Рабочая программа Мастерская хорового пения Северное сияние


-18122-9935300Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО
на заседании методической Школы воспитательной работы
Протокол №___
от «___»_______20__ г.
Руководитель мШВР
_________ И. В. ЗиньковскаяСОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОУ«Средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
_________ Е.В. Чистякова
(подпись) (расшифровка подписи)
«___»___________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

__________ В.А. Ткач
(подпись) (расшифровка подписи)
« » 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
__________ В.А. Ткач
(подпись) (расшифровка подписи)
«__»___________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Северное сияние»
(мастерская хорового пения)
для обучающихся 5,8 -х классов
211963034417000на 2015/2016 учебный год

Составил:
учитель первой квалификационной категории
Хуснутдинова Ямиля Ромелевна
4592320-35306006-14
0006-14

Содержание
I Пояснительная записка………………………………………….. 3
II Общая характеристика программы………………..……………. 4
III Технологии организации учебного процесса………………… 6
IV Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса…………………………………………………… 8
V Учебно-тематический план……………………………………… 9
VI Календарно-тематическое планирование………………………
12
VII Материально-технические условия………………………………. 17
VII Список литературы……………………………………………… 18
I. Пояснительнаязаписка
Дополнительная развивающая программа художественно-эстетической направленности, хор «Северное сияние».
Нормативные правовые документы
Разработанная рабочая программа внеурочной деятельности хора «Северное сияние» является дополнительным курсом к основному предмету «Музыка» в системе основного общего образования школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов. Программа направлена:
на приобретение универсальных учебных действий (далее, УУД) в области элементарной теории музыки и хорового искусства;
на выявление и развитие музыкальных природных данных воспитанников;
на активное участие воспитанников 5г,6в,7в,8в классов во внеурочной жизни школы.
Занятия имеют исключительно практический характер, проводятся в группах (вокальные ансамбли) и в едином хоровом коллективе. Репертуар обусловлен планом внеклассных мероприятий и согласован с руководителями других музыкальных коллективов.
Программа разработана на основе нормативных документов РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014);
- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт (далее, ФГОС) основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 года № 1897;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 г»;
- Федеральный закон РФ от 05.05.2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и Севастополь»;
- Концепция развития дополнительного образования детей РФ, Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09 2014 года №1726-р;
- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.
Цели и задачи рабочей программы

Цель программы (основная стратегия).
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Занятия в хоре «Северное сияние» направлены на развитие
- мотивации личности к познанию в области музыки, как национального и мирового вида искусства;
- природной музыкальной одарённости воспитанников;
- творческих возможностей и потребностей личности к саморазвитию и самореализации;
- коммуникативных способностей.
Занятия способствуют формированию
- активной индивидуально-личностной позиции и основ гражданской идентичности;
- социальных компетенций – активность в обществе, умение сотрудничать в коллективе (группа, класс, учебное заведение в целом) через работу в вокальном ансамбле и в хоровом коллективе.
Занятия в хоре «Северное сияние» являются профилактикой асоциального поведения воспитанников школы.
Задачи программы (тактические действия).
На занятиях хора «Северное сияние» воспитанники должны
освоить:
- азы элементарной теории музыки, такие как лад, мелодия, аккомпанемент, ритм, метр, размер, темп, тембр и др.;- элементарные основы чтения и записи музыкальных произведений.
обрести:
- основы вокально-певческой установки в условиях мутационного периода, такие как дыхание, звукообразование, фразировка, звуковедение, дикция, артикуляция и проч.;
выявить и развить:
- музыкальный слух (мелодический, гармонический и ритмический);
- музыкальную память;
совершенствовать:
физиологическую систему «голос – слух», «слух – ритмопластика»;
накопить:
- исполнительский опыт в условиях смотра, конкурса, фестиваля, концерта;
синхронизировать:
- движение в строю с пением и игрой на переносных музыкальных инструментах в системе «Марширую – пою», «Марширую – играю – пою»;
формировать:
- гармоничную, разностороннюю, высоконравственную, культурную личность гражданина РФ;
воспитать:
- любовь к Родине, активную гражданскую позицию, толерантность средствами мировой и отечественной музыкальной культуры.
