Конспект по литературному чтению А. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО НИКИТЫ» (ГЛАВА «ВЕСНА») 3 класс


Тема: а. толстой. «детство никиты» (глава «весна»)
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. толстого; учить находить в тексте средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения); развивать навыки грамотного читателя; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и способствовать экологическому воспитанию.
Оборудование: портрет А. Толстого; ребус; загадки о птицах; запись мелодии «Голоса птиц»; толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).
2. Рассматривание иллюстраций на с. 180–181 и озаглавливание их строчками из стихотворений о весне.
3. Игра «Приметы весны».
Учитель читает стихотворение.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И. Бунин
– Что сумел И. Бунин передать в таком маленьком стихотворении о весеннем лесе, о жизни весной?
– Какие приметы наступления весны названы в этом стихотворении?
– А замечаете ли вы красоту пробудившейся весенней природы?
– Назовите «весенние» слова. (Капель, сосульки, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины, подснежники и др.)
Далее учитель строит работу в форме рассказа-эстафеты: один ученик рассказывает (2–3 предложения) об одной примете весны, второй ученик – о другой и т. д., используя эпитеты из изученных стихотворений о весне.
III. Сообщение темы урока.
– Какие произведения о весне мы уже прочитали?
– К какому литературному жанру они относятся? (Это стихотворения.)
– Как вы думаете, можно ли описать красоту весенней природы в прозе?
Сегодня мы прочитаем прозаическое описание весны.
Расшифруйте фамилию и имя автора этого произведения.
ЙОТСЛОТ ЙЕСКЕЛА
(АлексейТолстой.)
– Какие произведения А. Толстого вы уже читали?
– Прочитайте название произведения (с. 182).
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Учащиеся читают стихотворение, записанное на доске.
Грибок-сморчок
Из-под снега прямо
Смятая панама –
Вылезает старичок
По прозванию Сморчок.
Под землей не усидел,
Знать, весною много дел.
Г. Ляховицкая2. Первичное чтение главы «Весна» А. Толстого.
Учащиеся самостоятельно читают про себя.
Вопросы после чтения.
– О какой весне вы прочитали?
– Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны и первых изменениях в природе, потом автор описывает весеннее утро.)
– Какие картины вы представили, читая отрывок из повести?
– Что вы узнали о настроении и чувствах автора?
– Каких знакомых героев встретили? Кто они?
– Какие чувства испытывают они с наступлением весны?
Физкультминутка
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдет,
Тот и вон пойдёт.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
3. Повторное чтение главы «Весна» по абзацам с попутным комментарием.
– Что вы увидели?
– Какие запахи почувствовали?
– Кто находился на припёке?
– Объясните выражение «стонали куры». (Издавали протяжные звуки.)
– О каких птицах автор говорит во втором абзаце?
– Как автор называет скворцов? (Пересмешниками.) Почему?
– Какой вы увидели кукушку? как рассказчик говорит о ней?
– А что вы слышите в куковании кукушки?
– Как обитатели сада отнеслись к благословению кукушки? Чему вы обрадовались?
– Какие звуки, запахи разбудили Никиту? Какое настроение было у мальчика? Почему?
4. Словарная работа.
Объясните значение слов и выражений:
Лохматые ослепительные потоки солнца – яркие солнечные лучи.
Лопнули почки – раскрылись почки.
Луг подернулся звездочками – на лугу распустились первые весенние цветы.
Фальшивили – неверно, неточно пели.
Прозрачные березы – с молодой, еще не густой листвой.
Медовый голос – красивый голос.
– Какие сравнения использует автор? Для чего? (Чтобы читатель точнее и яснее увидел описываемый предмет.)
– Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи весны.
КРАСКИ ЗВУКИ ЗАПАХИ
синее-синее небо
зеленые кочетки
белые и желтые звездочки
иволга зеленая, с желтой, как золото, подушкой
черные дрозды стон кур
иволга свистела медовым голосом
скворцы заливались, хрипели, насвистывали
веселее засвистал сад пахло свежей травой и птичьими гнездами
свежестью
5. Пересказ отрывка описания птиц и их пения.
Учащиеся читают описание птиц, их пения.
– Подготовьте близкий к авторскому тексту пересказ маленьких отрывков о птицах.
– О каких птицах вы прочитали? Что вы о них знаете?
6. Викторина «Узнай птицу».
Учащиеся отгадывают загадки о птицах.
 Коса костяная, пожня деревянная.
Посере́дь деревьев кузнецы куют.
(Дятел.)
 Пестрая крякуша ловит лягушек.
(Утка.)
 Ходит, спесь надуваючи.
(Индюк.)
 Летать летаю, птиц всех забиваю.
(Орел.)
 Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.
Днем молчит, ночью кричит.
(Филин.)
 Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
(Сова.)
 В болоте плачет, а из болота не идет.
(Кулик.)
 Мать, отца не знаю,
но часто называю,
детей знать не буду,
чужим сбуду.
(Кукушка.)
Звучит запись «Голоса птиц», учащиеся называют птицу, голос которой услышали.
V. Итог урока.
– В чем сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и в средствах его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения.)
– Прочитайте понравившиеся вам эпитеты, сравнения.
– Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?
– Знаете ли вы, что в народе март называют «протальником», апрель – «снегогоном», а май – «травнем». Почему месяцы получили такое название? Подберите цитаты из изученных произведений к каждому весеннему месяцу.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение текста; выписать сравнения, эпитеты, олицетворения.