Методическая разработка В литературной гостиной « А. БЛОКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…»


Методическая разработка
В литературной гостиной
« А. БЛОКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…»Автор: учитель русского языка и литературыПолынская Ирина Евгеньевна
Предмет: литература Класс: 10 классМесто проведение: кабинет литературы


Форма урока: Обзорный комбинированный урок.Тип урока : повторениеИспользуемая технология: информационнаяОборудование: компьютер, проектор.
(слайд 1)
Слово учителя ( слайд 2) Имя твое — льдинка на языке.Одно-единственное движение губ.Имя твое — пять букв.Мячик, пойманный на лету,Серебряный бубенец во рту.Камень, кинутый в тихий пруд,Всхлипнет так, как тебя зовут.В легком щелканье ночных копытГромкое имя твое гремит.И назовет его нам в високЗвонко щелкающий курок.Имя твое — ах, нельзя! —Имя твое — поцелуй в глаза,В нежную стужу недвижных век.Имя твое — поцелуй в снег.Ключевой, ледяной, глубокий глоток,С именем твоим — сон глубок.
Это стихотворение посвятила А.А. Блоку поэтесса М.Цветаева. Блок и Цветаева... В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего, неординарность личности обоих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность. Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля. Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в них сочетаются с надгробным плачем, звучит предельно искренняя исповедь. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для неё Блок - "два белых крыла", ангел, Божий праведник. Блок - это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и невещественное. Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему.
А что мы знаем о поэте? Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем говорить о русском поэте - А.Блоке.
Ученик1.
Александр Александрович Блок родился в Петербурге 28 ноября 1880 года в семье профессора философии и права Варшавского университета А. Л. Блока. Его дед по матери А. Н. Бекетов был видным ученым, ректором Петербургского университета. Детские годы Блок провел в семье Бекетовых, жил в имении деда (недалеко от г. Клина). Рос и воспитывался Блок в обстановке «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. С пяти лет он начал “сочинять”, близкие, особенно мать, поддерживали его в литературных начинаниях. (слайд 3-4)
Блок как-то сказал: « Нравственные ценности наследственны». Что же было им унаследовано? Мальчик воспитывался в атмосфере трудовой интеллигентной семьи. Мать, теток, бабушку он чаще всего видел за письменным столом: все они были причастны к литературному творчеству. Основу жизни Бекетовых составляли наука, литература, искусство. (слайд 5)
Рано научившись грамоте, Саша , при активном участии родных, выпускает семейные журналы. Блок воспитывался на классической литературе 19 века. Круг идей, которыми жила эта литература, был ему близок и остался близким навсегда. В 1902 году Блок дебютировал стихотворным циклом «Из посвящений» в журнале «Новый путь».(слайд 6)
В ранний период творчества Блок находился под влиянием философии В. Соловьева. В 1898-1904 годах он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», проникнутый мистическими чаяниями о пришествии в мир Вечной Женственности и составивший его первую книгу. ( слайд 7)
Учитель:
Постепенно поэтическое миросозерцание Блока меняется. Он все пристальнее вглядывается в окружающую действительность, его привлекает «мистицизм в повседневности». Реальность буквально врывается в стихи 1904–1906 гг. Блок захвачен революционными событиями в Петербурге. Он принимает участие в демонстрациях и в митингах. Его лирический герой – окунувшийся в стихию жизни поэт, во многом разуверившийся, но всегда готовый принять от изменчивого мира миг «нечаянной радости». В трилогии «лирических драм» – «Балаганчик», «Незнакомка», «Король на площади» (1906) – звучит едкая ирония в адрес мистиков, упорно ожидающих чуда преображения мира.
(слайд8-9) (Читает ученик) Незнакомка.. ( слайд 10)
Ученик1В 1907–1908 гг. Блок ведет литературное обозрение в журнале «Золотое руно», резко критикует символизм, активно участвует в дискуссиях о народе и интеллигенции, о судьбах России, о роли искусства. В то же время в его стихах все чаще возникают мотивы горькой иронии и скепсиса. Он говорит, что жаждет безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от не сбывающихся надежд. Он страстно и безответно увлечен петербургской актрисой Н.Н. Волоховой. Ей посвящены циклы стихов «Снежная маска» и «Фаина».(читает ученик) Снежное вино.
Учитель:
Выход из тупика безвременья все теснее связывался в сознании Блока с лирическим образом России, родины. Поэт, считает он, должен познать все то, что суждено пережить России. В 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы «Возмездие».
