Урок по окружающему миру для 3 класса Луг и его обитатели

3 класс. ПНШ
Тема. Луг и его обитатели.

Цель: расширение понятия «природное сообщество» на примере нового природного сообщества луга.
Задачи: познакомить с понятием сообщество, луг, с разнообразием растительного и животного мира на лугу их связями, развивать умение работать с различными источниками информации, воспитывать коммуникативные качества, бережное отношение к природе.
Метапредметные УУД: использовать словари (УМК), дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала.
Личностные: организация диалога ученика с учебным текстом и диалога между детьми.

Этапы
урока
Обучающие и
развивающие
компоненты и
задания.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
УУД

I Орга
низаци
оный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала
- Ребята! Мы продолжаем совершать  удивительные прогулки по красивейшим  местам нашей земли. Сегодня в путешествие мы с собой возьмём хорошее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и стремление постигать новые знания.
- На парте у вас обыкновенный лист бумаги. Если в процессе урока поиск новых знаний не вызвал у вас затруднений, вы приклеиваете красочную картинку, если же у вас возникли затруднения, то отметьте это фигуркой сомнения. К концу урока, я надеюсь, ваш лист будет похож, на то место, куда мы с вами сегодня отправимся.

Сообщают о готовности к уроку
Личностные: понимают
значение знаний для
человека и принимают его;
имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

II Проверка домашнего задания. Актуализация
опорных знаний.
Тест
Ответив верно на вопросы, теста, вы получите слово, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока.
Тест по теме «Лес»
1.Тесты у каждого ученика.
    1)  Самый верхний ярус образован
         с) деревьями;
         т) травами;
    2)   Средний ярус - это
         н) дубы, березы, клены;
         о) боярышник, малина, орешник.
   3)  С верхних ярусов деревьев высматривают добычу
        п) дятлы, клесты;
        о) ястребы, совы.
        р) волки, землеройки. 
  4)   Грибы необходимы
        а) для красоты;
        б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.
  5)   Жуки – короеды приносят лесному хозяйству
       ш) пользу;
       щ) вред.
  6)   Лесные травы
       е) теневыносливые;
       к) светолюбивые.
  7)   Волк – животное
       р) травоядное;
       с) хищное.
  8)   Плоды всех растений употребляют в пищу.
       с) да:
       т) нет.
  9)  Пищевые связи – это главные связи в сообществе
        б) нет;
        в) да.
 10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.
        о) не могут;
        п) могут.
Ответ: сообщество.
- На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?
- Что такое сообщество?
- Что такое природное сообщество?
    (Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).
- Как, вы, думаете помимо сообщество леса есть ли другие сообщества?
- Какие?

Мы все снимаем угол свой у матушки - природы, И крыша нам над головой - суть купол небосвода. А весь большой и старый дом битком набит жильцами, И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами. Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее, Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее. Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться. Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться. Соседство сложное подчас, сообщество не дружба. Быть может, он порой для нас - спасательная служба. Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт, С ним есть чем поживиться. Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха,
связывая достижения с
усилиями, трудолюбием.
Познавательные: дополняют
и расширяют имеющиеся
знания
и представления о предмете; сравнивают объекты по нескольким основаниям,
находят закономерности, продолжают их по установленному правилу

III.
Сообщение темы урока
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока. Определение целей урока. Составление плана работы с произведением
III.        Сообщение темы и целей урока.
1. На территории какого сообщества мы побываем сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав мини-кроссворд.
   По  горизонтали.
-Самый низкий ярус в лесу составляют эти растения. Они могут поселяться на стволах деревьев. ( Лишайники)
-Вертикальная структура леса. (Ярус)
- Хвойные леса - это ( тайга)
   -Какое слово спряталось по вертикали?( Луг)

л
и
ш
а
й
н
и
к
и

я
р
у
с


т
а
й
г
а



- Тема нашего урока «Луг и его обитатели». Слайд1
- У всех путешественников и кладоискателей есть план, а ведь знания это бесценный клад. Давайте вместе составим план поиска новых знаний. Слайд 2
План
1 Что такое луг?
2 Растения луга.
3 Животные луга. Роль в природе.
4 Взаимосвязи.
Сегодня на уроке мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Решают мини-кроссворд
Познавательные:
ориентируются в учебной
книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание», в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы).
Регулятивные: определяют
тему и цели урока;
устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа с толковым словарем

Определяют задачи чтения и составляют план чтения. Осуществляют самостоятельное чтение произведения, демонстрируют эмоциональную реакцию на текст.
Соотносят высказанные
предположения с прочитанным
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения
с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: находят закономерности; осуществляют выбор оснований и критериев
для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
производят оценку своего
задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные:
сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

V. Исследования текста (стр51)
Составление таблицы «Ярусы луга»


Постановка проблемной задачи.