II. Общая характеристика программы
2.1. Место и роль
Согласно ФГОС РФ, существуют четыре основных направления дополнительного образования – общекультурное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное. Программа хора «Северное сияние» относится к общекультурному направлению, будет реализована в художественно-эстетическом цикле системы дополнительного образования МОУ СОШ №6.
Программа хора «Северное сияние»
- отражает потребности и специфику школы на 2015-2016 учебный год;
- создает максимально благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей воспитанников;
- направлена на самореализацию и самосовершенствование личности воспитанников.
Программа может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, студентам специализированных училищ и ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации, слушателям факультета смежных (дополнительных) профессий и другим специалистам, работающим в области художественно-эстетического воспитания личности подрастающего поколения граждан РФ.
2.2. Актуальность программы
Практическая реализация программы осуществляется на вокально-хоровых занятиях через хоровое пение и пение в вокальном ансамбле. Необходимо учитывать возрастные физиологические способности и возможности воспитанников 5г,6в,7в,8в классов.
Характеристика голосового аппарата юношей 10-13 лет.
10-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому участнику хора. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. 13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.
Мальчики 11-13 лет (учтён момент начала и окончания учебного года) находятся в периоде мутации голосовых связок, поэтому активная вокально-хоровая работа ограничена. Программа имеет профилактическое направление, т.к. подросток встречается с новыми физиологическими обстоятельствами, конкретно, изменением голоса. Необходимо не только рассказывать об этом периоде жизни, но и давать конкретные практические советы и рекомендации по охране голоса.
В программу хора «Северное сияние» включены различные формы и методы работы на уроке, такие как ритмопластика, метроритмические задания, знакомство с музыкальными инструментами, импровизация, исследование музыкальных произведений, слушание, инструментальное исполнительство, социодрама (театрализация, инсценирование музыкального материала), презентация и др. Разнообразие педагогических технологий помогает удержать интерес воспитанников переходного возраста к музыке. При этом активно работать над музыкальными произведениями, развивать УУД в исполнительской практике в щадящем для голоса режиме.
Программа подразумевает тесное сотрудничество с занятиями других педагогов художественно-эстетического цикла дополнительного образования, а так же основными предметами школьной общеобразовательной программы – метапредметные связи.
2.3. Специфика программы
Программа предназначена для воспитанников кадетских классов. Приоритетом всего совокупного учебно-воспитательного комплекса является военно-спортивное направление. Художественно-эстетическое направление, к которому относится программа хора «Северное сияние», является вспомогательным, сопровождающим основной процесс обучения. Это обстоятельство существенно усложняет работу преподавателя, т.к. воспитанники мотивированы в другом профиле обучения. Для достижения поставленных задач, необходимо тесное сотрудничество и взаимосвязь со всеми коллективами художественно-эстетического направления школы. Такое тесное сотрудничество усиливает значимость направления в целом. Соединение коллективов возможно на общих культурно-массовых мероприятиях школы.
Учебный план и репертуар хорового коллектива строится в согласовании с планом всей воспитательной работы школы.
В случае коррекции основного плана школы (перенос смотров, конкурсов, проведение внеклассных мероприятий, изменения темы внеклассного мероприятия и прочих событий) допускается коррекция основного плана хора «Северное сияние», и коррекция репертуарного плана вокального коллектива.
III. Технологии организации учебного процесса
3.1. Формы организации
Форма Педагогические задачи
Традиционный урок Получение теоретических знаний и понятий. Практическое применение полученных знаний. Вокально-певческая установка – работа с голосом. Знакомство и работа над музыкальными произведениями. Навыки работы в творческом коллективе. Слушание музыки. Отработка основных УУД. Развитие музыкальных способностей и творческих потребностей воспитанников.
Репетиция Форма групповых занятий под руководством педагога. Работа формирует аналитическое мышление, чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде единомышленников, отражает интенсивность и качество самостоятельной работы в условиях командной работы, социализирует личность подростка.
