Доклад на педагогическом совете на тему: Новой школе — новые педагогические технологии


Доклад на педагогическом совете на тему:
«Новой школе – новые педагогические технологии».
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Нижнее Большое
Дугина Вера Николаевна
2013 год
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, исследования о современной школе ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
1.школа является важнейшим фактором развития личности;
2.школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
3.систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики можно выделить педагогические технологии (образовательные технологии).
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?
Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
2.отбор и структура содержания (что);
3.оптимальная организация учебного процесса (как);
4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,
2.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
3.охрану здоровья учащихся.
Какова же классификация современных педагогических технологий?
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
1.традиционные технологии:
относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности.
2.Классно-урочная технология обучения –
обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии или групповые технологии обучения
(работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
4.Игровая технология (дидактическая игра)
Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Технология проблемного и перспективно-опережающего обучения.
Предусматривает обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).
7.Технология мастерских и исследовательская технология:
Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности (метод проектов, эксперимент, моделирование).
.
8.ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая Информационно Коммуникативные Технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
9. Технология Педагогики сотрудничества.
Предполагает реализацию гуманно-личностного подхода к ребенку .
10.Технология проведения коллективных творческих дел.
Заключается в создании условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.
Но чаще учителя пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.
При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог дает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.
Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. В школах увеличивается количество обучающихся, у которых возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.
Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.
Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.
Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.
Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.
В основе деятельностного способа обучения лежит включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе, в школе.
Хочу закончить свой доклад пожеланиями:
1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.
9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должен стать учитель.
И в заключении предлагаю послушать притчу «Четыре свечи»
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...
Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
Я - Спокойствие
"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я – Вера.
"К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
Я - Любовь.
"У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."Долго не ждав, эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки.
Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"
Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.
Давайте будем надеяться на то, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, какие бы технологии мы ни применяли, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Так давайте любить ребенка сегодня таким, какой он есть!