Развитие личности младшего школьника через систему самоуправления



Развитие личности младшего школьника через систему самоуправления
«Педагог года 2011»

Калтанский городской округ 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
Общая характеристика личности младшего школьника……………… 5
Теоретический анализ организации самоуправления учащихся по системе сменных поручений …………………………………………… 7
Система организации ученического самоуправления внутри класса 9
Результаты работы по развитию личности младшего школьника через систему самоуправления………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………… 15
Литература……………………………………………………………… 16
Приложения………………………………………………………………. 18
"Самоуправление - непременный признак коллектива,
чем совершеннее самоуправление,
тем совершенней коллектив"
В.А. Караковский
Введение
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (5, ст.50, п.4). Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, особенно начальной.
Еще Аристотель отметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу» (12, С.48). За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. Проблемой ученического самоуправления (Приложение 1) занимались такие педагоги, как А.С. Макаренко, Т.А. Стефановская, В.А. Караковский, Е. Степанова, Н.И. Приходько и другие.А.С. Макаренко говорил, что «самореализация личности лидера в органах детского самоуправления формирует у него коммуникативные умения и навыки, позволяющие определить своё место в обществе, и помогает самостоятельно определиться другим» (11, С.3).
В настоящее время в практике многих общеобразовательных школ под ученическим самоуправлением ошибочно понимают краткосрочную программу или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию» (10, С.186). Тогда как ученическое самоуправление открывает для школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении важныхпроблем школы. Результаты исследований говорят, что «участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях» (14, С.99).
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Исходя из этого, целью представленной системы воспитательной работы является создание условий для развития личности младшего школьника через систему самоуправления.
Эта цель обусловливает решение следующих задач:
Определить общую характеристику личности младшего школьника
Проанализировать имеющийся опыт развития личности младшего школьника через систему самоуправления.
Раскрыть систему организации ученического самоуправления в классном коллективе.
Представить результаты работы по развитию личности младшего школьника через систему самоуправления.
Считаю, что основная направленность моей деятельности заключается в том, чтобы целенаправленно и планомерно воспитывать образованных, нравственных, предприимчивыхграждан, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, мобильных, обладающих чувством ответственности.
Итогом этой работы является выпускник, способный адаптироваться к существующей действительности, в которой будет протекать его дальнейшая жизнь.
Общая характеристика личности младшего школьника
Изучая особенности организации жизнедеятельности детского коллектива нельзя не брать во внимание особенности личности самого младшего школьника, психологические особенности, характерные только для детей этого возраста.
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» - так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес (3, С.46).
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, и, прежде всего с учителем. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, появляется новая система отношений со взрослыми, новые обязанности, новые права.
Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступая с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражая ему в манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит это нужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением своей работы.
Послушание младших школьников проявляется как в поведении – среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, так и в самом процессе учении – они как должное принимают то, чему и как их учат, не претендуют на самостоятельность и независимость. Причем доверие, послушание, личная тяга к учителю, как правило, проявляются у детей независимо от качеств самого преподавателя. Подобное свойство, отражая определенный этап возрастного развития ребенка, имеет свои сильные и слабые стороны. «Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на воспитательно-образовательном процессе» (3, С.110).
Большое влияние на развитие личности младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него почти не имеет никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности ребенка начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение. Так, если вначале первоклассник на замечания учителя, сделанные ему наедине или перед всем класс, реагирует почти одинаково, то затем его реакция на замечания в присутствии товарищей становится болезненной.
Согласно позиции авторов книги «Психология общения в детском возрасте» Волкова Б.С. и Волковой Н.Б. (3, С.212) общение в коллективе имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которым он общается, являются для ребенка носителями этого опыта. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении,в их отношениях с окружающими.
Опыт развития личности младшего школьника через систему самоуправления
Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам. Идеи воспитания школьников через самоуправление содержатся в трудах педагогов разных поколений: Аристотель, А.С. Макаренко, В.А. Караковский, Н.И. Приходько и др.
Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Опираясь на идеи основоположников педагогики, методику коллективной организаторской деятельности разработал в 60-е годы профессор И.П. Иванов. Он говорил: «Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности» (7, С 65).
