сенату о создании Самарской губернии. Для облегчения местного управления губернией: Оренбургской, и Симбирской повелеваем: Образовать на левом берегу Волги новую губернию, под названием Самарской, в которой городу Самаре быть губернским городом. Меру сию привести в действие с 1 января будущего 1851 года,
3-й ученик
      Торжественный прием в Самаре по случаю открытия нового российского региона состоялся в доме купца Макке 1 января 1851 года, в 3 часа пополудни. При финансовой помощи самарского купечества здесь были накрыты столы на 108 персон. На открытии присутствовал сенатор из Петербурга тайный советник Ф.Л. Переверзев, специально по этому случаю приехавший в Самару из Санкт-Петербурга, а также Самарский и Оренбургский генерал–губернатор В.А. Перовский. Епископ Симбирский и Сызранский Феодотий отслужил молебен и благословил город Самару иконой святителя Алексия, который предсказал его возвышение и величие еще в XIV веке. Затем начался обед, на котором выступили все приезжие высокие лица и самарский губернатор, который под крики «Ура!» произнес тост за здоровье государя-императора.
          В завершение торжеств руководитель нового региона С.Г. Волховский от имени всего губернского правления объявил благотворительную акцию по сбору средств на восстановление сгоревшей Самары. Сделал он это так, что все без исключения купцы, присутствовавшие на праздновании, просто не могли не пожертвовать на эти цели немалые денежные суммы – как правило, от 2 до 6 тысяч рублей серебром каждый. Закончилось торжество здравицей в честь новой Самарской губернии.
      17 июля 1851 года был утвержден герб губернского города, а   05.07.1878 года у Самары появился новый герб. В лазуревом щите изображен серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами , языком и черными копытами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою.

Ведущий. Сбылись пророческие слова светителя Алексея. До сегоднешних дней процветает наша Самара. Расширила свои границы, построила красивые храмы, культурные центры. Вырастила гениальных людей в искусстве, которыми будет  гордиться вечно .Литература
Ведущий: Долгое время, культурной же и, в частности, литературной жизни в городе фактически не было. Первое упоминание о писателях, живших или по различным причинам оказавшихся в нашем крае, относятся уже к концу XVIII. В середине ХIХ века одних литераторов привлекала природа и климат Самары, другим она была интересна как место, связанное с важными историческими событиями. Для третьих это был просто город, через который проходил их путь. С именами нашего края связаны имена многих выдающихся писателей.
Писатели.
1-й ученик
     Самарский край – родина поэта, крупного представителя русского сентиментализма Ивана Ивановича Дмитриева. Он родился в 1760 году в селе Богородское (ныне Сызранский район). Здесь прошли его детские годы.…О жизни И.И. Дмитриева в Сызрани мы можем найти свидетельства в его воспоминаниях: «В ясное утро, с первыми лучами солнца, я переезжал… реку Крымзу прямо против монастыря и, взобравшись на высокий берег, хаживал туда и сюда без всякой цели, но везде наслаждался живописными видами, голубым небом, кротким сиянием солнца, внешним и внутренним моим спокойствием. Везде давал волю моим мечтам, начиная мою прогулку всегда с готовой в голове работою. Потом спускался на воложку или к заливу Волги. Там выбирал из любого садка лучших стерлядей и привозил их в ведре к семейному обеду. Потом клал на бумагу стихи, придуманные в моей прогулке». В 1777г. появились первые стихотворения И.И.Дмитриева: «К Волге», «Стонет сизый голубочек», «Послание к Державину» и другие.
 Стихотворение « К ВОЛГЕ»
2-й ученик
Конец благополучну бегу! Спускайте, други, паруса! А ты, принесшая ко брегу, О Волга! рек, озер краса, Глава, царица, честь и слава, О Волга пышна, величава! Прости!.. Но прежде удостой Склонить свое вниманье к лире Певца, незнаемого в мире, Но воспоенного тобой!
3-й ученик
Исполнены мои обеты; Свершилось то, чего желал Еще в младенческие леты, Когда я руки простирал К тебе из отческия кущи, Взирая на суда, бегущи На быстрых белых парусах! Свершилось, и блажу судьбину: Великолепну зрел картину! И я был на твоих волнах!