Сводная репетиция Форма совместной работы со всеми группами одного коллектива. Форма совместной работы с разными коллективами, имеющими общий репертуар.
Форма совместной работы разных коллективов и исполнителей в едином сценарии.
Генеральная репетиция Прогон всего концертного репертуара в условиях репетиции. Соединение произведений, исполняемых различными коллективами, в единое концертное построение. Работа в команде. Формируется личная ответственность перед общим результатом.
Обсуждение Развитие навыков критического мышления. Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Умение соглашаться и принимать позицию другой стороны обсуждения. Самокритика.
Конкурс,
Смотр строя и песни Встреча представителей одного направления в условиях соперничества – навык открытого обсуждения и принятия результатов деятельности
Творческая встреча, Фестиваль Обмен знаниями и навыками с другими коллективами, отдельными исполнителями, композиторами с целью знакомства, дружбы с единомышленниками, творчески-активными музыкантами
Концерт Демонстрация своих достижений, УУД, перед слушателями – осознание значимости и качества проделанной работы
Посещение концертов Повышение общекультурного личностного уровня, исследование творчества и мастерства других исполнителей и коллективов
3.2. Методы организации
Ведущими УУД программы хора «Северное сияние», являются познавательные, коммуникативные, личностные методы.
№ Группы
методов Подгруппы методов Отдельные методы
1 Организация и
осуществление
- Перцептивные – передача и восприятие информации
- Логические – организация и осуществление мыслительных операций
- Гностические – характер познавательной деятельности- Самоуправление
учебно-познавательной деятельности Словестные, наглядно-практические.
Индуктивный метод – рассуждение от частного к общему
Дедуктивный – от общего к частному. Анализ, обобщение, систематизация.
Сравнение, соотношение.
Исследование, погружение.
Разрушения старого и создания нового
Проблемные, поисковые.
Работа под руководством педагога, дозированная помощь. Самостоятельная работа.
Самоанализ.
2 Мотивация и
стимулирование - Эмоциональное стимулирование
- Формирование познавательного интереса
- Формирование чувства долга и ответственности Ситуация успеха.
Творческий поиск.
Система перспектив.
Результативность деятельности.
Выстраивание игрового сюжета.
Импровизация.
Выбор социально-значимого конечного продукта.
Личная значимость обучения.
3 Контроль и
коррекция -Экспертный контроль
- Взаимный контроль
- Самостоятельный контроль Участие в конкурсах и смотрах. Участие в концертах и фестивалях.
Отбор в концертные группы.
Работа в вокальных и инструментальных группах.
Разбор выступления.
Проверка знаний педагогом.
Взаимопроверка, рецензия.
Самопроверка, самооценка.
4 Взаимодействие - Освоение правил общения
- Взаимные задания
- Работа во временных группах
- Совместные переживания
- Выбор лидера Работа в команде. Ответственность перед общим результатом.
Умение быть ведомым и ведущим.
Лидерство.
Деление коллектива на вокальные группы, на исполнительские группы «Солист – хор», «Дисканты-Альты», «Мелодия и сопровождение».
Взаимодействие с другими коллективами в условиях сводной репетиции и в концерте.
3.3. Содержание учебного занятия (этапы урока)
Каждое занятие кружка «Хор» строится по плану и соответствует основным требованиям к уроку ФГОС РФ.
№ Этап урока Наполнение Формы и методы
Подготовительный раздел
1 Организационный момент Введение Целеполагание
Мотивация
2 РаспевкаПодготовка голоса к работе Певческая установка
Вокальные упражнения
Основной раздел
2 Основная тема Ключевые знания – основная тема четверти
Углубление – тема урока Актуализация
3 Активизация прежних знаний Повторение пройденного материала Повторение
4 Работа по теме урока Основной учебный материал Беседа, анализ, размышление, освоение УУД
5 Разминка Игровой перерыв в работе, отдых Дидактические игры
6 Продолжение работы Движение к основному выводу урока – кульминация – основная мысль урока Частное и целое, систематизация, обобщение.
