Проектная работа по музыке «Андрей Яковлевич Эшпай и его песенное творчество»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волжский городской лицей»





Проектная работа по музыке
«Андрей Яковлевич Эшпай и его песенное творчество»








Выполнила: ученица 5 б класса
Федотова Екатерина
Руководитель: учитель музыки
Зиновьева Ольга Геннадьевна






Содержание:

I. Введение стр.2.
II. Основная часть
2.1. Биография стр.3
2.2 Песенное творчество стр. 5
III. Заключениестр.8.
IV. Библиографический списокстр.9.



















Введение
Об Андрее Яковлевиче Эшпае написано и сказано очень много как о всемирно-известном композиторе. Меня привлекла его личность. Тем более он наш земляк.
Цель: Исследование жизни и песенного творчества А.Я.Эшпая.
Задачи:
1.Изучить биографию А.Я Эшпая.
2.Проследить связь А.Я Эшпая с Марийским краем и Чувашией.
3.Познакомиться с историей создания некоторых песен.
Объект исследования - композитор А.Я Эшпай, народный артист СССР.
Предметом исследования: биография композитора, его песни
Методы исследования: анализ литературных источников, собранной информации, интервью, воспоминания современников композитора и личные беседы с ним.






















«Всю жизнь мы пишем одно-единственное
произведение. Произведение это наша жизнь»
А.Я. Эшпай

Детство
Андрей Эшпай родился 15 мая 1925 года в старинном волжском городе Козьмодемьянске республики Марий Эл в семье Якова Андреевича Эшпая- выдающегося композитора и Валентины Константиновны Тогаевой - учителя русского языка и литературы, сестры чувашского композитора А. Н. Тогаева. Андрей Яковлевич всегда говорил, что на его формирование большое влияние с раннего детства оказывали близкие, и в первую очередь, отец. «Мой отец Яков Эшпай по национальности мариец. «Эшпай» в переводе с марийского - «хороший друг». Отец и его двоюродный брат Иван Палантай основоположники профессиональной марийской музыки», - рассказывает Андрей Яковлевич.
Мать Андрея Яковлевича Эшпая, Валентина Константиновна Тогаева (1898-1982), уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда,- учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских.
«Я считаю Чувашию моей второй родиной. Если мне плохо, я всегда еду в Мариинский Посад, в дом Тогаевых, там отдыхаю душой», – всегда говорит А.Я.Эшпай. – «Любимое место, где я провел золотые годы, Государева гора на Волге, близ Мариинского Посада. И сердце, и душа там. Напротив марийские леса и деревня Кокшамары, где родился папа. Неподалеку родные места мамы, она из семьи священника. Дедушка имел несколько приходов, его бархатный бас славился на всю округу. Я его застал, теперь он покоится в Мариинском Посаде».
В 1928 году семья Эшпаев переехала в Москву, где отец учился в аспирантуре. Андрею было тогда всего три года, а вот его старший брат Валентин уже занимался музыкой.
Каждое лето на все каникулы сыновей отправляли к родственникам в Маринский Посад, в дом Тогаевых
Вывод: Мариинский Посад, семья композитора Тогаева А.Н и его окружение, в котором рос будущий композитор, несомненно, во многом способствовали становлению Эшпая как творческой личности.
Юношество
В 1941 году Андрей Эшпай окончил Московскую музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано. Когда началась война, вопрос “Куда из Москвы эвакуироваться?” для семьи Эшпаев не стоял. Конечно, в Марпосад! Десятилетку Андрей заканчивал уже здесь, в городе своего детства.
Он рассказывает, как рвался добровольцем на фронт, однако не был принят в связи с возрастом. Зато будущий композитор и уже тогда талантливый пианист стал активным участником и концертмейстером местных агитбригад, выезжавших по всему району не только с концертами, но и с действенной помощью - помогая в уборке урожая. Ребята выступали перед воинами, уходящими на фронт, перед колхозниками после работы в поле, перед ранеными в госпиталях.
А в январе 1943, когда студенты вместе с вузом возвращались в Москву продолжать учебу, Андрей Эшпай отправился в Оренбург, в Чкаловское пулеметное училище, откуда его потом направили и на курсы военных переводчиков. Так в 19 лет в 1944 году Андрей Эшпай попал на передовую.
Он участвовал в боях за освобождение Варшавы, брал Померанский вал, принимал участие в окружении и преследовании противника в районе Польцина и Кольберга на Балтийском море, на реке Одер и побережье Померанской бухты.
С конца 1944 года воевал на 1-м Белорусском фронте. 9 мая 1945 года встретил в Берлине.
Его боевой путь отмечен орденом Красной Звезды, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", польской медалью "За Варшаву, 1939-1945 гг.". «Кто не был на войне, никогда не поймет, что это такое», - всегда повторяет Андрей Яковлевич. Он говорил, что особенно на фронте осознал свое призвание, почувствовал неодолимую тягу к творчеству и горячее желание посвятить свою жизнь искусству, рассказать о красоте мира, о радости жизни, в память о тех, кто пожертвовал собой ради счастья других.
Обретение мастерства
После войны Эшпай Андрей Яковлевич поступает в музыкальное училище при Московской консерватории. А затем поступает в консерваторию, которую оканчивает в 1953 году по классу композиции и фортепиано. В 1956 году там же оканчивает аспирантуру в классе у А. Хачатуряна. Еще во время учебы Эшпай Андрей Яковлевич, национальность которого по отцу была мариец, начинает собирать и обрабатывать народные песни, превращая их в инструментальные миниатюры. Но в это время он создает и объемные произведения: Симфонические танцы на марийские темы, Сонатина для фортепиано. В это время возникает еще одна тема - венгерская. Он пишет "Венгерские напевы". Эшпай будет возвращаться к ней еще не раз. В 1952 году Андрей Яковлевич Эшпай вступает в Союз композиторов, став самым молодым его членом.