4-й ученик
То нежным ветерком лобзаем, То ревом бури и валов Под черной тучей оглушаем И отзывом твоих брегов, Я плыл, скакал, летел стрелою — Там видел горы над собою И спрашивал: который век Застал их в молодости сущих? Здесь мимо городов цветущих И диких пустыней я тек.
5-й ученик.
     В 1833 году через Самарское Заволжье проезжает в оренбургские степи собирать материал для «Истории Пугачева» А.С. Пушкин. Он останавливался  в с. Смышляевка Самарской  губернии в доме Пустыннникова. Дальше путь  поэта шёл через Алексеевку, Кинель, Павловку и Борское. Во время своего пребывания в Борском           А.С. Пушкин просил собирать сходы, на которых записывал рассказы стариков о пугачёвцах. Этот материал был им использован в произведениях «История Пугачёва» и «Капитанская дочка»
6-й ученик.
    Был связан с нашим краем и Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1858). Его детство, отрочество, юность прошли в селе Аксаково (ныне Оренбургская область). С 1816 по 1826 год он жил в селе Надеждино (ныне Республика Башкортостан ). Из Аксакова и Надеждина  писатель ездил в симбирское имение отца и тетки. Путь проходил через самарские села Байтуган и Неклюдово, Красное Поселение. На реках Сок и Кондурча Аксаковы рыбачили, поили лошадей.
 С описанием сел Байтуган, Неклюдово, Красное Поселение… мы встречаемся в повести «Детские годы Багрова-внука». Аксаковы имели свой дом на курорте Сергиевские Минеральные Воды. Здесь происходит действие повести «Наташа». В его произведениях мы встречаемся с художественным описанием флоры и фауны Самарской губернии. Наш край  он называл «чудесным и благословенным хранилищем земных богатств».
  Самара оказала определенное воздействие и на творчество сына С.Т. Аксакова – Ивана. Известный славянофил, критик, публицист и поэт И.С. Аксаков в 1848 году лечился в Серноводске. Здесь он работает над поэмой «Бродяга», получившей впоследствии особую популярность.
7-й ученик
 Самара сыграла немалую роль в жизни русского писателя Л.Н. Толстого, в его творчестве. А для Самарской губернии трудно переоценить значение помощи крестьянам в голодные годы, которую неоднократно оказывал Толстой, привлекая всю российскую и зарубежную общественность.
     Впервые Лев Толстой увидел Самарскую землю в мае 1851 года, когда отправился на Кавказ и проезжал мимо Сызрани. Одиннадцать лет спустя, в мае 1862 года, он вновь приезжает в наши края. Год был для Льва Николаевича очень тяжелым: утомительная работа в Яснополянской школе, хлопоты по изданию журнала "Ясная Поляна", смерть старшего брата - все это пошатнуло здоровье, и врачи рекомендовали поехать в одну из степных губерний на кумыс. Он выбирает Самару, куда приезжает со слугою Алексеем Ореховым и двумя учениками своей школы Егором Черновым и Василием Морозовым. Толстой поселяется в местечке Каралык, в 130 верстах от Самары, где пробыл с 27 мая примерно до 12 июля.  Из Самары он пишет: "Путешествие я сделал прекрасное. Места мне очень нравятся...".                                           В июле 1872 года Лев Николаевич из Нижнего Новгорода на пароходе отплывает в Самару. В новое имение приезжает на полмесяца, руководит строительством хозяйственных построек, работает над арифметикой для 3-й книги "Азбуки". В письме к жене отмечает: "…Что здесь за воздух, это нельзя понять, не испытавши...".
8-й ученик
     Летом следующего года вся семья Толстых с С.А. Берсом прожила на самарском хуторе около двух месяцев. Здесь была закончена подготовка к переизданию романа "Война и мир"         (он из 6-томного был превращен в 4-томный).                                                        В это же лето Л.Н. Толстой добровольно взял на себя миссию по спасению голодающих самарских крестьян. Самарская жизнь дала много материала Л.Н.Толстому. В 70-е годы, во время почти ежегодных поездок в наш край, создавалась "Анна Каренина". Самарские впечатления отразились в легендах и рассказах "Волга и Вауза", "Много ли человеку земли нужно", "Ильяс", "Два старика", в комедии "Плоды просвещения", в романе "Воскресение", в статье "Исповедь" и др. В планах Толстого было и произведение, сюжет которого связан с Самарой. В его дневнике от 27 июля 1889 года есть запись о творческом замысле "История самарского переселения - хорошо бы …".
