«Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет».


Острогожский филиал
«Горожанский казачий кадетский корпус»
Доклад
на тему:
«Патриотическое воспитание кадет как основа развития интеллектуальных и творческих способностей кадет».

Подготовила: Масалыкина У.В.
Воспитатель 7 класса
2017
Любимой стране служить мы не устанем,Мы – дети российских народов, и пустьПока – мы кадеты, но скоро мы встанемВ ряды офицеров за новую Русь.
М. Левина
Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. 
Сегодня на государственном уровне патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, поэтому данная проблема становится особенно актуальной.  Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Кадеты должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу Отчизны.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у кадет чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 
Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Каковы же цели и задачи патриотического воспитания кадет?
А.В. Суворов писал:
«Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»
Основной целью воспитания в кадетском корпусе является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье, профессиональной деятельности.
Задачи:
создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
развития форм кадетского самоуправления.
Для реализации данной цели и задач, работа ведется по следующим направлениям патриотического воспитания в условиях кадетского образования.
1. Гражданско- правовое направление воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу. В связи с этим проводятся классные часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие терроризму”, “ Гимн России”, “ Символика РФ”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д.
2. Военно-патриотическое направление- воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер “Посвящение в кадеты”, принятия Присяги, для будущих защитников Родины - это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; соревнования по ориентированию; Спартакиада по футболу, волейболу, подтягиванию на перекладине (05.09.-16.09), разборка и сборка автоматов; соревнования между кадетскими корпусами.
Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества. Одно из мероприятий проводимых в корпусе- «Стрелбол», где кадеты разного возраста могли показать все то чему их научили педагоги нашего корпуса.
3. Духовно-нравственное направление- воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, православной культуры, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Добро или зло?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в театральных спектаклях, благотворительных акциях («Белый цветок», «Покровская ярмарка», «Рождественское чудо»), соблюдая “кодекс чести” кадетов, проводится концерт посвященный «Дню матери казачки».
4. Историко-краеведческое направление: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе. Кадетский корпус тесно сотрудничаем с краеведческим музеем им. Крамского, посещая выставки, участвует в конкурсах рисунков, стихов, в конкурсах чтецов. Проводится целый комплекс мероприятий посвященных Дням воинской славы и памятных дней («Дни воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).», «Дню победы русских полков над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.» и т.д.), день вывода войск из Афганистана, День защитника Отечества, участвуют в концертах и праздничных мероприятиях в доме культуры, доме учителя, «ГККК» и т.д.
5. Социально-патриотическое направление: активизация духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Проводятся встречи с ветеранами ВОВ и труда, тружениками тыла, ветеранами Афганистанской войны и т.д. ( выступление в доме престарелых, в доме учителя перед ветеранами педагогического труда).
6. Спортивно-патриотическое направление - воспитание направлено на развитие морально– волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая воспитательная работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни, как в корпусе, так и за ее приделами. Большинство кадет посещают секции.
Призерами являются:
Лосев И.,К., Бровков Е., Дворовенко А., Коробкин В. – первенство по футболу.
Горбунов Н.- по армейскому рукопашному бою.
Кудренко С., Веревкин Ю., Сычев С. –борьба « Самбо»
Принимали участие: «Казачьем спасе», кроссе «Золотая осень» и т.д.
Кадеты принимают участие в районных, областных, межрегиональных соревнованиях по многим видам спорта.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотическое воспитание – сфера творчества. Оно имеет множество форм и методов подготовки и проведения, зависит от возраста кадет уровня классов, какие из форм наиболее интересны для ребят, увлекают. Много мероприятий по патриотическому воспитанию включено в общий план воспитательной работы корпуса в зависимости от периода года, «красных» дат календаря, Дней воинской славы.
Основными формами работы по патриотическому воспитанию с кадетами являются: индивидуальные беседы, коллективные беседы, экскурсии, встречи с ветеранами, военнослужащими, общественными деятелями, вовлечение в работа кружков и секций дополнительного образования, внеклассные мероприятия, единые общешкольный классные часы (н-р:«На поле Куликовом» ), просмотр кинофильмов, участие в акциях, встречи с гостями, казаками, священнослужителями, (н-р: с армейским подразделением хутора «Троицк»).
Воспитательная система представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности. Особое внимание в корпусе уделяется: преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма, воспитанию активной личности, обладающей политической культурой и мышлением, а также подготовке подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах РФ, в политических и дипломатических сферах, на военном и гражданском поприще.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить детям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Литература:              
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы».            
    Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.428             
Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Монография – Челябинск: Образование, 2003-2004с.            
    Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. / По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.              
5. www.1September.ru/ www yandex.ru.