Методическая разработка «Пластическое видение мира через систему творческих заданий»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55
с углубленным изучением
отдельных предметов»











Методическая разработка
«Пластическое видение мира
через систему творческих заданий»










Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
высшей категории
Солуянова
Маргарита Ивановна






Казань – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc121896412" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc121896412 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc121896413" 14ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 13 PAGEREF _Toc121896413 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc121896414" 14РАЗДЕЛЫ УРОКА 13 PAGEREF _Toc121896414 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc121896415" 14МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЕ КООРДИНИРОВАНИЕ 13 PAGEREF _Toc121896415 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc121896416" 14ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС 13 PAGEREF _Toc121896416 \h 1471515
13 LINK \l "_Toc121896417" 14ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ 13 PAGEREF _Toc121896417 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc121896418" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13 PAGEREF _Toc121896418 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc121896419" 14СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 13 PAGEREF _Toc121896419 \h 14111515
15
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьник, как и человек любого возраста, реализует себя в деятельности. Но не во всякой, а в той, которая имеет творческий характер. Стереотипные, шаблонные действия или повторение чужих образцов, хотя и необходимых в некоторых случаях, не позволяют человеку раскрыть и выразить свою индивидуальность. И только тогда, когда он создает что-то свое, неповторимое, происходит реализация своего Я. Пускай это своё не имеет пока эстетической ценности или вообще значения. Но для самого ребенка – это нечто новое, созданное лично им, потому что в своих, пускай еще примитивных, продуктах творческой деятельности он выражает свой взгляд, свои мысли и чувства, самого себя, что очень важно. Такое самовыражение не может быть формальным, безразличным для ребенка актом. Всегда есть радость, озарение, открытие себя в результатах своей деятельности. Поэтому творчество всегда связано с яркими эмоциями. Собственная творческая активность возможна лишь в том случае, если деятельность не просто нравится, но увлекает ребенка, если он вовлечен в нее всеми своими мыслями и чувствами, при этом его чувства реализуются в образе, а образ оживлен и освещен чувством.
Передавать свои чувства, увиденный образ, можно различными способами, методами. Но самый доступный - пластический. Этот метод позволяет работать над развитием не только физических, но и творческих способностей учеников. Актуальность данной проблемы заключается в осознании ребенком широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления его личности. Как же помочь ребенку реализовать этот метод?
В младшем школьном возрасте главная роль в этом принадлежит педагогу. Он придумывает для ребенка эстетическую и развивающую обстановку. Организация пространства, в котором находятся дети, правильно подобранная музыка, вызывающая определенное настроение, создание воображаемых игровых ситуаций - все это погружает ребенка в особый мир, где он почувствует себя свободно и раскованно, где снимаются все барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать. Однако сама по себе обстановка, как бы эстетична она не была, не может полностью увлечь ребенка. Для этого необходимо участие другого человека, который своим интересом к деятельности вызвал бы у ребенка ответный. В младшем школьном возрасте таким человеком может и должен стать педагог. Его задача – не просто продемонстрировать, как и что нужно делать, но и «заразить» ребенка своей увлеченностью, открыть ему радость творчества.
Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы помочь ученику увидеть себя, свою индивидуальность и оригинальность в продуктах своей деятельности. Ощущение своей состоятельности дает младшему школьнику уверенность в себе и свободу для самореализации.
Над подобной проблемой я работаю в течение четырех лет. Тема «Пластическое видение мира через систему творческих заданий» является моей методической темой. На сегодняшний день - это одна из самых актуальных тем в развитии проблематики здорового образа жизни современного ученика. Разработка метода пластического видения мира определяется не количеством пройденных движений, игр, песен, танцев, а подвижностью пластических преобразований, способностью учеников переживать их содержание, художественно интерпретировать литературные и музыкальные произведения, умением придумывать новые интересные варианты развития образов и сюжетов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Типовых программ для работы с детьми по развитию пластического видения мира нет. Поэтому многие педагоги разрабатывают свою программу, свою систему построения урока, систему творческих заданий самостоятельно, используя, конечно, наработки, имеющиеся в малочисленных литературных источниках и в практике коллег. При составлении творческих заданий очень помогла программа «Художественная ритмика», в помощь педагогу-экспериментатору», Министерства образования РСФСР НИИ школ, автором которой является научный сотрудник лаборатории музыкального обучения НИИ школ МО РСФСР Богомолова Л.В.; «Педагогика здоровья», программа и методическое руководство для учителей начальной школы под редакцией Касаткина В.Н. В этих программах широко представлен метод планирования творческих ситуаций, но совершенно не освещен метод пластического видения мира через систему творческих заданий. Таким образом, назрела необходимость обобщить и систематизировать опыт работы в этом направлении. Были сделаны своеобразные карточки, где записаны творческие задания, и разработано учебное пособие по курсу «Ритмика и хореография с элементами танцетерапии» для учащихся 1-3 классов.