         Ведущий. С нашем краем связано много писателей, поэтов, которые  внесли  немалый вклад в развитие общенациональной  культуры и оказали большое влияние на нравственную  атмосферу и состояние культуры Поволжья.
Театр
Ведущий. С древних времен  в культурной жизни народов большое место занимал театр, который был призван стать могучим орудием просвещения.
     Не возможно представить художественную жизнь Самары без театра. Рождение академического театра драмы , как и нашей губернии произошло 160 лет назад. Мы сейчас попробуем проследить первое его зарождение, познакомиться с первыми артистами и заглянуть  на сцену .Актеры
1-й ученик
Академический театр драмы имени М.Горького - самый старейший из всех театров. До 50-х годов 19 века Самара ещё не знала,что такое театр.
    Первый  деревянный театр в городе Самаре был открыт Е.Стрелковым на берегу Волги  в так называемой «Гаване», в доме Лебедева 1851 г.  8 ноября 1851 г.- день открытия спектаклей в Лебедевском  доме – и нужно принять как дату начала Самарского театра. Для трудящихся этот театр был недоступен. Переводные водевили и пошлые мелодрамы шли с одной – двух репетиций. За сезон выпускалось 150 новых спектаклей. Артисты испытывали острую нужду. Три года спустя  в городе случился пожар и театр сгорел. Но уже через три месяца, осенью 1854 г.театральный сезон открылся в новом здании. Он просуществовал 30 лет. На смену в 1888г. пришел театр-терем, который украшает городской ландшафт Самары и в наше время..
2-ученик
Своей труппы в Самаре не было, театральная комиссия  приглашала на один или несколько сезонов. Театр последовательно развивал реалистические традиции русского сценического искусства. В нем играли замечательные русские артисты М.Писарев, М.Савина, М. Иванов-Козельский, А.Ленский, В.Андреев- Бурлак, А. Лубский, С.Муратов и другие. Одновременно  с произведениями В.Шекспира, Ф. Шиллера, комедий А. Островского, «Горе от ума» А.Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Н.Гоголя  в театре шли низкопробные слезливые мещанские развлекательные мелодрамы. 
 
3-ученик  
     Атмосфера таинственности и неблагополучия окружала будущую актрису с рождения Пелагею Стрепетову. Дело в том, что Стрепетова была подкидышем. Днем своего рождения она считала 4 октября - именно этим вечером 1850 года на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова был найден сверток с младенцем женского пола. Кем были настоящие родители девочки, так и не прояснилось .С приемными родителями девочке определенно повезло. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.. Впрочем, уже тогда стало очевидно, что лучше всего начинающей актрисе удаются роли женщин из низов.  Лизавета из драмы Писемского "Горькая судьбина", пожертвовавшая всем ради  любви, стала самой знаменитой ролью Стрепетовой: она играла ее больше тридцати лет, почти до самой смерти. Так же её коронной ролью  стала Катерина в «Грозе».
4-й ученик
     В канун двадцатилетия Стрепетовой повезло: она переехала в Самару и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова.  После казанских сезонов Стрепетова стала по-настоящему знаменитой. Слава о трагической актрисе дошла до обеих столиц. В провинции ей было уже тесно. В 1873 году она триумфально выступила на гастролях в Москве и на несколько лет перебралась в первопрестольную.В 1881 года Стрепетова была приглашена  в Александрийский театр и прослужила там  почти десять лет. В течение многих лет Стрепетова жила более чем скромно - копила деньги на оплату учебы своего обожаемого сына. Пелагея Антипьевна умерла от рака в 1903 году.