Заслуги
Сейчас его имя известно далеко за пределами России. Облик композитора Андрея Эшпая будет неполным, если не коснуться других сторон его деятельности: педагогической с 1965 по 1971 год он вел класс композиции в Московской консерватории, в 1978 и 1979 годах проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов.
Андрей Эшпай Почетный гражданин городов Козьмодемьянска и Йошкар-Олы, а с 1979 года Почетный член Общества Ф. Листа в США. Он президент Российского авторского общества.
А. Эшпаю присвоено звание "Народный артист СССР" (1981), он удостоен Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976). За заслуги перед Отечеством в мирное время он награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), "Знак Почета " (1967).
Семья
Выдерживать сумасшедшие нагрузки и суровую действительность наших дней Андрею Эшпаю помогает семья. У Андрея Эшпая есть два сына Андрей и Валентин.
Андрей Андреевич Эшпай (18 апреля 1956) советский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Два Андрея старший и младший особая тема. Их сотрудничество началось в 1972 году, когда Андрей -старший написал песню на стихи Андрея-младшего "Зову тебя, но крик исчез во мгле" для кинофильма "Возврата нет". В полнометражных художественных фильмах "Шут" и "Униженные и оскорбленные" режиссер Андрей-младший использовал "готовую" музыку Андрея -старшего: в первом эпизод из "Песен горных и луговых мари", во втором эпизод из Второго скрипичного концерта.
Внучка Андрея, дочь Андрея-младшего и его жены (актрисы Евгении Симоновой), пианистка и актриса Мария Эшпай - Симонова продолжила династию.
8 ноября 2015 года мир облетела трагическая новость – умер Эшпай Андрей Яковлевич. Похороны собрали огромное количество людей, ведь композитора очень любили, он дружил со многими известными людьми. Композитора провели с большими почестями. Эшпай Андрей Яковлевич, похороны которого прошли на Новодевичьем кладбище, навсегда останется в истории русской музыки.










Вокальные сочинения
Песенное творчество - еще одна музыкальная грань, без которой невозможен полный портрет композитора. Хотелось бы отметить лишь некоторые его песни.

«Москвичи» - на стихи Евгения Винокурова.

Это очень известная песня, возможно, одна из самых известных песен А.Я.Эшпая. Она посвящена молодым ребятам, почти мальчишкам, которые ушли на фронт и не вернулись. Вот как сам Андрей Яковлевич Эшпай рассказывает об истории создания этой песни:
« Я написал ее для Марка Бернеса. Мы познакомились на съемках фильма «Ночной патруль», к которому я писал музыку. Потом, уже в Москве, он запросто приходил ко мне в гости. Это было в 1957 году. Марк Бернес принёс мне стихи и предложил написать песню. Когда я их прочел – просто обомлел! Все, о чем говорилось в этих стихах, было у меня в жизни. Даже девушка, которая не дождалась... Но автор – поэт-фронтовик Женя Винокуров – не мог знать этих подробностей. 
Мы тоже жили на Бронной, только не на Малой, а на Большой. Мой старший брат Валя погиб на фронте. Маме мы не сказали, и она ждала старшего сына всю жизнь. Надеялась на чудо. И тоже, как в песне, не спала, и «свет лампы воспаленной» горел в ее комнате ночами. Даже река в стихах та самая Висла, которую в войну мне довелось форсировать. «В полях за Вислой сонной лежат в земле сырой...", - напоминает слова песни Андрей Яковлевич. - Там действительно земля сырая была. В каждом слове правда, гениальны слова Жени Винокурова. Просто снайперские слова!.. Прямо при Бернесе я сел и наиграл мелодию!” 
Помню наши выступления с Иосифом Кобзоном в Казани люди плакали, потому что это коснулось души каждого», - рассказывал Андрей Яковлевич.

