Методический доклад Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-компьютерных технологий


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ РАЙОННАЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-компьютерных технологий»
Выполнила
преподаватель фортепиано
и теории музыки
старший методист
Ковальчук М.Э.
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Развитие музыкальных способностей
1.1 Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема
1.2 Основные музыкальные способности и их развитие
1.3 Роль МКТ в развитии музыкальных способностей
2. Создание проекта в программе Power Point2.1 Презентация, как средство обучения
2.2 Возможности программы Power Point в развитии музыкальных способностей
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Также в век технологий очень важно преподнести ребенку знания в интересной, наглядной форме. Самым удобным средством в выполнении этой задачи выступает мультимедийный компьютер.
Внедрение компьютера в учебный процесс способствует развитию обучаемого как личности, формирует у него потребность в самообразовании, саморазвитии. В результате практической педагогической деятельности на базе детских музыкальных школ, а также проводимых научных исследований экспериментально установлено, что музыкальный компьютер обладает огромным потенциалом для интеллектуального и эмоционально-личностного развития обучаемых. Интерес современных учащихся к компьютеру огромен, а информированность в сфере постоянно обновляющихся современных информационных технологий впечатляет. Погружение в них в детском возрасте происходит столь легко и стремительно, что вызывает естественные опасения родителей, педагогов, врачей, психологов. (Информатизация общества изменила психологию учащегося: как показывает опыт, дети, правильно обученные основам информатики, любую деятельность связывают с компьютером, и эта тенденция усугубляется.)
Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач.
1. Развитие музыкальных способностей
1.1 Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий.
Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем.
Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости.
Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным "дарвинистом" и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой - зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.
Б.М. Теплов, рассматривая понятие "способность" выделяет три основных признака:
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Б.М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Не в том дело, указывает он, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.
«В субъективном плане человек может развивать способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность».
Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности - прижизненное, а не врожденное образование.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека - продукт истории
- писал С.Л. Рубинштейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства».
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.
Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей.
В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое).Музыкальные способности так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:Слушание музыки;
Исполнение музыки;
Сочинение музыки.
Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания (Б. Теплов). Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности. В структуре музыкальности выделяют три основные музыкальные способности:
Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно иначе назвать эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха.
Ладовое чувство образует непрерывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.
Способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении.
Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На наиболее высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М. Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
Б. Теплов указывает, что комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью (музыкальность) не исчерпывается тремя способностями, но составляют основное ядро музыкальности. Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.
1.2 Основные музыкальные способности и их развитие
Б.М. Теплов выделил три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что тоже, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте характерным проявлением его является любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Ладовое чувство. Ладовое чувство - это различие не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определённых отношений между звуками - устойчивыми, завершёнными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения.
Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, "прочувствованное восприятие".
Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.
В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нём прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Ладовое чувство может быть развито, прежде всего в процессе восприятия музыки (её узнавания, определения закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально - слуховые представления. Музыкальный слух - одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой. В.М. Теплов отмечал два значения термина "музыкальный слух". Под "музыкальным слухом" в широком значении этого термина он понимал как звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды (тембровый, динамический и др.); в узком значении, по Б.М. Теплову, речь должна идти только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотное движение является основным "носителем смысла" в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воспроизведении играет именно звуковысотный слух, без которого невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более - никакое музыкальное действование.
Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Он имеет, по крайней мере две основы - ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. В связи с этим можно говорить о двух компонентах мелодического слуха. Первый из них можно назвать перцептивным, или эмоциональным, компонентом. Второй компонент можно назвать репродуктивным, или слуховым.
Перцептивный компонент, по Б.М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивному компоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений.
В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу. Одним из наиболее простых его проявлений является чувство тоники - тенденция заканчивать на ней мелодию и воспринимать ту, которая завершается неустойчивым звуком, как незаконченную. Ладовое чувство в более "глубоком смысле проявляется в том, что все звуки мелодии воспринимаются в их отношении к тонике и к другим устойчивым звукам лада, что каждый из них имеет своеобразную ладовую окраску, характеризующую степень его устойчивости и характер его "тяготения".
Данные современной психологической науки позволяют считать, что мелодический слух в онтогенезе развивается как единая система, однако ладовое чувство опережает в развитии музыкальные слуховые представления.
1.3 Роль МКТ в развитии музыкальных способностей
Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным. В свою очередь включение музыкального образования в систему общего образования, появление школ нового типа (музыкальные лицеи, ДМШ, ДШИ, школы с углубленным изучением музыкальных дисциплин, ДДЮТ, Дома творчества и др.) порождает свои проблемы и в музыкальной педагогике, что обусловливает поиск новых подходов в этой области. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Важнейшими сферами приложения и развития МКТ сегодня являются:
МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей);
МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);
МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями;
МКТ как раздел дисциплины "Информатика", "Информационные технологии";
МКТ как новое направление в образовании специалистов технического профиля, связанное, в частности, с моделированием элементов музыкального творчества, звукотембральным программированием, что обусловливает возникновение новых творческих технических специальностей.
Программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса. Среди множества музыкальных компьютерных программ, ориентированных на разные виды деятельности, первое место по количеству, разнообразию и популярности у профессиональных музыкантов (а в последнее время - и любителей!) занимают программы для музыкального творчества: создания и аранжировки произведений.
Собственно образовательные программы составляют лишь небольшую часть. При разработке компьютерных музыкальных обучающих систем решается комплекс педагогических, психологических и технических проблем. Основными являются следующие задачи:
поддержка учебного процесса с использованием компьютерных технологий в качестве инструментальных средств обучения на музыкально-теоретических специальностях (тренажеры, обучающие программы и т.д.);
компьютерные технологии в качестве средства контроля за качеством музыкального образования (системы автоматизированного тестирования качества на основе государственных стандартов, дополнительных стандартов вуза или другого учебного заведения, или их групп, системы вычисления и анализа показателей качества, системы вычисления рейтинга учащихся и другие системы);
поддержка учебно-музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;
поддержка исследовательской музыкальной деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой;
развитие перспективных информационных технологий в виде систем дистанционного обучения.
Музыкальные обучающие программы последнего поколения, как правило,
включают несколько модулей, соответствующих следующим направлениям в образовательном процессе:
Получение теоретических знаний. Для обеспечения усвоения учащимися
закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы
содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т.д.;
Навыки игры на инструменте. Программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (наиболее популярный вид - гитара, фортепиано, синтезатор). Разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей;
Развитие слуха. Разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т.д., и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации;
Музыкальная литература. Иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину, основанную на этом материале;
Развитие творческих способностей. Программы для выработки навыков в области композиции и аранжировки.
С точки зрения практических функций различают следующие компьютерные музыкальные обучающие системы:
информирующие системы, где компьютер выступает только в роли источника информации;
формирующие системы, где компьютер нацелен на формирование автоматических действий учащегося;
развивающие системы, имеющие целью совершенствование способностей учащегося.
Виды компьютерных музыкально-образовательных программ включают: электронный учебник, электронную музыкальную энциклопедию, библиотечные информационно-поисковые системы, компьютерные программы контроля знаний.
Внедрение компьютера в учебный процесс даст должный эффект в том случае, если у преподавателя будет широкий выбор обучающих и контролирующих программ, охватывающих все темы курса. Некоторые обучающие программы можно найти на Internet-сайтах.
Методическая система использования музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе. Обучающие музыкальные программы могут найти применение на всех уровнях системы общего музыкального образования.
Интенсивное развитие теоретических средств информационных технологий обучения предоставляет лишь хорошие дидактические возможности, эффективность реализации которых в значительной мере зависит от уровня развития, дидактической обоснованности и "технологичности" методического обеспечения.
Среди важнейших вопросов, которые ставит перед теорией музыкального образования компьютер, можно назвать следующие:
компьютер и система музыкального образования в целом (сущность, цели, содержание музыкального образования и воспитания в его многоаспектности и единстве);
компьютер в его отношении к существующим и возможным учебным курсам;
компьютер и учебная ситуация (урок, лекция, индивидуальное занятие, мастер-класс и др.);
теория и практика составления музыкально-дидактических компьютерных программ;
направления развития специализированных машин помощников музыкантов и педагогов.
На базе компьютерной техники можно создать сложнейшие и эффективные тренажерные комплексы для всех дисциплин системы музыкального образования.
Использование МКТ в музыкальном образовании дает возможность:
существенно активизировать развитие музыкального слуха и мышления, что обусловлено их интенсивными обучающими возможностями, основанными на интеграции логико-перцептивных форм деятельности. Понимание элементов музыкального языка происходит с помощью ощущений и зрительно-наглядных представлений, что дополняет возможности вербального общения.
Нетворческие формы труда преподавателя передаются компьютеру, что позволяет демонстрировать выразительные возможности гармонии (прежде всего - конструктивную логику), наблюдать закономерности музыкальной морфологии и синтаксиса, упрощает получение навыков ориентирования в интонационно-семантической плоскости, слышания и осознания содержательно-образного плана, способствует сближению учебного материала с художественной практикой, наконец, обогащает тембровый слух учащихся, их представления о красочно-многомерном качестве звука.2. Создание проекта в программе Power Point2.1 Презентация, как средство обучения
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности "лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать". Мультимедиа уроки, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствуют триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, направленных на применение мультимедиа.
Методы и приёмы использования мультимедиа на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным. Преимуществом таких уроков является повышение качества обучения за счет новизны деятельности. Мультимедиа презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно успешно выполняет дидактические функции.
Использование презентаций в учебном процессе обеспечивает возможность:
дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
экономит учебное время, нежели при работе у классной доски.
С помощью презентаций эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Особенно:
при изучении нового материала, предъявления новой информации;
при закреплении пройденного, отработки учебных умений и навыков;
при повторении, практического применения полученных знаний, умений навыков;
при обобщении, систематизации знаний.
На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала заменой учителя и классной доски, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами.
Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами и записями у доски.
На таких уроках желательно присутствие презентации, но при ее создании необходимо опираться на следующие дидактические принципы:
научности;
наглядности;
доступности;
системности и последовательности;
сознательности и активности;
прочности;
связи теории и практики;
интерактивности;
индивидуализации;
перманентности комплексного восприятия информации.