5-й ученик
    Случались в театральной жизни Самары и чрезвычайные происшествия. В сезоне 1910/11 гг. весь город был потрясен трагической гибелью артиста Виктора Мамонтова…Шел спектакль «Лесные тайны», артист играл роль Фавна.  Случайно Костюм его партнёра загорелся. Мамонтов бросился на помощь,стремясь сорвать с него горящую одежду. Но в это время загорелся его собственный костюм, пламя быстро охватило артиста, он мгновенно превратился в горящий факел. Подоспевшие актеры пытались потушить огонь, но было уже поздно. Спасти его не смогли.  
6-й ученик
 
      За жизнью театра в 1895-1896 гг. пристально следил М. Горький, который призывал «обогатить культуру и духовную жизнь города». На страницах «Самарской газеты» он публиковал театральные фельетоны.  Первые  его пьесы на сцене появились в 1901 году. Это была инсценировка повести «Фома Гордеев». Театру в 1936г.  было присвоено имя М.Горького.
         Театральная жизнь Самары  богата. Творческие поиски  имели широкую и разнообразную направленность на протяжении его существования.
    Сценка из рассказа А.П.Чехова “Лошадиная фамилия”
Генерал Булдеев, генеральша, приказчик Иван Евсеич, доктор.
Ведущий: “У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой. Коньяком, прикладывал к больному зубу скипидар, керосин. Мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. …
Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.”
Иван Евсеич: Тут в нашем уезде, ваше превосходительство, десять лет назад служил акцизный, Яков Васильевич. Заговаривает зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой ! сила ему такая дадена…
Булдеев: Где же он теперь?
Иван Евсеич: А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает… тамошних саратовских на дому у себя пользуют, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему. Ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете!
Булдеев: Ерунда! Шарлатанство!
Иван Евсеич: А вы попытайте, ваше превосходительство. Выпить большой охотник,, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!
Генеральша: Пошли, Алеша! Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытывала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
Булдеев: Ну, ладно. Ну не только что к акцизному, но и к черту пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
Приказчик: Его в Саратове каждая собака знает. Извольте писать, ваше превосходительство: в город Саратов, стало быть… его благородию господину Якову Васильевичу…Васильевичу…
Булдеев: Ну?
Приказчик: Васильевичу…Якову Васильевичу… а по фамилии… А фамилию вот забыл!… Васильевичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…
Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.
Генеральша: Ну, что же? Скорей думай!
Иван Евсеич: Сейчас.. Васильевичу… Якову Васильевичу… Забыл! Такая еще простая фамилия.. словно как бы лошадиная… Кобылин. Постойте… жеребцов нешто? Нет, это не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…
Генеральша: Жеребятников???
Иван Евсеич: Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…
Генеральша: Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?
Иван Евсеич: Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Все не то!
Булдеев: Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!
Иван Евсеич: Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…
Генеральша: Коренников?
Иван Евсеич: Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!
Булдеев: (рассердился) Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? Ступай отсюда вон!
Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.
Иван Евсеич: Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Приказчик: (подняв вверх глаза) Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…
Иван Евсеич: Вспомнил?
Приказчик: Никак нет, ваше превосходительство.
Ведущий: И в доме все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…
Все выкрикивали: Табунов… Коненко… Конченко…Жеребеев… Кобылеев… Тройкин, Уздечкин, Рысистый, Лошадитский, Меринов! Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!
Генрал: Экий ты какой, братец беспамятный… Для меня эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!
Ведущий: Утром генерал опять послал за доктором.
Генерал: Пусть рвет! Нет больше сил терпеть…
Ведущий: Приехал доктор и вырвал больной зуб.
Приказчик: (бормотал) Буланов… Чересседельников… Засупонин… Лошадский…
Доктор: Иван Евсеич! Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…
Приказчик: (закричал радостно) Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов – фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!
Генерал: На-кося! (с презрением, поднося к лицу приказчика два кукиша) не нужно мне твоей лошадиной фамилии! На-кося!
Музыкальная Самара.
На фоне музыки. «Вниз по матушке по волге».
Ведущий. Музыка составляет неотъемлемую часть культуры Самары. С незапамятных времен  на берегах  Волги звучали замечательные песни, в которых народ запечатлел свои представления о повседневной жизни и исторических событиях о красоте среднерусской природы: «Вниз по матушке по Волге», «Уж вы, горы, горы Жигулёвские»…Много песен сложено о народном герое Степане Разине - «Свадьба», «Утёс Стеньки Разина»…
       Музыкальный фольклор памятником культуры становиться лишь тогда,  когда записан нотными знаками.