«Два берега» на стихи Г. Поженяна

Вот как рассказывает Андрей Яковлевич об истории этой песни.
«В Одессе снимали фильм «Жажда». Оператор Петя Тодоровский и режиссер Женя Ташков поставили непростую задачу: «Андрюша, завтра песню будем записывать в десять утра». А мне-то ничего не говорили и слов у меня нет. «Да, ладно, отвечают, напишешь». Гриша Поженян прочитал стихи. За ночь я написал музыку и досочинил третий куплет: «Ночь была, был рассвет, / Словно тень крыла. / У меня другого нет, /Я тебя ждала».

«А снег идёт» на стихи Евгения Евтушенко

Эта песня из кинофильма «Карьера Димы Горина» не теряет популярности уже много лет. В разные десятилетия ее исполняли разные певцы, в разной манере. АЯ. Эшпай говорит, что они с Е.Евтушенко сами не ожидали от песни такого долголетия. Он вспоминает, как прочитал сценарий о строителях на сибирской Ангаре, написал простенькую мелодию, которую показал молодому тогда поэту Евгению Евтушенко:"Я сыграл песню, ему понравилось, и он стал писать стихи, прочёл их мне:
- Ну, как?
-Потрясающе!
Такой у нас был разговор", - рассказывает Андрей Яковлевич.
После Майи Кристалинской эту песню пытались петь многие исполнители, даже зарубежные. Но получалась она только у тех, кто умел ценить волшебство Нового года. Мотив этой песни из тех, который, услышав случайно, напеваешь потом весь день. За многие десятилетия эта песня ни капельки не состарилась.

«Криницы» - на слова Виталия Карпенко

Написана песня к художественному фильму режиссёра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], снятому в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
О чём был фильм сейчас вспомнят немногие, а вот замечательную песню А.Я.Эшпая «Криницы» по сей день с удовольствием  исполняют многие коллективы.
Так,  Александр Свешников вспоминал, что его капеллу в Японии с этой песней три раза подряд вызывали «на бис». Сам Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал: «Однажды в Испании, в монастыре Эскориал, я услышал мелодию «Криницы», пел детский хор. Сначала не узнал мелодию неожиданно и очень красиво, еще наверху детский голос в контрапункте летел. Подумал: неужели это я сочинил? Испугался, можно ли это петь в храме? Мне объяснили, что песня понравилась архиепископу, и он благословил исполнение. Это меня тронуло»
Песни Андрея Эшпая исполняли Марк Бернес, Майя Кристаллинская, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Жанна Агузарова и другие знаменитые певцы.
Вывод: Вокальные сочинения Андрея Яковлевича Эшпая полны лирики, правдивости, искренности Их хочется петь снова и снова, потому что они непосредственно связаны с жизнью. Именно благодаря этим песням композитор любим людьми разных поколений.




Заключение

Знакомство с биографией выдающегося композитора современности Андрея Яковлевича Эшпая и его песенным творчеством позволило мне увидеть в нём не только великого композитора, но и гражданина России.
В ходе работы над темой нам удалось добиться поставленных цели и задач.
Диапазон творчества А. Эшпая очень широк и охватывает полярные жанры: песня и симфония, концерт и мюзикл, оперетта и кантата, балет и духовные песнопения, музыка к кинофильмам.
Поэтому в одном исследовании невозможно охватить всех направлений творчества композитора. Думается, что данную работу можно продолжить и в последующие годы обучения.






























Литература:

Композиторы. Век XX: крат. биогр. сведения о композиторах и их высказывания о музыке / сост. Н. Хотунцов. Санкт-Петербург, 2001. С. 182-186.
Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: справочник / сост.: В. К. Кузнецова, Л. И. Кульшетова, В. И. Чеснокова. Йошкар-Ола, 2006. С. 151-162.
А. Эшпай // Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: справочник /сост.: В. К. Кузнецова, Л. И. Кульшетова, В. И. Чеснокова. -Йошкар-Ола, С. 243-255.
Эшпай Андрей Яковлевич // Марийская биографическая энциклопедия: 3849 имен в истории Марийкого края и марийского народа / авт. и рук. проекта Валерий Мочаев.- Йошкар-Ола :    Марийский Биографический центр, 2007. С. 414.
Энциклопедия Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009. С. 837.
А. Эшпай // Музыкальная культура мари: учеб.-метод. пособие / Марийс. гос. ун-т ; авт.-сост. Р. Н. Турченкова Йошкар-Ола. 2013. С. 179-180.
Мальцева Е. Воды текут, а музыка остается / Елена Мальцева // Марийс. правда. 2010. 1 июля. С. 5.
Минилбаева В. «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» / Е. Минилбаева // Финно-угор. газ. 2010. № 5 (28 мая). С. 7.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15