Примерная программа по русскому языку


Русский (родной) язык
Примерная программа для основной школы
Пояснительная записка
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно – историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться у спеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.
Целями изучения русского языка в основной школе являются:
. воспитание уважения к родному языку, сознательное отношение к нему как явлению культуры; осмысление языка как средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текстов.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использ0ования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание языка и истории народа.
В примерной программе реализован коммуникативно - деятельностный подход преполагающий предъявление материала не только к знаниевой, но и в деятельностной форме.
Языкова и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе.
Результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Понимание русского языка как основных национально – культурных ценностей русского языка, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
. владение разными видами чтения;
. способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, ресурсы Интернета;
. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
. умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, докладом;
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой – либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Представление о русском языке как о языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единстве народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
Понимание определяющей роли языка в развитии ителлектуальных и творческих способностей личности;
3. Владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
. владение умениями творческой переработки прочитанного текста
. способность свободно пользоватбься словарями различных типов
. адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и женров; владение различными видами аудирования;
.умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному,услышанному;
. способность участвовать в речевом общении с соблюдение норм речевого этикета;
4.усвоение основ научных знаний о родном языке;
5. освоение базовых понятий лингвистики: линвистика и ее основные разделы; язык и речь; монолог и диалог; функционально – смысловые типы текста; основные принципы языка;
6. проведение основных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологичекий), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
7. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского я зыка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций;
. содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
. содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
. содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе – 175 ч, в 6 классе – 210 ч, в 7 классе – 140 ч, в 8 классе – 105 ч, в 9 классе – 105ч. Примерная программа по русскому языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.