Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты»

Предмет. Литературное чтение.
Класс 4.
Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)
Цель:
создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;
способствовать развитию навыков выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, творческих способностей учащихся;
содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Организационно-мотивационный этап
Слово учителя.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся,
А потом мы скажем вместе:
«Здравствуй, здравствуй, новый день!»
- Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает такая погода у вас?

Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется.

Учитель. Я хочу поделиться с вами улыбкой, я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные лучистые улыбки, что них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

2. Этап актуализации знаний.
Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите(«Детство Никиты»). Имя писателя (Алексей Николаевич Толстой).
- Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?
Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка).
Кто из вас знает, что такое аукцион? Заглянем в толковый словарь:
АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.
Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.

Звучит гонг:
Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился(1883-1945)

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Песенка «Алфавит»»
Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:
А Б В Г Д Е Ё Ж З
И Й К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
Ъ Ы Ь Э Ю Я !

Упражнение «Снежинки»
Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.

4. Этап проверки домашнего задания.
Игра «Верите ли вы, что»
Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы
- Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?
- Верите ли вы, что Пахом – это конюх?
- Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?
- Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?
- Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?
- Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?


Ролевое чтение
Учитель. Как видим, автор очень эмоционально повествует о происходящих событиях. (Появляется карточка эмоция).
ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.
С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.
- При помощи чего передаются эмоции?
ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.

Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.

5. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».
- Какую цель поставим на данный урок?

6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.
- Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?
- Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?
- Как он выглядел? Найдите описание в тексте.
- Каким вам представляется учитель Никита?

7. Работа с текстом главы
Словарная работа
ВЕРСТАК
БАШЛЫК
СЮРТУК
- Кому знакомо значение этих слов?
- Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.
- Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

Первичное восприятие (жужжащее чтение)
- Оправдался ли наш прогноз?

Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).
(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,
А расслаблена она.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
Возвращаемся обратно!
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
А расслаблена она.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
А расслаблена она.

Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся).

- Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?
- Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.
- Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.
- Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.
(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)
- Почему мальчик не мог сосредоточиться?
- Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.

Составление характеристики героя. Работа в парах.
Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.

Портрет Аркадия Ивановича
Его портрет вашими глазами

«голова в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой», «длинным, как карандаш пальцем»
Высокий, худощавый человек в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой.

Поведение Аркадия Ивановича
Как оно характеризует учителя

«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».
«не жаловался ни когда»
Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

(отчёт работы пар)

8. Закрепление изученного. Минутка творчества.
Игровое задание «Собери пословицу».
У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.

1. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
2. Хорошо того учить, кто слушает.
3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
4. Учение – свет, а неученее – тьма.

Дифференцированная работа в группах.
Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.
«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).
- Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?
«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).
- Придумайте продолжение этой главы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.
Славно дети потрудились
И чему же научились?
- Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
- Какой урок вы извлекли из этой главы?
- Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.

10. Домашнее задание.
Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).

Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память:
Помните!
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Будьте почемучками!