СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ


Осипова М.П., учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 г. Балаково Саратовской области
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»
Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Одним из наиболее значимых периодов в жизни школьника является период окончания начальной школы и переход в на среднюю ступень школьного обучения.
Трудности переходного периода препятствуют повышению эффективности учебно – воспитательного процесса и приводят к возникновению различных дезадаптаций, которые не только снижают успеваемость и желание детей учиться дальше, но и ведут к различным личностным нарушениям.
Психологическая готовность младших школьников к переходу из начальной школы в основную обусловлена специфическими требованиями, которые предъявляет к ним новая социально-психологическая ситуация. Одной из причин адаптационных затруднений учащихся в 5 классе является несоответствие между их психологическими возможностями и новыми, не всегда посильными для пятиклассников, социальными требованиями. Важно соразмерять предъявляемые к учащимся требования с их возрастными особенностями, не возлагать на школьников груз, который они еще не в силах тянуть, так как это может привести к нервным срывам.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т. п.), другие предпочитают словесное объяснение и т. д.Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т. д.
Умения, важные для успешности в 5-м классе :
– слушать учителя;
– выделять главную мысль сообщения;
– связно пересказывать содержание текста;
– отвечать на вопросы к тексту;
– ставить вопросы к тексту;
– делать содержательные выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою мысль;
– привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать результаты собственной работы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по окружающему миру. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т. д.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
· Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
· Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
· Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Общение:
1. Общению четвероклассника характерны следующие признаки:
2. Неустойчивость контактов.
3. Эмоциональность.
4. Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
5. Разрыв между мальчиками и девочками.
6. Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация: не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.
Работа учителя начальных классов будет успешной, если он, с одной стороны, будет предъявлять детям большие и постоянно растущие требования, с другой, систематически тренировать у школьника умения, необходимые для их выполнения. С этой целью необходимо создавать адекватную систему ориентиров, т. е. ситуации учебной деятельности, приближенные к деятельности на второй ступени общего образования. Следует обратить особое внимание на то, чтобы предъявляемые требования соответствовали возможностям ученика, были соразмерны с возрастом и находились в зоне его ближайшего развития. Необходимо сохранять преемственность с предшествующим этапом обучения, постепенно наращивая те линии образования, которые соответствуют зоне ближайшего развития младших подростков. Только при постепенности социальных перемен создаются условия для нетравматического перехода младших школьников из начальной школы в основную.
Период перехода из начальной школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.

Использованная литература.
Бабанский Ю. А. Рациональная организация учебной деятельности. /М.: Знание, 1981. – 96 с./
Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1991. – 184 с.
Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.
http://referat.niv.ru/view/referat-pedagogics/136/135487.htmЦукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. c. 19 –31.