Целью данной работы является:
Развитие видения мира через пластику, движение.
Развитие творческого, эмоционального, артистического исполнения танцевальных этюдов.
Координация движений и ориентации ребенка в пространстве.
Коррекция строения тела.
Одними из основных задач является:
Создание условий для развития фантазии и мышления, чувственности и интеллектуального познания себя и мира в целом.
Укрепление скелетно-мышечного аппарата ребенка через игру, через систему творческих заданий.
Основной формой обучения, в соответствии с ведущей деятельностью детей этого возраста, является:
система творческих заданий,
музыкальная игра,
изучение отдельных танцевальных миниатюр,
Изучение танцевальных этюдов.
Работа по данной системе рассчитана на трех - летнее обучение детей с 7 до 10 лет.
Во время первого года обучения с детьми проводится первоначальная работа по «закладке» всех вышеперечисленных умений и навыков; особое внимание уделяется привитию навыков общения в коллективе.
На втором году обучения лишь 40% урока отводится на музыкальные игры, а остальное время – на гимнастические упражнения. Продолжается работа по развитию пластического видения мира, музыкально-ритмических способностей детей и активизируется работа по коррекции тела, укреплению физического состояния ребенка. Продолжается воспитание к любви к искусству танца.
На третьем году обучения хореографии лишь 10% отводится на музыкальные игры, 40% - гимнастические упражнения, а 50% - на изучение простейших элементов исторического, классического, народного танцев.
Качественно меняется уровень изучаемых танцев, детям становятся более доступны сюжетные, ролевые, технически насыщенные композиции. Этот год рассчитан на самоподготовку ребенка к занятиям классическим и народным танцами, а также на развитие творческого воображения и навыков эмоционального артистического исполнения.
Учащиеся свободно двигаются, перевоплощаясь, импровизируя в свободном движении (пластике), звуках (музыке), изобразительном искусстве, т.к. импровизация для них – способ осуществления, в результате которого ребенок познает себя и предмет. Движение ребенка также естественно, как дыхание. Задача педагога на этом этапе – не дать угаснуть дару импровизации.
Основным из средств решения этой задачи программа предусматривает систему творческих заданий, придуманных педагогом и самими детьми.
Начиная с творческих этюдов, ребенок сам творит образ, он – и артист, и сценарист, и режиссер. Главное для него - сам процесс творчества, а демонстрация результата имеет значение как итог прочувствованного и пережитого.
В изучении основ танцевального языка важно:
Чтобы ребенок мог выразить при исполнении свое чувство;
Чтобы в строгих канонических формах хореографии формировалась художественность;
А самое главное, в технических сложностях не потерять зародившееся в ребенке творческое начало.
РАЗДЕЛЫ УРОКА
Обычно урок делится на несколько этапов. Каждый этап требует своих творческих заданий. Рассмотрим подробно все этапы, разделы урока:
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЕ КООРДИНИРОВАНИЕ
Предусматривает:
ритмические упражнения;
музыкальные игры;
музыкальные задания по прослушиванию и анализу танцевальной музыки;
поиск хореографического образа на заданную музыку.
На данном этапе урока система творческих заданий призвана развивать музыкальность, слух, чувство ритма, умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку. Здесь рекомендуются игры: «Шарик», «Аты-баты», «Шофер», «Фотообложка», «Музей восковых фигур». Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что детям особенно нравятся игры «Фотообложка» и «Музей восковых фигур».
ПАРТЕРНЫЙ ЭКЗЕРСИС
Ни одно занятие не проходит без формирования балетной осанки.
Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей:
повысить гибкость суставов;
улучшить эластичность мышц и связок;
нарастить силу мышц.
Упражнения партерной гимнастики позволяют приобрести:
навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины;
начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно сутулости, асимметрии лопаток, увеличения прогиба в поясничном отделе позвоночника ит.д.
в дальнейшем – развитие выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка.
Активные упражнения на полу выполняются детьми самостоятельно, без приложения дополнительных усилий. Упражнения на полу освобождают детей от дополнительной нагрузки, как физической, так и нервной, которые человек испытывает в вертикальном положении и создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять ими.
Упражнения на полу направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно чередуются с упражнениями на расслабление.
В исполнение упражнений непременно включаются элементы образно-ассоциативного игрового характера.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
Особенно важен, т.к. основной своей задачей он ставит выработку у ребенка выразительности исполнения, что в свою очередь лежит в основе артистизма. Здесь есть два направления:
Танцевальные этюды педагог ставит сам, и они служат ступенью, подготовкой к дальнейшим полноценным номерам, строящимся по всем законам драматургии.
Танцевальные этюды – это поиск пластики образа, состояния, настроения. Здесь ребята импровизируют под музыку, играют в музыкальное, либо литературное зеркало.