Давайте послушаем  специалистов  в этом вопросе. Как это начиналось .Композиторы
1-й ученик.
       Первые записи появились только в конце XVIII века, но уже в XIX веке собирание и изучение народных песен принимает широкий размах.
 Композиторы М.Балакирёв, Н.Римский-Корсаков, М.Мусоргский отправляются  в путешествие по Волге, собирают, записывают, затем обрабатывают народные мелодии и составляют сборники.
        Совершал в мае 1887 году путешествие  по Волге и П.И.Чайковский. Во время прогулки очень понравился наш город. В своем дневнике записал : «Город хоть куда. Единоверческая  церковь, оригинальное пение очень мне понравилось...»Похвальная оценка, к тому времени уже великого музыканта, говорит о многом.
2-й ученик
     Первым шагом на пути от любительства к профессионализму было открытие в 1902 году  в Самаре Русского музыкального общества. Самара стала 28-ой.
     С открытием этого общества  концертная жизнь в Самаре стала ещё более насыщенной и интересной. В зале цирка-театра «Олимп» выступал  замечательный певец Леонид Собинов, симфонический оркестр под управлением Сергея Кусевицкого исполнял произведения Бетховина, Листа, Чайковского. Выдающийся русский композитор  и пианист Александр Скрябин играл соло в своём Концерте для Фортепиано с оркестром
Ведущий : Каждая социальная  группа имела свои музыкальные пристрастия, традиции, формы музицирования. Для элиты приглашались солисты из миланского оперного театра, из Германии и других стран мира. Для среднего класса звучала музыка: увертюры Мендельсона, рапсодии Листа, романсы Глинки.
Особая страница истории музыкальной культуры Самары связана с именем Федора  Ивановича Шаляпина.
3-й ученик.
     
      Впервые совсем юный Шаляпин посетил наш город в качестве грузчика. Грузили муку. Второй раз  он приехал в Самару 18-летнем  юношей в 1891 году. Он работал хористом в малорусской труппе и совершал гастрольную поездку по волжским городам. В это время в Самаре жили его родители. Жили они в страшной бедности. В1909 году Фёдор Иванович  снова приезжает в Самару, но теперь как артист с мировым именем, великий русский певец. Жители очень тепло принимали его. На концерте публика  приветствовала бурными овациями.
    Память о Волге, горсть самарской земли с могилы матери Шаляпин хранил  до последних дней своей жизни. Самарцы тоже сохраняют благодарность великому артисту.
Ведущий. Не возможно охватить  всю  культурную жизнь нашего родного города. Музыкальная летопись Самары богата и ценна и на этом она не кончается, а продолжается.
 Исполнение песни фольклорной группой «Мокшаночка»
 « У нас под Куйбышевым»
Художественная галерея
Ведущий: мы продолжаем перелистывать историю нашей маленькой родины.
     Искусство — это независимая деятельность, построенная умом свободно от предрассудков воображения. Это борьба достоинств и недостатков. Истинное искусство всегда подлинно человечно. Цель художника — увидеть гармонию там, где ее никто не замечает.
Но конечно трудно не увидеть именно гармонию нашего края. Здесь все в полной гармонии, вся природа. Сила побеждает силу, красота побеждает все. Красота спасет мир. И именно эту удивительную красоту хотели отразить в своих шедеврах многие художники. Жемчужина  Жигулей явилась темой большинства из них.
Художники.
1-й ученик
      Красота волжской природы, стремление глубже узнать жизнь народа влекли русских художников в наш край.
Летом 1870 г. Живописцы Ф.А.Васильев, И.Е.Репин и Е.К.Макаров отправились в творческую поездку по Волге.
Художники останавливались в Ставрополе, Ширяеве и Морквашах. И.Е.Репин написал много пейзажей: «Шторм на Волге», «Волжский пейзаж с лодками» и другие. В 1871-1873 гг. на Академическую выставку была представлена картина «Бурлаки на Волге», в которой знаменитый художник показал жестокую эксплуатацию людей и воспел великую силу непокоренного человеческого духа.
