Конспект урока музыки в 3 классе Балет П.И.Чайковского Лебединое озеро



Тема урока: Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
Цели: знакомство с балетным жанром на примере балета П.И.Чайковского «Лебединой озеро» ; развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определения их характера; развитие внутреннего слуха, вокальных навыков, выработка плавного певучего звучания, развитие исполнительского мастерства; воспитание культуры слушания.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действия.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
Осмысливать полученную информацию;
Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
Излагать свою точку зрения;
Глубже понимать смысл произведения;
Анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Воспринимать музыку как образное искусство;
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на музыку.
Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального искусства (балет); формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.Ресурсы:
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).

Ход урока.
Этап урока, время этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Организационный
Этап.
1.Приветствие -Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте!
II.Мотивация к учебной деятельности. -Сегодня мы легенду древнюю узнаем,
И воплощение легенды в музыке познаем. III. Актуализация опорных знаний и способов действий.
1.Прослушивание Мелодии из оперы «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка.
Выявление проблемы.
Наш предыдущий урок был посвящён прекрасному музыкальному воплощению древнегреческого мифа.
-Вспомните эту чудесную мелодию и назовите миф и созданную на его основе оперу.
-Как называются миф и опера?
-А какой замечательный немецкий композитор написал оперу «Орфей и Эвридика»?
-Кристоф Виллибальд Глюк воплотил в музыке древний миф.
-Сегодня в центре нашего урока тоже будет воплощение, только не мифа. А легенды. А чтобы узнать, чьей легенды, какой композитор воплотил и в каком жанре, вам нужно отгадать загадку.
Слайд 1.
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театре нет,
А называется он просто — ...
-Итак, воплощение сегодня будет не вокальное, а танцевальное. Тема нашего урока – балет.
-Что вы знаете о балете?
Прослушивание музыки.
-«Орфей и Эвридика».
-Глюк.
-Балет.
IV. Решение проблемы.
1.Знакомство с особенностями балетного жанра.
2. Знакомство с понятием «легенда».
3. Знакомство с либретто балета «Лебединое озеро».
4. Формулирование темы урока.
Слушание темы Одетты.
Музыкальная ритмическая минутка под музыку Вальса из балета «Лебединое озеро».
Слушание темы Зигфрида.
Слушание окончания Финала.
-Балет – это музыкальное представление, в котором содержание передаётся танцем. Музыку исполняет симфонический оркестр. Всем спектаклем руководит дирижёр. Его палочке подчиняется не только оркестр, но и танцоры, солисты балета.
-Какие вы знаете балеты?
-Одним из признанных русских композиторов, создавшим наиболее известные и в нашей стране и далеко за её пределами балеты, был Пётр Ильич Чайковский – Слайд 2.
-Именно с балетом П.И. Чайковского мы и будем сегодня знакомиться.
-Пётр Ильич подобно Кристофу Глюку написал один из самых известных балетов на основе легенды германского народа. В основе любого спектакля. В том числе и музыкального. Лежит литературная основа – повесть, роман, легенда.
-Скажите, что такое легенда?
-Похожа легенда на миф?
Слайд 3.
Леге́нда очень близка к понятию миф (от латинского legenda «чтение») — одна из разновидностей несказочного устного народного творчества, письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
- В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта. Эту легенду прочитал директор Московского Императорского театра Владимир Петрович Бегичев, привлёк к работе танцовщика Владимира Фёдоровича Гельцера и композитора П.И.Чайковского. Вместе они создали либретто (слайд 4)- пьесу для постановки на сцене. -Послушайте либретто балета.
Первая картина. Весеннее утро. На берегу озера Принц Зигфрид и друзья Принца веселятся, танцуют с крестьянками, пируют. Появляется мать Зигфрида. Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни — завтра совершеннолетие, и он должен выбрать себе невесту. Мать предлагает Зигфриду выбрать невесту. Он отказывается и хочет остаться один. Над озером пролетает стая лебедей, и Принц устремляется к озеру.
Вторая картина. По озеру проплывает стая лебедей. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Королева лебедей Одетта рассказывает Принцу о том, что она и её подруги — жертвы злого колдовства волшебника Ротбарта, который превратил их в лебедей. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит её на всю жизнь. Зигфрид очарован красотой Одетты, он  клянется ей в вечной любви и верности. Занимается заря. Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается. На озеро опять выплывает стая лебедей.