УУД, освоенные в ходе урока
Заключительный раздел
7 Вывод Итог урока Умение выделить главное
IV. Планируемые результаты освоения программы хора «Северное сияние» (личностные, предметные и метапредметные)
4.1. УУД (универсальные учебные действия)
Показателем освоения программы хора «Северное сияние», являются следующие ожидаемые результаты:
Личностными результатами:
- сохранение и развитие интереса к музыкальному искусству;
- развитие интереса к вокально-хоровому исполнительству;
- освоение теоретических знаний, понятий и терминологии;
- получение основ вокально-певческой установки – работа с голосом
- получение знаний и практических навыков по охране голосового аппарата в период предмутации и мутации у юношей 11-14 лет;
- получение знаний и практических навыков работы в хоровом коллективе;
- развитие мелодического слуха и музыкальной памяти;
- развитие ритмопластики и ритмического слуха и памяти;
- получение знаний и навыков в области метроритмической организации музыкальных произведений разных жанров;
Метапредметные результаты:
- навыки чтения с листа;
- навыки элементарной записи музыки нотными знаками;
- навыки владения основными видами вокально-хорового дыхания;
- развить диапазоном в рамках принятой классификации;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
Метапредметные результаты:
- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- петь в унисон
- исполнять простое вокальное двухголосие;
- работать в разных музыкальных группах – «Мелодия – Сопровождение»
- слышать свой голос в хоровой вертикали;
4.2. Основные показатели эффективности реализации программы
- высокий уровень мотивации учащихся к исполнительству;
- творческая самореализация учащихся;
- участие вокальных групп (ансамблей), солистов, хорового коллектива в смотрах, конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, проводимых в школе. 
V. Учебно-тематический план
5.1. Структура учебного курса
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом школы на реализацию программы - 4 часа в неделю.
По предлагаемому расписанию дополнительного образования училища занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник, четверг) по 2 часа.
уровень обучения - начальный;
срок реализации – 1 год (35 недель);
возраст – 10-14 лет (на начало учебного года) – кадеты 5,6,7,8 классов;
количество учебных занятий в неделю - 2ч. в одной группе;
количество групп – 2 группы:
1гр. – 5г,
2 гр. - 6в,
3 гр. - 7в,
4 гр. - 8в.
Количество учебных часов в каждой группе – 70 ч., из них
практико-ориентированные занятия – 45 часов (15ч. – теория, 30ч. – практика)
индивидуальных занятий – 20 часов
концертных занятий (Урок-концерт, концерт) – 5 часа
5.2. Учебно-тематический план /таблица/
№ Содержание и виды работы Теория Практика Общее
кол-во
часов
1 Вокально-хоровая работа
15ч. 30ч. 45ч.
- Вокально-хоровые упражнения (распевка)
- Новый вокальный материал
(разучивание)
- Вокально-художественная работа
(работа над музыкальным произведением)
- Сводная репетиция
- Генеральная репетиция
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч. 3ч.
2ч.
7ч.
2ч.
1 ч. 4ч.
3ч.
8ч.
3ч.
2ч.
2 Исполнение музыки
1ч. 4ч. 5ч.
3 Концерт
1ч. 4ч. 5ч.
4 Сольфеджио
4ч. 6ч. 10ч.
- Слушание музыки
- Элементарная теория музыки
- Развитие ладового слуха
- Метро-ритмические упражнения
- Ритмопластика (движение)
- Музыкальный диктант 0,5 ч.
1ч.
0,5ч.
0,5ч.
1ч.
0,5 ч. 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч. 1,5ч.
2ч.
1,5ч.
1,5ч.
2ч.
1,5ч.
5 Работа с солистами
2ч. 8ч. 10ч.
6 Итог – 140 часа в учебный год
22ч. 48ч. 70ч.
5.3 Структура учебного предмета
I полугодие «Одноголосие» - 16 уроков
1 четверть «Ритм» - 8 уроков
1 урок – Мир музыки. Введение.
2 урок – Марш. Характерные черты марша. Строевая песня.