В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.Караковский В. А., создатель методики коллективного творческого воспитания (коммунарская), считал, что любое учебное заведение имеет как обучающую, так и воспитательную функцию, связанную с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего “Я”, с нахождением своего места среди других людей (9, С 199). Эта функция не может быть реализована только в сфере обучения.
Известно, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учение, но развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.
Воспитательную систему класса в начальной школе лучше выстроить в виде игровой модели, так как «игра – самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое прикосновение к личности ребенка и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека» (Л.С.Выгодский) (13, С.32).
Мы согласны с педагогом Д.В. Рогаткиным, что начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными» (15, С.88).
Система организации ученического самоуправления в классном коллективе
Мы считаем, что работу по организации самоуправления целесообразнее начинать уже в начальных классах школы. Наблюдения показали, что предпочтительнее система сменных поручений, при этом поручения выдаются не отдельным ребятам, а целой группе.
Воспитательная система 4б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» (классный руководитель Рубцова Т.В.) строится на основе игры «Весёлая компания». Эта игра помогает каждому ребенку проявить и развивать все свои таланты, делает внеклассную работу более целенаправленной и интересной. Проявляя свои таланты и способности, ребята больше узнают о себе, о родном городе, о Кузбассе, знакомятся с историей, людьми, событиями, предприятиями. Они приобщаются к делам взрослых, к важным событиям, которыми живёт город, Кузбасс, учатся отстаивать свою точку зрения и помогать другим, заботиться о своём здоровье и творчески решать принятые задачи.Игра-путешествие «Весёлая компания» призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в Кузбассе.
Игра-путешествие объединяет разные виды деятельности обучающихся с целью овладения определенными навыками: наблюдение, исследование, трудовые и другие.
Цели игры:
создание условий для творческого самовыражения личности;
воспитание гражданина своей страны.
Задачи:
организовать игру-путешествие для развития индивидуальных способностей детей;
способствовать формированию здорового образа жизни;
создать положительный эмоциональный климат в коллективе, способствующий развитию коммуникативных способностей детей;
познакомить с историей города и региона.
Социальные связи
Эта игра возможна только в союзе с родителями. Поэтому перед её началом нужно обязательно провести родительское собрание и заручиться поддержкой родителей. Они непосредственные участники всех «выездов». В традицию вошло и проведение семейных праздников, когда родители с детьми создают творческие группы, и все семьи участвуют в мероприятии. Родительский комитет принимает активное участие в осуществлении всех задумок. Изменение позиции родителя от постороннего «наблюдателя» или «надзирателя» к позиции активного участника – это главная особенность игры.
Социум
Для осуществления внешкольного воспитания детей существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

Создание игрового пространства
Игровые роли
«Путешественники» – обучающиеся класса, родители, шефы
«Командир путешествия» – командир класса. Его название меняется в зависимости от транспорта путешествия, который меняется в зависимости от характера путешествия. Командир дает команды, информирует об условиях передвижения.
«Книговеды» – информируют о книгах, устраивают выставки книг, занимаются подготовкой викторин, конкурсов.
«Экскурсоводы» - ведут экскурсию по очереди (экскурсия может быть заочной и очной).
«Корреспонденты» - берут интервью, собирают материалы для газеты.
«Издатели и художники-иллюстраторы» - выпускают газету (устную, компьютерную, живую, рисованную).
Игровой транспорт
Игровой транспорт меняется в зависимости от характера передвижения по маршруту и выбора детей. Знакомясь с природой родного края, ребята плывут по Кондоме на лодке; отправляются в прошлое Калтана на «машине времени»; узнают новое о нашей солнечной системе, пролетая на звездолете. Транспорт, на котором путешественники отправляются по маршруту следования, должен быть целесообразным, удобным, скоростным.
Символы игры
Вместе с ребятами путешествуют «Маша» и «Миша», которые сопровождают в путешествии, благодарят за дела, организуют встречи и т. д.
«Городовичок» – рассказывает об истории и сегодняшнем дне города Калтан, организует экскурсии
«Трудовичок» – курирует трудовые дела, прилежную учебу
«Добрячок» – организует помощь себе и другим, добрые дела от души и по просьбе.