     Художник Ф.А.Васильев в это время создал целую серию волжских пейзажей и один из своих шедевров - «Вид на Волгу». В Ширяеве работал передвижник К.Ф. Гунн, написавший картину «Самарский перевоз». В 1878 г. Художник  С.В. Иванов шагал вместе с переселенцами с.Марычевка, что под Самарой, и создал картину о народном горе  «Смерть переселенца».
    На Волге  в этот же период писал пейзажи И.К Айвазовский, который путешествовал по Волге в 1884 г. Здесь он написал картину «Волга у Жигулевских гор» и «Волга у Ветлянки». Известный самарский художник Н.Е.Симаков получил звание «классного художника живописи портретной».Он автор эскиза самарского знамени, которое в 1877 г.было передано в знак дружбы болгарскому ополчению.
    2-й ученик  
 
     Расцвет русского реалистического искусства связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В 1889г, свою выставку картин, художники-передвижники направили в Поволжье. Первая выставка  в Самаре функционировала 17 дней. На этой выставке представлены картины Г.Г Мясоедова, Н.А.Ярошенко. В.Е.Маковского,  В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, М.П.Клодта, Е.Е.Волкова и других художников.1892 г. Город стал местом второй выставки Товарищества передвижников.
3-й ученик
     Федор Емельянович Буров (1845—1895) — уроженец Самарской губернии, воспитанник Петербургской Академии художеств, возвратился в Самару в 1891 г. В то время он был известным мастером исторической и портретной живописи, полотна его выставлялись на выставках Академии художеств.
        Появление Бурова среди самарских художников сыграло значительную роль в развитии творческой жизни города. С юношеских лет он был связан с передовыми деятелями русской культуры — И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, А. И. Куинджи, А. П. Боголюбовым, позже познакомился с писателем И.С.Тургеневым. Разделяя  прогрессивные взгляды этого круга людей на роль изобразительного искусства в жизни общества, на необходимость организации выставок в провинциальных городах с целью просвещения масс, Буров стремился осуществить практически эти идеи в Самаре.
     В 1891 г. вместе с художниками К. П. Головкиным и Н. П. Осиповым он создает Самарский кружок любителей искусства. Членов кружка объединяла страсть к живописи, общие творческие устремления, организация ежегодных выставок. Выставки картин несли в себе идею приобщения к прекрасному и имели большое воспитательное значение.
4-й ученик
     В доме Бурова, где на втором этаже размещалась мастерская, постоянно встречались художники и почитатели искусства. Здесь были открыты и две выставки: самарского любительского кружка (1893) и картин самарских художников (1894).
      В мастерской художника в те годы можно было увидеть большую историческую картину «Шлиссельбургский узник», написанную в Петербурге (за эту работу Буров был удостоен звания классного художника I степени). Были здесь и новые картины — «Смерть Анны Карениной», «Александр Невский», иллюстрации к произведению Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», портреты самарского периода — художника К. Н. Воронова, председателя Самарского окружного суда В. И. Анненкова, сына декабриста, А. П. Щербачевой, дочери самарского городского головы П. В. Алабина, и другие.
    Многие годы мечтал Буров об открытии рисовальной школы. В Самаре это удалось осуществить, хотя в государственной помощи ему было отказано. «Классы живописи и рисования» Бурова просуществовали два года (1893—1895), они содержались на скудные средства самого живописца да на деньги, вырученные за работы учеников  
     В 1886 г. В Самаре был открыт краеведческий  музей
Ведущий .Сейчас мы  проверим полученные знания через конкурс. «Угадай художников» (2 команды)
Выставка картин. Соотнести картины и художников.
I задание.
1.И.Е.Репин                          а) « Вид на Волгу»
2.Ф.А.Васильев                  б) «Волга у Жигулёвских гор»
3.И.К.Айвазовский              в) «Бурлаки на Волге»
4.С.В.Иванов                       г) «Шлиссельбургский узник «
5.Ф.Е.Буров                         д) « Смерть переселенца»
Ответ: 1 в; 2 а; 3 б; 4 д;  5 г.