3 урок – Марш. Размер 4/4. Затакт. Строевая песня.
4 урок – Песня. Характерные черты песни. Лирическая песня.
5 урок – Песня. Размер 3/4. Терция и секста. Лирическая песня.
6 урок – Танец. Характерные черты танца. Метроритм. Игровая песня.
7 урок – Танец. Метроритм. Синкопа. Игровая песня.
8 урок – Обобщение.
2четверть «Мелодия» - 8 уроков
9 (1) урок – Лад. Основное понятие.
10 (2) урок – Народные лады. Тоника. Нотная запись – основа.
11 (3) урок – Народные лады. Нотная запись – высота и длительность.
12 (4) урок – Звукоряд. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника.
13 (5) урок – Мажор. Тоника. Трезвучие 1, 4, 5 ступени.
14 (6) урок – Мажор. Тоника. Устойчивые и неустойчивые ступени.
15 (7) урок – Минор. Тоника. Трезвучие 1, 4, 5 ступени.
16 (8) урок – Обобщение. Подбор аккомпанемента.
II полугодие «Двухголосие» - 19 уроков
3 четверть «Интервал. Вок-ная и инструм-ная партия» - 10 уроков
17 (1) урок - Созвучие. Основное понятие.
18 (2) урок – Интервал. Консонанс. Запись, чтение.
19 (3) урок – Интервал. Диссонанс. Запись, чтение.
20 (4) урок – Интервал мелодический и гармонический. Запись, чтение.
21 (5) урок – Исполнение по партиям. Партитура. Запись, чтение.
22 (6) урок – Исполнение по партиям. Мелодия и сопровождение.
23 (7) урок – Партитура. Образцы записи партитуры для хора и ансамбля.
24 (8) урок – Хор. Пение по партиям. Запись, чтение.
25 (9) урок – Оркестр. Чтение партитуры.
26 (10)урок – Обобщение.
4 четверть «Мелодия и сопровождение» - 8 уроков
27 (1) урок – Элементы музыкальной речи.
28 (2) урок – Элементы музыкальной речи.
29 (3) урок – Аккомпанемент. Ритмическое сопровождение.
30 (4) урок – Аккомпанемент. Инструментальное сопровождение.
31 (5) урок – Аккорд – элемент музыкальной ткани. Виды аккордов.
32 (6) урок – Аккорд. Мелодический и гармонический аккорд.
33 (7) урок - Импровизация. Как сочиняют музыку.
34(8) урок – Итоговый.

урока Тема Кол-во
часов Формы контроля Планируемые результаты
1 гр. 2 гр. 3 гр. 4 гр. Освоение предметных знаний УУД
1
урок Мир музыки 1 02.09 03.09 02.09 03.09 Беседа.
Выполнение практических заданий
Высота звука.
Длительность звука.
Пульс
Затакт.
Ритм. Певческая установка – правила пения.
Прохлопать ритмический рисунок марша - песни
Ритмопластика.
Пение затакта.
2/3
Урок Марш 2 08.09 10.09 08.09 10.09 Беседа.
Устный опрос.
Выполнение практических заданий
Взаимопроверка. Самопроверка. Самооценка
Работа в группах. Творческое задание. Размер 4/4
Характерные черты марша. Метроритм
Такт -4 доли
Пунктирный ритм
Затакт Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре.
Прохлопать затакт в марше.
Произношение текста - Артикуляция.
Пульсация – выделить сильные и слабые доли такта
Ритмопластика
15.09 17.09 15.09 17.09 4/5
Урок Песня 2 22.09
24.09 22.09
24.09 Характерные черты лирической музыки.
Метроритм.
Размер 3/4
3 доли – 3 шага.
Интервал.
Интонация Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре. Нахождение тоники. Опевание тоники
Пение интонаций лирической песни.
Певческое дыхание.
Прохлопать ритм. Пульс.
Метр – метрическая доля
Сильные и слабые доли такта
29.09 01.10 29.09 01.10 6/7
Урок Танец
2 06.10
08.10 06.10
08.10 Характерные черты танца.
Метроритм. Размер.