Дети очень любят эту часть урока за непредсказуемость и ожидание чего-то интересного и за желание исполнить свои любимые игровые танцы, за возможность общения в танце, за разнообразие манер исполнения характеров миниатюр.
Причастность ребенка к самодеятельному художественному творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфики человеческого качества – способности к преобразовательной деятельности.
Деятельность учащихся на занятиях начинается с творческих заданий, раскрывающих связь искусства с развивающим миром. И это, пожалуй, самый верный путь для введения ребенка в мир искусства. Только в собственном поиске, который опирается на индивидуальные впечатления, наблюдения, размышления над представляемом предмете, начинается настоящее творчество и развитие, пробуждается фантазия, начинает работать мысль, сначала даже едва уловимая.
С чего начинается мир, жизнь, человек, как это преподнести ребенку, чтобы было им воспринято и прочувствовано? Надо прежде всего исходить из движений в природе. Движения гонимых облаков, качающихся деревьев, полет птиц и шелест листьев – все должно иметь для них первостепенное значение. Пробуя изобразить природу, дети должны научиться замечать особенности, свойственные каждому движению в природе, а потом уже движениями своего тела откликаться на мелодии и петь вместе с нею.
В 7-8 лет через импровизацию и игру, перевоплощаясь, ребенок познаёт себя и предмет, ощущает единство мира, связь, взаимовлияние в нем, в 9-10 лет вместе с физическим ростом продолжается развитие духовного мира. Ребенок больше хочет знать об окружающем мире, хочет верить и следовать авторитетному взрослому. Обладая к этому времени уже определенными знаниями и практическими танцевальными умениями, дети легко откликаются на предложение поработать над этюдом на определенный образ.
Сеньор Помидор, Лентяй, Сплетница – в работах детей такие образы проявляются в яркой эмоциональной форме. Здесь присутствует синтез эрудиции, фантазии, танцевальных способностей, артистизма. Главное для ребенка – сам процесс творчества, где демонстрация результата является итогом раннее прочувствованного и пережитого. И немаловажным является возможность проявить свое «я».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что нужно в каждом ребёнке стараться увидеть зерно таланта, дать полный простор индивидуальному творческому проявлению.
Естественно, педагогу доставляет огромную радость ощущение потребности в творчестве, проявление детской инициативы, когда дети сами приносят понравившуюся им музыку и хотят импровизировать под неё. Педагог вслушивается вместе с ними в мелодию, воспринимает её эмоциональный характер, ассоциативно домысливая образное содержание. В мелодии музыки заключаются тончайшие оттенки человеческих переживаний. А «переживают» все люди, как известно, по-разному, поют одни и те же арии по-разному, танцуют одни и те же партии по-разному.
Поэтому такие творческие опыты, где надо переживать эмоциональный характер музыки, найти соответствующую пластику очень способствует развитию музыкальности, выразительности, танцевальности, и, конечно же, помогают открыть в себе художника – Творца.
Этому, на мой взгляд, способствует представленная мною система творческих заданий, с помощью которой ребята нашей школы достигли определённых результатов. Танцевальные композиции: «Весёленький урок», «Четыре поросёнка», «Дроля», «Девицы-красавицы - русская душа», «Дус балалар», «Шляпа Гугуцэ», «Молитва», «Четыре поросенка», «Свистать всех наверх!», «Мечты, дети, цветы» и другие завоевали Дипломы Лауреатов и Дипломантов в районных, городских, республиканских, российских и международных конкурсах хореографического искусства.
Хотелось бы поделиться своим опытом с другими хореографами, хочется верить, что данная система творческих заданий будет ими использована в работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильева Т.И «Тем, кто хочет учиться балету» М. Издательство «ГИТИС» ,1994.
Барышникова Т.К. «Азбука хореографии» С.-П. Перпекс, Люкси, 1996.
Смирнов И.В. «Искусство балетмейстера» М. Просвещение, 1986.
Лисицкая Т.С «Хореография в гимнастике» М. Физкультура и спорт, 1984.
Базарова Н.П «Классический танец» Л. Искусство, 1975.
Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность» М., 1987.
Гальперин С.Н. «Анатомия и физиология» М., 1974.
Попова Е.Л «Основы обучения дыханию в хореографии» М., 1968.
Чибрикова-Луговская Л.Е. Ритмика. Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы» Методическое пособие для воспитателей, музыкальных руководителей детского сада и учителей начальной школы М., Дрофа, 1998.
Бекина С.И., Ломова Т.П, Соковнина Е.Н «Музыкальное движение» М., Просвещение, 1984.
Дешкова И. «Загадки Терпсихоры» М. Детская литература, 1989.
Касаткин В.Н. «Педагогика здоровья» Программа и методическое руководство для учителей начальных классов М., Линка-пресс, 1999.
Богомолова Л.В. «Художественная ритмика», в помощь педагогу-экспериментатору, программа для 1-3 классов, Министерство образования РСФСР НИИ школ.
Гальперин С. «Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). – М, 1974
Мессерер А.М. «Танец, Мысль, Время». – М : Искусство, 1990









13PAGE 15


13PAGE 141115



Заголовок 1 Заголовок 215