Конспект воспитательного мероприятия для младшей группы Ой, вы гости — господа!


НОД во второй младшей группе
«Ой, вы гости – господа»
Программное содержание: Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведение в гостях. Разыгрывание сюжета сказки «Курочка Ряба», закрепление темы «Народный костюм».
Предварительная работа: дать детям понятие о своем имени. Сундук с русскими народными костюмами и элементами татарского и удмуртского костюма. Игрушка – курочка и мышка, зерна гречихи, каша гречневая в глиняном горшке, молоко в крынке, каравай хлеба, деревянные ложки.
Ход занятия:
Занятие начинаются в музыкальном зале.
- Здравствуйте, ребята! Скажите, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают в гости? Хорошо ли вас принимают? Сладко ли угощают? (ответы детей)
- А как вести себя в гостях вы знаете? Сегодня мы с вами отправимся в гости к кукле Варваре. Вы здесь уже бывали, а вот Варвару не видали. Но сначала поиграем в русскую народную игру «дедушка Вершок»
Игра: - У нас в избе все устроено так, как было во времена наших прабабушек и прадедушек. И сегодня мы узнаем, как встречали они гостей (подходят к двери)
- вот мы с вами подошли к двери избы, но хозяева еще не знают, что мы пришли. Что же делать? (ответы детей)
- Как мы ее позовем? (ответы, дети стучат в двери, зовут). Воспитатель говорит, что сейчас найдет и позовет куклу Варвару, заходит в избу и выходит с куклой.
- Вот так да! Нежданные гости! Милости прошу, гостите – жалуйте. Дети приходят через порог, а воспитатель загадывает им:
- Маленький мальчик всем под ноги смотрит? (порог)
- Раньше через порог не здоровались. Перешагивали через порог и в доме оказывались.
- Здравствуйте, гости дорогие! Это я вам пожелала здоровья и поклонилась вам – правая рука – лево сердце, т.е. показала открытую правую руку, которая только для друзей и поклонилась от всего сердца, потому что рада нашей встрече. Попробуйте также поклониться. Так раньше наши предки встречали родных и дорогих гостей.
- А откуда вы будете сами – то и кто вы такие? Можете себя назвать по имени и по батюшке (ответы детей).
- Я вас посажу на самые лучшие места в моей избе. В моей избе есть красный угол и середа. Красный угол, значит красивый – здесь стоит стол, висит икона, стоят лавки. Середа это место , где хозяйка готовит пишу и печку ставит. А печкам у нас вообще самая главная. Садитесь, садитесь, в ногах правды нет. Красному гостю красное место. Девочек поближе к печке посажу, ведь они будущие хозяйки (дети садятся).
- Ну, раз есть гости, то будет и угощение. А про какое угощение говориться в загадке?
Черна, мала крошка, соберут немножко,
в воде поварят ребята съедят? (ответы детей)
Воспитатель показывает зерна гречихи и рассказывает, что ее отбирали хозяйки, чтобы кашу сварить.
- А какую кашу вы любите больше всего? (ответы детей)
- Ну, а пока вариться наша каша, давайте вспомним про сказки. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба» Сейчас мы ее покажем нашей Варваре. Для нашей сказки нужны актеры – бабушка, дедушка, курочка и мышка ( выбирает детей).
Воспитатель предлагает одеть бабушку и дедушку, открывает сундук и достает тюбетейку, спрашивает детей, нужна ли она? (ответы детей)
- На бабушку мы сначала наденем льняную рубаху. Она очень скромная, без украшений, ведь ярко наряжаться считалось приличным лишь молодым девушкам. Поверх рубахи – сарафан, а в нашем крае сарафан еще называли дубасом, который обязательно опояшем кушаком. Голову бабушке повяжем платком. Русские женщины в деревнях обязательно закрывали волосы головным убором или платком, «опростоволоситься» считалось большим грехом. С распушенными волосами только Баба-Яга летала.
- На дедушку мы тоже одеваем рубаху. Мужская рубаха короче женской, доходит лишь до колен, и ворот у нее скроен иначе, застежка с боку. Вспомните, как называли еще такую рубаху. (ответы детей) Крестьяне ее носили на особый лад, поверх портов, подпоясывая. А к поясу привязали ключи, гребешки, ведь карманов у рубах не было.
Разыгрывается сказка детьми. По окончании сказки «артисты» кланяются. Воспитатель подходит к печи и сообщает: - ну вот и каша поспела!
Мальчики, помогите сложить костюмы в сундук, а девочки помогут мне накрыть на стол. За столом все должны сидеть чинно, важно, спокойно, ели не торопясь. А если кто-нибудь вел себя шумно, то получал в наказание деревянной ложкой, по лбу. Есть начинал самый старший. Дети едят кашу деревянными ложками из общей миски. Стол еще называли – сердце матери, нельзя было его обижать, потому что за столом мать о всех заботиться. Старается накормить всех. Если роняли хлеб, то просили прощения у хлеба и целовали его. Нельзя разбрасывать недоеденные куски – вся сила в них остается. Взрослые следили, чтобы дети не крошили и не проливали на стол. Замечали, кто будет хорошим и аккуратным, быстрым работником. После угощения надо поблагодарить хозяйку. Дети выходят из-за стола и встают рядом с хозяйкой. – Вот сегодня вы узнали, как встречали гостей наши прабабушки и прадедушки, что делали в гостях и как вели себя за столом.
Игра «Клубок ниток»
- А как вы встречаете гостей, какую беседу ведете и чем угощаете?
- А сегодня вам понравилось гостевать? А из общей миски есть? (ответы детей)
- До свиданьица! Выходят за порог с Варварой и провожают гостей.