Защита исследовательской работы

Слайды 5, 6,7.

Работают в группах
Отвечают на вопросы учителя с опорой
на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей
Загадки о растениях.
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё на звёздочку похож. (Василёк)
Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке (Одуванчик)
Белая корзина золотое донце (Ромашка или нивяник обыкновенный так называют луговую ромашку.)

Личностные: осознают свои возможности в учении;
способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения
с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: работают с дополнительной литературой и группируют предметы,
объекты по нескольким основаниям; умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию
в учебнике;.
Регулятивные: корректируют выполнение работы в
дальнейшем; производят оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; выполняют
различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи.

VI. Исследования текста (стр52)
Составление таблицы «Животные луга»




Защита исследовательской работы
Слайды8,9,10,11,12
Защита исследовательской работы

Насекомые.
Особенно разнообразны насекомые. Над цветами летают пчёлы, шмели, бабочки,  мухи  они кормятся нектаром, опыляют цветка. Божья коровка истребляет от 50 до 270 тлей, высасывающих сок из растений. Со всех сторон доносится  стрекотание незаметных в траве, кузнечиков,  кобылок, сверчков. Стрекотание кузнечиков  получаются от того, что на крыльях есть особая жилка, как смычком они трут о ножки. Есть жуки- навозники, жуки- могильщики, они содержат луг в образцовой чистоте. Насекомые основная пища для птиц.
Птицы.
Птицы на лугу находят не только корм, но и убежище от врагов. В траве они устраивают гнёзда, выводят птенцов. Здесь можно встретить коростеля, перепелку. Взлетают они редко, в основном бегают по земле. Своё присутствие перепел выдаёт песенкой, «пить –полоть». Коростель  кричит громким скрипучим криком «дерг-дерг». Второе его названия дергач. Жаворонок, взвивается  высоко над своим гнездом с песней. При этом машет очень быстро крыльями, как бы зависая в воздухе. Трясогузка постоянно трясёт хвостиком.
 Канюк относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются  с открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями.
Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок.

Грызуны.
На лугу живут, полёвки и мыши. Охотиться за ними прилетают из леса совы. В больших количествах обитают кроты. Они всю жизнь проводят под землей. Передние лапы настоящие лопата. Они любят полакомиться вредными насекомыми, червями. За один раз крот съедает до  30 г. дождевых червей. Насытившись, он засыпает на 4-5 часов. Крот большой мастер, строить подземелья. Тем самым рыхлит почву. Но и повреждает корневую систему. Его враги куница, лисица, совы. По соседству можно встретить семейство суслика. У них особая привычка, при приближении врага принимать отпугивающую стойку «столбиком», и   отпугивать противника свистом.







Моделирование пищевых связей











Выставляет набор карточек с названиями растений и животных на доске.
Слайд 14
Выстраивают пищевые связи.
Вывод: растения, животные грибы, бактерии тесно связаны между собой и зависят друг от друга.




Региональный компонент.
Игра «Кто живёт на лугу»
Слайд15.

Слайд16
Доклад учащегося.
Луга в Ставропольском крае имеют ограниченное распространение. На Джинальском хребте и Дарьинских высотах имеются субальпийские разнотравно-злаковые луга, а также участки субальпийского высокотравья, где отдельные растения достигают высоты 1-2 м (васильки, герань, колокольчики). Более широко в Ставропольском крае распространены луговидные степи, богатые видами разнотравья.
На северо-западе края по солонцеватым понижениям распространены солонцеватые луга.




Просмотр видео «ЛУГ»





VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Составление синквейна (в группах)

Оценка результатов обучения
Слайд17

  
            Луг.
  Зеленый, пестрый.
  Пасутся, стрекочут, цветут.
  Я люблю цветущий луг.
   Поляна.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию
Личностные: понимают
значение знаний для человека
и принимают его;
структурируют знания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала;
выделяют и осознают то,
что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают
качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.
Коммуникативные:
выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме


Рекомендации к выполнению домашнего задания
Организует выбор домашнего задания в соответствии с, целями следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задания.
Записывают домашнее задание




Заголовок 115