Такт – разные доли такта. Триоль.
Синкопа. Пение трезвучия в мажоре и миноре. Тоника.
Вокальная работа над характером звука, дыхание.
Определить и прохлопать ритмический танцев.
Пульс. Метр
Определить сильные и слабые доли такта.
13.10 15.10 13.10 15.10 8
урок Обобщение 1 20.10 22.10 20.10 22.10 Устный опрос.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль. Элементы
музыкальной
речи Определить жанр музыки – песня, танец, марш по характерным признакам.
Прохлопать ритм. Пульс.
Услышать тонику, звуки трезвучия,
Спеть муз. обороты - опевание, затакт.
Музыка по выбору
9
Урок Лад 1 27.10 29.10 27.10 29.10 Беседа. Устный и письменный опрос.
Работа в группах. Импровизация.
Творческое задание.
Выполнение практических заданий под руководством преподавателя.
Взаимопроверка. Самооценка
Выступление на смотре, конкурсе, концерте. Основное понятие лада.
Лад – тяготение ступеней
Тоника
Нотная запись
Услышать соотношение звуков в мелодии.
Выделить тонику.
Услышать и исполнить тяготение звуков в ладу.
Познакомиться с элементами нотной записи.
10/11
Урок
Народные
лады
2 10.11
12.11 10.11
12.11 Тоника.
Устойчивые и неустойчивые звуки.
Запись – высота и длительность Записать простые попевки нотными знаками.
Осознать понятие высота и длительность звуков.
Записать метрическую организацию музыки – такт.
Прочитать ритмическую нотную запись.
17.11 19.11 17.11 19.11 12
урок Звукоряд 1 24.11 26.11 24.11 26.11 Тоника.
Трезвучие.
Устойчивые и неустойчивые звуки.
Запись звуков - нота Спеть гамму от звука До, Ре, Ми
Осознать гаммообразное движение от разных звуков. Спеть восходящие и нисходящие
мелодии. Анализировать элементы нотной записи
13/14
урок Мажор 2 01.12
03.12 01.12
03.12 Основное понятие .Гамма.
Тоника
Соотношение звуков. Запись Мажорный звукоряд
Спеть гамму от звука До, Ре, Ми
Спеть и сыграть мажорное трезвучие
Пение тонического трезвучия. гаммы
Записать соотношение звуков мажора
Найти гаммообразное движение в мелодии.
08.12 10.12 08.12 10.12 15
урок Минор 1 15.12 17.12 15.12 17.12 Основное понятие.
Гамма. Тоника
Соотношение звуков. Запись Спеть минорную гамму – соотношение звуков в миноре
Ступени минора – построить минорную гамму.
Проанализировать лад в музыке.
16 урок Обобщение 1 22.12 24.12 22.12 24.12 Урок - Концерт Обобщение знаний под руководством педагога
Определить элементы мелодии: лад, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие. Записать попевки.
Исполнение произведений по выбору.
17
урок Созвучие
1 29.12 31.12 29.12 31.12 Беседа. Выполнение практической работы с учителем.
Самоконтроль Высота музыкального звука.
Интервал.
Интервал мелодический и гармонический
Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов.
Слушать гармонические и мелодические интервалы
Познакомиться с записью двухголосия в музыке.
Записать 2-хголосие
18/19,
20
урок Интервал 3 12.01 14.01 12.01 14.01 Беседа. Выполнение практических заданий под руководством учителя.
Самоконтроль. Самооценка.
Работа в группе. Взаимопроверка.
Творческое задание. Импровизация
Выступление на смотре и конкурсе. Концерт. Консонанс.
Диссонанс
Интервал мелодический и гармонический
Чтение и запись. Петь интервалы мелодические – интонирование мелодических оборотов.
Слушание гармонических интервалов
Деление на 2 голоса
Записать 2-хголосие
19.01
21.01 19.01
21.01 26.01 28.01 26.01 28.01 21,22
урок Исполнение по партиям
партитура 2 02.02
04.02 02.02
04.02 Как прочитать нотную запись?