«Здоровячок» – учит бережно относиться к своему здоровью, проводит и контролирует занятия физкультурой и спортом, выполнение режима дня, правильное питание, организует походы, туристические слеты.
Наглядное сопровождение игры-путешествия
В игре-путешествии активно используются возможности компьютерной техники, мультимедийного проектирования, стенды, которые помогают ярче реализовать задачи путешествия, подчеркнуть игровое начало.
Электронная презентация «Мы живём в Кузбассе» позволяет повысить мотивацию участия в игре, появляется возможность наглядно показать все стороны развития игры. Музыка и анимация привлекают обучающихся с самого первого момента: путешествие обещает быть самым весёлым и познавательным! Ребята знакомятся с логотипом игры Медвежонком. Диалог ведёт не классный руководитель, а «Маша» и «Миша» -герои игры.
Карта путешественников
Карта прослеживает движение ребят вместе с «Машей» и «Мишей», которые отвечают за определённую тропу путешествия.
Уголок путешественника
В уголке находится список команды, девиз, спецзадания для путешественников, поздравления и благодарности от «Маши» и «Миши», грамоты членов экипажа, итоги тематических дел, акций, смотров, выставки рисунков, газеты и т. д.
Модель игры
Путешествие по тропам по карте вместе с «Машей» и «Мишей».
Обучающиеся класса путешествуют с символическими персонажами по тропам:
у «Городовичка» – историческая (экскурсии, встречи с интересными людьми);
у «Добрячка» – экологическая тропа доброты и дружбы. Добрая почта (октябрьская – День пожилых людей, январская – Новогодняя, февральская – День защитников отечества, мартовская – милым женщинам, майская – ко Дню Победы), экологические беседы, школа вежливых наук, разговоры по кругу;
уЗдоровячка – тропа здоровья и спорта (спортивные часы, соревнования, школа здоровья);
у Трудовичка – трудовая (организация выставок, субботников, трудовых операций и т. д.).
Этапы развития игры
Подготовительный период (сбор заявок и классное обсуждение; проведение родительских собраний с целью вовлечения родителей в игру; мультимедийная презентация с целью заинтересовать детей).
Основной этап (cтарт игры – путешествия; путешествие по тропам вместе с «Машей» и «Мишей»).
Заключительный этап (подведение итогов путешествия;организация выставок (поделки, сочинения, фотомонтаж) и торжественное награждение по результатам портфолио).
Система поощрений
Благодарности от «Маши» и «Миши» в «Уголке путешественника», грамоты и медали героев игры.
Результаты работы по развитию личности младшего школьника через систему самоуправления
Начиная с 2008-2009 учебного года, я работаю над проблемой развития личности младшего школьника на основе системы самоуправления. Наблюдается повышение самооценки каждого ученика, позитивная динамика нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.
На 1 этапе работы (1 класс) проводится диагностика исследования личности учащихся. С помощьюдиагностическая методики “Если бы ты был волшебником” и графических тестов (Приложение 2)определяю степень самооценки каждого ученика, выявляю атмосферу в классном коллективе, лидера с целью организации самоуправления в классе.
Сравнительный анализ данных показал, что дети для себя выбирают в большинстве случаев (82%) материальные блага, для близких людей – здоровья (74%), для других людей –быть добрыми (63%).
На 2 этапе (2 – 3 классы) провожу диагностику развития коллектива (Приложение 3) (рис.2) с целью выявления направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучения уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Рис.2 Развитие коллектива
Сравнительный анализ данных показал позитивную динамику развития коллектива.
На 3 этапе (4 класс) - диагностика сформированности коллектива (Приложение 4).Целью диагностических исследований является определение уровня развития самоуправления, сформированностимежличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

Рис. 3 «Сформированность коллектива»
Данные диаграммы показывают, что степень удовлетворённости своим коллективом среди обучающихся высока.
При переходе в среднее звено сформированные внутригрупповые нормы поведения оставались на достигнутом уровне. Наблюдение за выпускниками показывало, что большинство обучающихся класса становились активными участниками школьного актива, городской молодёжной организации «Молодая гвардия», «Созвездие», студенческих активов.