(Читает ученик . Отрывок)…Двадцатый век... Еще бездомней,Еще страшнее жизни мгла(Еще чернее и огромнейТень Люциферова крыла).Пожары дымные заката(Пророчества о нашем дне),Кометы грозной и хвостатойУжасный призрак в вышине,Безжалостный конец Мессины(Стихийных сил не превозмочь),И неустанный рев машины,Кующей гибель день и ночь,Сознанье страшное обманаВсех прежних малых дум и вер,первый взлет аэропланаВ пустыню неизвестных сфер...И отвращение от жизни,И к ней безумная любовь,И страсть и ненависть к отчизне...И черная, земная кровьСулит нам, раздувая вены,Все разрушая рубежи,Неслыханные перемены,Невиданные мятежи...Что, ж человек? - За ревом стали,В огне, в пороховом дыму,Какие огненные далиОткрылись взору твоему?О чем - машин немолчный скрежет?Зачем - пропеллер, воя, режетТуман холодный - и пустой?Учитель
Блок все острее ощущал необходимость внутреннего синтеза миросозерцания и творчества. У него возникает замысел объединить свои наиболее важные лирические произведения в единое целое, в поэтическую трилогию, которую он назвал «трилогией вочеловечения». Этот замысел был осуществлен в 1911–1912 гг. – вышли три тома «Собрания стихотворений», каждый из которых имел символически значимое заглавие: «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная Радость», «Снежная ночь».
Ученик 2.
Начало войны принесло Блоку смутные надежды, навеянные идеями преображения действительности, конца старого мира. Однако вскоре он приходит к выводу, что надежды эти беспочвенны. В июле 1916 г. он был призван в армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине. (Слайд 11) После Февральской революции Блок получает месячный отпуск и в марте 1917 года возвращается в Петроград. Ему предлагают работать одним из редакторов стенографического отчёта Чрезвычайной следственной комиссии по делам бывших царских министров. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья «Последние дни старого режима» (в расширенном варианте – книга «Последние дни императорской власти», 1921).
Учитель: Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Он пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой выступает с призывом принять революцию. Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую «музыку». Кульминацией этих настроений стала поэма «Двенадцать» (1918). ( слайд 12-13)
Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие (некогда самые близкие Блоку люди) с негодованием отвергали.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном «Возмездии» (1910–1921), проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Этот режим действовал настолько вразрез с тем, что предполагал Блок и что сами большевики обещали, что поэт не мог не прийти в ужас от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали «Родина» и «Скифы». (Читает ученик « Скифы»)
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома, лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона, и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла! Вот - срок настал. Крылами бьёт беда, И каждый день обиды множит, И день придёт - не будет и следа От ваших Пестумов, быть может! О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!.. Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь чёрной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!... Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжёт, и губит! Мы любим всё - и жар холодных чисел, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений... Мы помним всё - парижских улиц ад, И венецьянские прохлады, Лимонных рощ далёкий аромат, И Кёльна дымные громады... Мы любим плоть - и вкус её, и цвет, И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжёлых, нежных наших лапах? Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжёлые крестцы, И усмирять рабынь строптивых... Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья! Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем - братья! А если нет - нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века вас будет проклинать Больное позднее потомство! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернёмся к вам Своею азиатской рожей! Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою Стальных машин, где дышит интеграл, С монгольской дикою ордою! Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами. Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!... В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира! (1918)
Ученик 1.
После «Двенадцати» и «Скифов» Блок перестает писать. Последние годы его жизни пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью. Однако он работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература».Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры, ее уходе в катакомбы, о свободе художника, противостоящей попыткам черни на неё посягнуть, звучат в его письмах и дневниках последних лет, а также в речи «О назначении поэта» на вечере памяти Пушкина, в стихотворении «Пушкинскому Дому» (1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.
В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он заболел, в мае его состояние резко ухудшилось.
7 августа 1921 г. поэт скончался – оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.
( слайд 14) Учитель: Давно прошло время, когда Блок казался поэтом, далеким от наших дней. В последние десятилетия его произведения издавались многократно. ( слайд 15,16)
Растет интерес к жизни поэта, ко всему, что связано с его именем, с его судьбой. Начиная с 1970 года каждое первое воскресенье августа в Шахматове проводится блоковский праздник. На « возлюбленной поляне», как называл когда-то это место поэт, собираются те, кому дорога и близка поэзия Блока. Сюда перенесли огромный камень – «блоковский валун». Возле него читают стихи человека, которому было так дорого все связанное с этим куском родной земли.Но самая ценная память Блоку – любовь к его поэзии, в которой живет его мысль, его чувства, его боль и радость. ( слайд 17) Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пытал! ( ученики читают стихи Блока)