Открытый урок на теме М.Ю. Лермонтов и казахская литература. Лермонтов и Абай.


Предмет Русская литература Класс 10 Число 20.11.15г.
Тема урока: М.Ю. Лермонтов и казахская литература. Лермонтов и Абай. Основная идея: Использование 7 модулей при обучении и преподавании.
Цель обучения: систематизация знаний по пройденным темам, работа по содержанию романа «Герой нашего времени», характеристика героев романа; знакомство с переводами Лермонтова, значение творчества Лермонтова для Абая; познание отечественной и мировой классики, обучение умению выполнять сравнительный анализ произведений поэтов, развитие творческих и индивидуальных способностей учеников, навыков самостоятельной работа учащихся на уроке; выработка навыков выразительного чтения стихотворений и развитие устной речи, обогащение словарного запаса.
Критерии результативности
Все ученики: Большая часть учеников: Отдельные ученики:
Время Действия учителя Действия учеников Оценивание Ресурсы
3 мин
Психологический настрой, пожелание хорошей работы на уроке. Слово учителя: «Пушкин – гениальный поэт, которого любят многие. Я предлагаю провести тренинг под девизом: «Помним, знаем, цитируем».
Вопрос: почему в одном ряду портрет Ч. Валиханова? Учитель начинает любое стихотворение – ученик продолжает цитировать. 1.Уж небо осенью дышало…. 2. Я к вам пишу…3. Я помню чудное мгновенье…( можно спеть)
Говорят о короткой, но насыщенной его жизни, исследованиях и путешествиях. Называют его «промелькнувшим метеором» Формативное оценивание. (большоц палец) слайды с портретами А.Пушкина, М.Лермонтова, Ч.Валиханова. (осенний пейзаж, скамейка, парк; портрет А.П.Керн, рисунок Онегина).
Вызов интереса
2мин
1 мин
8 мин
6 мин
1 мин
1 мин
1 мин Если Ч.Валиханов много путешествовал, то, как вы думаете, какое место в жизни и творчестве Лермонтова имел Кавказ?
Прошу прочитать отрывок.
Проверка домашнего задания. Определение темы, которую должны раскрыть группы.
Знаем ли содержание главы «Бэла»?
Раздаю слова песни «Жар-жар»
Зачитываю отрывок из поправок в законодательство, предлагаемое депутатами
( наказание за похищение человека)
Сравните!
Почему Абай переводил Пушкина и Лермонтова? Ответ найдем в Словах Назиданиях. Отвечают, что в детстве бабушка Е.Арсеньева часто возила внука на лечение, здесь пишет роман «Герой нашего времени», после смерти Пушкина пишет стихотворение «Смерть поэта».
По памяти ученики читают отрывок.
Обсуждают, к какому герою из романа относятся данные слова и выражения и готовят постеры для ответа по домашнему заданию. Образ Печорина, Азамата, Казбича, Бэлы.
Находят ответы по тексту, зачитывают, приводят примеры из жизни.
Как проходит свадьба?
Исполняют в виде айтыса: 4 строки поют девочки, 4 строки – мальчики.
Желание Азамата и что он предлагает Казбичу? Какое условие предлагает Печорин Азамату? (похищение девушки) Как Печорин отностся к Бэле?
Вспоминают Татьяну, похожа ли на Бэлу. Выслушивает мнения учащихся и дает формативную оценку.
Большой палец.
Раскрывают образы героев. Взаимооценивание.
Формативное оценивание.. На интерактивной доске слайд с картинками, рассказывающими о жизни поэта на Кавказе.
Ватманы, маркеры.
Вопросы по содержанию: Как происходит свадьба? (слайд с ключевыми словами о свадьбе) Что предлагает Азамат Казбичу? Как Печорин относился к Бэле? Что замечает Максим Максимыч?
Уголовный Кодекс РК
Познание темы
1 мин
6 мин
4 мин
Вопрос: «Как вы думаете, вот мы говорим о творчестве М.Лермонтова, а какая связь между этой книгой и нашей темой?»
Опережающее задание.
Давайте познакомимся!
Раздаю тексты стихов.
Индивидуальная работа. Говорят свое мнение.
Работа с О и Т. 1 гр. Рассказывают о творчестве Абая, 2гр.зачитывают из Назиданий, что говорил Абай об изучении русского языка.
3гр.Читают стихотворения «Парус», 4гр.«Горные вершины»
Формативное
Формативное «Слова Назидания» Абая.
Слайды о творчестве Абая, рисунки к стихам, отрывок из 25 слова.
Читают по тексту. А также в переводе Абая на каз. языке.
Закрепление
2мин В чем трагизм романа? В чем похожи судьбы Печорина и Онегина? (оба считают виновным общество, в котором живут) Предлагаю послушать притчу «Все в твоих руках» Слушают притчу о старце – мудреце.
После просмотра, говорят, что нельзя винить других, судьба человека в его собственных руках. Нужно идти вперед, иметь цель в жизни, добиваться всего своим умом и трудом. Презентация к притче.
Рефлексия
5 мин Дает задание высказать свое мнение по ходу урока, что понял, в чем были затруднения. Предлагает форму рефлексии «Три М» Критериальное оценивание Листы с рефлексивным высказыванием
1 мин Задание на дом. Выучить стихотворение по выбору.
3 мин Оценивание Сдают дневники учителю для оценок. Суммативное оценивание. Самооценивание: прикрепляют цветы собранные за урок. (получается ваза с цветами) Дневник, магнитная доска, вазы и цветы.