II задание.
Кто из живописцев отправился в творческую поездку по Волге в 1870году?
А) К.Ф.Гунн.                                        Г) И.Е.Репин.
Б) Ф.А.Васильев.                               Д) Е.К.МакаровВ) И.К.Айвазовский.                          Е) Ф.Е.БуровОтвет: Б, Г, Д.
Архитектура
Ведущий.  Архитектура позволяет судить о технических достижениях и художественных исканиях различных эпох, она наиболее зримо воплощает и их главкую сущность - систему общественных отношений, отношений к личности человека. Город Самара богата своими архитектурными сооружениями разных стилей.
      На рубеже XVIII-XIX веков для российских городов начали разрабатывать градостроительные планы. Городские плана представлялись на  рассмотрение царю. Так , план Самары 1804 года был подписан царем Александром I, а план  1853 года – Николаем I. Архитектура, Самары, многоликая, развивалась в русле российского зодчества XIX-XX  веков. Её художественный образ притягивал к себе путешественников, оказавшихся на волжской земле.
 Архитекторы.
 1-ученик.
      В  Самаре на углу ул. Водников и Комсомольской находилась  Успенская церковь. Она была  построена в 1828 г. по проекту известнейшего архитектора Поволжья  Михаила Петровича Коринфского. Церковь имела небольшие размеры, но выглядела величественной и монументальной. Она была построена  в стиле классицизма.На протяжении целого столетия являлась центром ройона.Но к сожалению она  была разрушена и на её месте стоит жилой дом.
2-ученик.
      Большой вклад  в архитектуру Самары внес  первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейслер. Самой известной работой его было здание бывшего дворянского (благородного ) общественного собрания. В 1851 году  зодчий составил проект на постройку этого дома.  Заказчиком выступал дворянин Аристарх Азарьевич Путилов, пожелавший возвести особняк, неимеющий себе равных в Самаре. В процессе строительства здание было перекуплено у А.А.Путилова дворянским собранием и обращено в постройку общественного назначения.
       Здание имело четкий монолитный объём параллелепипеда, разновеликие этажи, симметрию фасадов. Центральная часть выделялась декоративными деталями. На дворовом фасаде выделялся портик. Окна украшены наличниками. Выполнено здание  в стиле классицизма, но в столичных городах уже предпочтение отдавалось эклектике.
3-ученик.
    Придворный архитектор  Николая I  К.А.Тон  был привлечен  к работе по составлению проектов церквей. Автор знаменитого Храма Спасителя в Москве внес лепту и в строительство нашего Воскресенского собора.
       Самой крупной православной культовой постройкой Самарской губернии стал Воскресенский Кафедральный собор, вмещавший около 2 500 человек и построенный в 1866 - 1894 гг. на Кафедральной площади (совр. пл. Куйбышева). Собор был разрушен в 1935 г.                
       Император Александр II принимал участие в его строительстве, когда посетил Самару в 1871 г. Он положил краеугольный камень в стену собора. Его сыновья Александр (позже император Александр III) и великий князь Владимир положили в стену свои камни. Интерес Александра II к собору вполне объясним - строительство главного храма города началось после неудачного террористического акта, произошедшего в 1866 г., когда Каракозов пытался застрелить императора. К сожалению , лишь в воспоминаниях  современников и на старых фотографиях сохранился образ величественного кафедрального Воскресенского собора.
4-ученик.
     Демократическое направление  русского стиля, возникшее в последней трети XIX  века, было для Самары наиболее характерным. Ярчайшим  примером постройки этого направления является здание драмтеатра, построенное в 1888 г. по проекту московского архитектора Михаила  Николаевича Чичагова. На площаде между Струковским садом и женским монастырём находится театр-терем.                
      Его главный фасад особенно выразителен и наряден. Он имеет симметричное построение. Первый этаж рустован, а второй изобилует декоративными кокошниками, лепными рельефными деталями. Две башенки, украшенны гербом Самары. Крыша театра раскрашена в красно-зеленую  клетку. Это всё подчёркивает  мотивы русской архитектуры XVI-XVII веков .  От театра  прекрасный вид на Волгу. Из окон фойе мы можем любоваться прекрасным видом. Более ста лет это театральное здание украшает городской ландшафт Самары.