Запись мелодии и ритмического рисунка Разбор записи по голосам .
Чтение однострочной и двухстрочной записи.
Деление на партии – двухголосная мелодия и сопровождение – 3 группы исполнителей.
Записать 2-хголосие
Чтение и запись.
09.02 11.02 09.02 11.02 23
урок Партитура 1 16.02 18.02 16.02 18.02 Что такое партитура?
Образцы записи двухголосной музыки Слушание и чтение партитуры для инструментов.
Познакомиться с записью партитуры
Записать партитуру
Спеть и сыграть по партиям
24
Урок Хор – пение по партиям 1 23.02 25.02 23.02 25.02 Чтение хоровой партитуры Пение по нотам
Исполнение знакомой музыки по партиям
Записать знакомую музыку по партиям
25
Урок Оркестр –
партитура 1 01.03 03.03 01.03 03.03 Инструменты оркестра Пение и игра по нотной записи
Исполнение знакомой музыки по партиям
Записать знакомую музыку по партиям
26
урок Обобщение 1 08.03 10.03 08.03 10.03 Урок - Концерт Интервалы
Основные понятия о двухголосии.
Чтение нотной записи
Прочитать нотную запись.
Услышать количество голосов (партий) в исполнении
Записать знакомое произведение (простое построение)
27/28
урок Элементы
музыкальной речи 2 15.03
17.04 15.03
17.04 Опрос. Исполнение произведений на смотре и конкурсе
Устный и письменный контроль усвоения знаний.
Выполнение практических заданий под руководством учителя. Работа в группе. Взаимоконтроль.
Самоконтроль. Самооценка.
Концерт. Лад. Тональность. Тоника. Тяготение
Ритм. Метр.
Темп. Тембр.
Мелодия. Гармония.
Спеть простые лады
Определить на слух простые лады
Слушание музыки – определение элементов
музыкальной речи.
Петь гаммы от звуков До, Ре, Ми
22.03 24.03 22.03 24.03 29/30
урок Аккомпа-
немент2 12.04 14.04 12.04 14.04 Как создаётся музыкальное произведение – фактура. Ритмическое сопровождение
Мелодическое сопровождение.
Подбор сопровождения в разной фактуре.
Гитарное сопровождение.
19.04 21.04 19.04 21.04 31/32
Урок
Аккорд 2 26.04 28.04 26.04 28.04 Аккорд – элемент музыкальной ткани.
Мелодический и гармонический аккорд.
Виды аккордов. Подобрать основные гармонические функции.
Подобрать простые аккорды.
Импровизация.
Прочитать буквенные обозначения аккордов.
Сыграть сопровождение.
03.05 05.05 03.05 05.05 33
урок Импровизация 1 10.05 12.05 10.05 12.05 «Я создаю музыку»
Элементы музыкальной речи. Сочинить простую мелодию с сопровождением.
Подобрать сопровождение.
Прочитать и сыграть буквенное обозначение аккордов.
34
урок Обобщение 1 17.05 19.05 17.05 19.05 Урок - концерт Исполнение разученной музыки по выбору
Материал по выбору
35
урок Итоговый 1 24.05 26.05 24.05 26.05 Концерт Исполнение концертных произведений
VII. Материально-технические условия
Для реализации данной программы необходимы
кабинет со звукоизоляцией
музыкальные инструменты – фортепиано, синтезатор, шумовые инструменты
доска с нотоносцем для записи нот
звукозаписывающая аппаратура и микрофоны
СД- и видеоаппаратурой
компьютер и принтер
оборудованное рабочее место преподавателя и учащихся
Методическая литература и учебные пособия:
сборники песен для среднего и старшего школьного возраста
СД диски с патриотической музыкой композиторов РФ
СД диски хоровой и инструментальной классической музыки
пособия по сольфеджио – начальный курс обучения с таблицами
таблицы по элементарной теории музыки
камертон и метроном
VIII. Список литературы
Список нотных сборников
Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011
Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979
Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998
Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963
Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001
Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009
Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998
Список методической литературы
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997
Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999
Струве Г. Школьный хор. М.,1981
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961