Заключение
Представленная система работы посвящена вопросу развития личности младшего школьника через систему самоуправления. Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
При организации самоуправления в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. «Развивающемуся ребёнку нужна игра, нужен труд, нужна творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов» (16, С.102).
Для развития индивидуальных способностей детей, формирования здорового образа жизни, создания положительного эмоционального климата в коллективе, способствующего развитию коммуникативных способностей детей целесообразно выстроить воспитательную систему класса в виде игры-путешествия.
В классе в течение 2008-2010 учебных годов проводились диагностики, которые подтвердили результативность используемого подхода.
Материалы и итоги деятельности заслушивались на заседаниях методического объединения учителей начальных классов. Описанный опыт работы был рекомендован для изучения учителей начальных классов и распространения в начальной школе.
Список литературы
Бочкарев, В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] / В. Бочкарев, В. Опалихин // Воспитание школьника. - 2009. - №2. – с.14
Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях [Текст] / В.Г. Быкова // Классный руководитель. – 2004. - №6. – с. 23
Волков, Б. С, Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд.[Текст] — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Д.В. Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2008. – 92 с.
Закон об образовании РФ
Иванов, А. Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя [Текст] / А. Иванов // Воспитательная работа в школе. – 2006. – № 6. – С. 88–100.
Иванова, Т.П. Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя [Текст] / Т.П. Иванова // Классный руководитель. – 2007. – № 8. – С. 65–69.
Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О. // Народное образование. - 2007, №7
Караковский, В. А. Воспитание для всех [Текст] / В. А. Караковский. - М. : НИИ школьных технологий : [Народное образование], 2008. – 238с. - (Библиотечка журнала "Воспитательная работа в школе"). - Библиогр.: с. 238.
Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» (Теория и практика воспитательных систем) [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: Новая школа, 2006. – 239 с.
Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко - Азбука-классика, 2009. – с.180
Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И. Максимов – М.: Просвещение, 2006. – 254 с.
Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе [Текст]: организация и планирование работы: из опыта работы школ г. Воронежа / [авт.-сост.: Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко]. - 3-е изд. - М.: 5 за знания, 2008.
Никитюк, А.С. Самоуправление класса [Текст] / А.С. Никитюк // Классный руководитель. – 2001. - №3. – с. 97-102
Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /
Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И. Рожков - М., «Владос», 2006 – 160 с.
Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В. Сорокина – М: Просвещение, 2007. – 210 с.
Черноусова, Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе [Текст]: методические рекомендации / Ф. П. Черноусова. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004. - 160 с.
Приложение 1
Тезаурус
Самоуправление – структура отношений, одна из форм управления колллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдаётся демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений («Словарь по управлению для руководителей системы образования» под ред. О.Ю. Бараевой).
Самоуправление коллектива – это способность коллектива самостоятельно ставить цели реализовывать их, не нарушая при этом социально-культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами («Словарь по управлению для руководителей системы образования» под ред. О.Ю. Бараевой).
Ученическое самоуправление — форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения (Википедия).
Приложение 2
Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:
Ф.И.
Желания
для себя
для близких людей
для других людей
Графический тест “Пьедестал”
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”
Приложение 3
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.
Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:
Дружелюбие
Согласие
Удовлетворённость
Увлечённость
Теплота взаимоотношений
Взаимная поддержка
Занимательность
Скука
Успешность
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.
Приложение 4
Методика: “Какой у нас коллектив”
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Наш класс очень дружный и сплочённый.
Наш класс дружный.
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Муниципальное учреждение
Управление образования Администрации г. Калтан
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Развитие личности младшего школьника через систему самоуправления
система работы
Калтан 2011
Автор-составитель Рубцова Татьяна Владимировна, классный руководитель 4 «Б» класса МОУ «СОШ №1»
Система работы Рубцовой Т.В., классного руководителя 4 «Б» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Калтан, посвящена вопросу развития личности младшего школьника через систему самоуправления. Особое внимание уделено организации жизнедеятельности коллектива через систему сменных поручений. В приложении предложен диагностический материал для определения уровня сформированности классного коллектива.
Работа предназначена учителям начальных классов.