Ведущий. А сейчас мы проверим как вы усвоили полученную информцию. Мы предлагаем вам принять участие  в конкурсе кроссвордов.
 Вопросы по вертикали:
1.Писатель любивший бывать в наших краях.
2. Великий русский певец.
3. Самая известная работа этого архитектора здание общественного собрания.
4.Этот артист трагически погиб на сцене театра.
5.Его имя носит театр драмы с 1936 года.
6. Композитор путешествовал по Волге с целью сбора  и обработки народных мелодий.
       1                                                           5              6                        
           2                            4                     3 Ответы по вертикали:
(1. Толстой. 2. Шаляпин. 3. Мейслер 4.Мамонтов. 5. Горький. 6.Балакирёв )А теперь прочитайте слово по горизонтали.( САМАРА)
Ученик
Самара. Сергей Юдин.
Вот город здесь стоит красивый,На берегу реки - страны,Гуляет ветер там ленивый,Искрится в брызгах набегающей волны.Когда-то был богатый малый,Купцы съезжались торговать,И храм венчал всё златоглавый,И в град съезжались пировать...В основы космоса положен,Открыт для мира и гостей,Тут бункер Сталину был сложен,Есть цирк Попова для друзей.Сейчас разросся - современный,Есть,что увидеть,удивить,Готовит он гонцов вселенной,И старым может поразить.
На фоне музыки
Вижу чудное приволье. Слова Ф. Савинова, музыка неизв. автораРусская народная песня. обр. Н. Иванова
Ведущий.
    Наша экскурсия подошла к концу. Мы путешествовали во времени по разным улицам, по Волге, побывали в театре, встретились с интересными людьми. Конечно,  охватить всю культурную жизнь Самары не возможно. Во многих интересных местах мы не успели побывать, со многими великими людьми ещё не встретились. Но это уже новая страница в истории нашей МАЛЕНЬКОЙ РОДИНЫ.
Литература:
1.Сказания о первых самарцах: Очерки по истории Самары 1586 -1680-х  годов. Самара, «АртМакет»,1991 г.
2. Дмитриева Э.Я, Кабытов П.С.,Самарская область.Самара., 1996 г.
3 Край Самарский./ Под редакцией Л.В.Храмкова. Куйбышев: Кн.изд-во,1984 г.
4. Россия: Иллюстрированная энциклопедия.-М.:ОЛМА Медиа Группа,2008
5.Энциклопедия для детей. Русская литература. Москва. «Аванта+». 1998г.
6. Энциклопедия для детей. История России. Москва. «Аванта+».2002г.
7.Поурочные разработки по истории.10 кл ,Москва  «Вако.2010 »
11Адрес интернета : http://samara-istoriy.narod.ru/3.htmhttp://www.encspb.ru/article.php?kod=2804031374http://ru.wikipedia.org/wiki/7 
                                 Конкурс кроссвордов.
 Вопросы по вертикали:
1.Писатель любивший бывать в наших краях.
2. Великий русский певец.
3. Самая известная работа этого архитектора здание общественного собрания.
4.Этот артист трагически погиб на сцене театра.
5.Его имя носит театр драмы с 1936 года.
6. Композитор путешествовал по Волге с целью сбора  и обработки народных мелодий.
       1                                                           5              6                        
           2                            4                     3 Выставка картин. Соотнести картины и художников.
I задание.
1.И.Е.Репин                          а) « Вид на Волгу»
2.Ф.А.Васильев                  б) «Волга у Жигулёвских гор»
3.И.К.Айвазовский              в) «Бурлаки на Волге»
4.С.В.Иванов                       г) «Шлиссельбургский узник «
5.Ф.Е.Буров                         д) « Смерть переселенца»
II задание.
Кто из живописцев отправился в творческую поездку по Волге в 1870году?
А) К.Ф.Гунн.                                        Г) И.Е.Репин.
Б) Ф.А.Васильев.                               Д) Е.К.МакаровВ) И.К.Айвазовский.                          Е) Ф.Е.Буров