Третья картина. В замке Принца — большой бал, посвященный его совершеннолетию . На этом балу Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Невесты танцуют. Принц танцует с невестами. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. Он колеблется. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью – это злой волшебник Ротбарт с дочерью Одиллией (Чёрный лебедь). Сходство Одиллии с Одеттой смущает Принца. Увлеченный её красотой, он ничего не замечает вокруг. Зигфрид делает выбор — убежденный, что Одетта и Одиллия — одно лицо, он объявляет дочь Ротбарта своей невестой и клянется ей в вечной любви. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. В окно замка бьётся белый лебедь. Принц бросается вон из замка.
Четвертая картина. Озеро лебедей. Девушки-лебеди в тревоге ждут возвращения Одетты. Она в отчаянии рассказывает им про измену Зигфрида. Злой гений восторжествовал, и теперь девушкам нет спасенья. На озере начинается буря. На берег выбегает Принц, умоляя Одетту о прощении. Но Одетте суждено погибнуть. Принц борется с Ротбартом. Смертельно раненый, умирающий Ротбарт губит Принца. Склоняясь над Зигфридом, угасает Одетта. Но девушки-лебеди освобождены от злого колдовства Ротбарта. Именно так заканчивается легенда. Но водной из постановок балета Чайковского есть и другой Финал. Зигфрид не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту — к ней было обращено его любовное признание.Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся.Одетта и Зигфрид, окружённые подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.
Вот к этому либретто и стал сочинять музыку композитор Пётр Ильич Чайковский.
-Какой балет написал Чайковский?
-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.
Слайд 5.
-Балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». -Как вы думаете, кто главные герои балета?
-Давайте прочтём их имена на слайде.
Слайд 6.
-Как вы думаете, что за образ у Принцессы Одетты?
-Как может звучать её музыка?
-Давайте послушаем тему Одетты.
-Так как же звучала музыка?
-Почему в музыке такие тревожные нотки?
-Какими красками вы изобразили бы этот образ?
Слайд 7.
-Посмотрите, какие изображения подобрала я? Как вы считает, какие здесь изображены герои балета?
-В третьей картине балета изображён бал в замке принца и его матери. На балу звучит много танцев: испанский, неаполитанский, полонез и мазурка. И, конечно же … Фрагмент Вальса.
-Какие движения в вальсе? Давайте подвигаемся под эту музыку. Я смогу оценить тех, кто подберёт самые удачные движения.
-А как, по-вашему, принц Зигфрид положительный герой?
-Как может звучать его музыка?
-В балете много танцев Зигфрида. Один из самых ярких моментов – борьба с Ротбартом. Давайте послушаем фрагмент их схватки.
-Как звучала музыка? Почему?
-Каковы образы Зигфрида и Ротбарта ?Слайд 8.
-Как вы бы изобразили Финал балета, воссоединение влюблённых.
Слайд 9.
-Оцените это изображение, сравните его с последними аккордами Финала.
Ответы детей.
Ответы детей.
Хоровое чтение вслух.
-«Лебединое озеро».
-Принцесса Одетта, принц Зигфрид, волшебник Ротбарт, Одиллия.
-Образ добра, любви, верности.
-Нежно, светло, мягко.
Слушание.
-Сначала нежно, потом тревожно и взволнованно.
-В судьбе Одетты много печального: потери, предательство.
Ответы детей.
-Одетта и Одиллия.
Ответы детей.
-Вальс.
Ответы детей.
Движения под музыку.
Слушание.
-Тревожно, яростно, громко, стремительно.
-Смелый, решительный, влюблённый и злой, коварный.
Ответы детей.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
V.Информация о домашнем задании. -Оценим свою деятельность:
Кто считает, что работал отлично?
Кто хорошо? Удовлетворительно?
-С каким балетом познакомились?
-Какого композитора?
-На основе какого литературного источника написан балет?
-Какие герои вам больше всего понравились?
-Какой Финал вам ближе и почему?
-Дома нарисуйте образ понравившегося или наиболее яркого героя. Действуют в соответствии с инструкцией
По желанию отвечают на вопросы урока, дополняя друг друга.
Отвечают на вопросы урока, говорят о своих затруднениях.