Целью и результатом применения презентации как составляющего компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся знаний, умений и навыков.
Мультимедийные обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить материал. Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным средством. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе. Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами. Если перестараться, то снизится эффективность презентации в целом. Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами. Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно: для обучающих презентаций.
При создании учебных мультимедийных презентаций необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы и методы проведения урока, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Необходимо четко придерживаться поставленным дидактическим и познавательным целям и задачам, так как мультимедиа - это всего лишь средство реализации дидактических задач.
Иными словами, успешность проведения урока с использованием мультимедиа зависит от качества используемых материалов и конструкторских умений педагогов. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной.
Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный урок с использованием мультимедийных презентаций. Инструмент этот настолько мощный, что вмести с ним приходят в школу новые методы и формы обучения.
При использовании мультимедийных презентаций необходимо учитывать следующие требования:
Роль и место презентации на данном уроке, на данном этапе урока.
Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.
Постановка учебной цели и учебных задач с использованием презентации.
Подача учебного материала. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся.
Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. При этом возникают трудности внедрения интерактивных мультимедийных технологий в процесс обучения: учителям приходится работать с программным обеспечением, созданным инженерами для всеобщего использования.
Как правило, оно не учитывает ни психолого-педагогических, ни методических, ни организационных особенностей учебного процесса, не поддерживает школьных стандартов, не связано с учебными и рабочими планами. Учителям для использования мультимедийных технологий самим приходится адаптировать их для интеграции в учебный процесс.
Можно рекомендовать следующие основные методические особенности организации урока с использованием мультимедиа компонентов:
уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в любом предметном классе с использованием мультимедиа проекторов;
должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование дополнительного обучающего и развивающего материала;
четкая постановка триединой цели урока;
мультимедиа выступает в роли сопровождения объяснения учебного материала, но не заменяет живого общения учитель - ученик на уроке;
широкий подбор иллюстрирующего материала для всестороннего, детального раскрытия темы урока;
роль и место мультимедиа на данном уроке, на данном этапе урока.
Применение мультимедиа технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах.
При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций.
Изучение трудов классиков показали, что преподавателям - разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны, например, рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:
распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных уроков.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Таким образом, каждый учитель, используя информационно - коммуникативные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
Не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.
И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.
Поэтому, можно отметить необходимое условие овладение учителем приемами и методами использования мультимедиа как средство реализации здоровьесберегающих технологий.
Немало важным является и то, что заранее готовясь к уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении "Power Point" программы "Office" необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися. Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.
Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
2.2 Возможности программы Power Point в развитии
музыкальных способностей
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс образовательного учреждения являются мультимедийные презентационные технологии.
Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций. В каком-то смысле презентация - это оживший буклет или каталог. Только, если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности.
Поэтому мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. В последнее время появилось много мультимедийных продуктов, энциклопедических и обучающих.
Одним из видов мультимедиа является компьютерная презентация. Она достаточно легко создаётся с помощью программы Power Point, которая входит в комплект Microsoft Office наряду с привычной для нас программой создания текстовых документов Microsoft Word. Только вместо текстовых страниц PowerPoint состоит из слайдов, которые можно демонстрировать на экране компьютера, на общем экране или на интерактивной доске, как иллюстрацию к речи докладчика.
Для педагога данная программа открывает широкие возможности, так как проста в использовании, почти не требует специальных навыков, позволяет создавать в ней не только иллюстративный ряд, но и интерактивные игры, тесты и даже мультфильмы. В этой программе можно делать доклады, виртуальные экскурсии, использовать ее для защиты проектов. Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:
информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;
компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;
доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;
наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;
многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.
Применение информационных технологий на музыкальных занятиях в школах является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Программа Power Point дает возможность использовать на музыкальном занятии схемы, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале.
С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту.
По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.
В своей работе с детьми возможно использовать презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты), диагностики качества обучения (тесты).
Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром можно использую презентацию "Инструменты симфонического оркестра". Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра.
Используя возможности программы PowerPoint, появляется возможность были разработать презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации - сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты ("Мажор и минор", "Королевство Скрипичного ключа" и др.).
Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point:
использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;
дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое направление в деятельности педагога и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.
Занятия, проведенные в школах с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.
На основе вышесказанного, можно привести пример разработки презентации PowerPoint по развитию метроритмического чувства.
Определить цели и задачи. В данном случае познакомить детей с несколькими произведениями различными по метру, ритму и стилю, заинтересовать детей этим вопросом. Покажем эти различия на примерах произведений для исполнения танцев. Например, Бетховен Л.В. Менуэт (Соль-Мажор), Ф. Шопен.Полонез № 3 ля мажор, П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета "Спящая красавица", Carlos Gardel (AstorPiazzola) - Por Una Cabeza Аргентинское танго
Сбор и переработка информации о танцах, небольшой рассказ из истории их появления, используя интернет ресурсы и литературу (картинки, звук и текст). Б) Планирование выступления.
Выбираем готовый шаблон дизайна слайдов, намечаем количество (слайдов 9 слайдов).
Начинаем создавать слайды.
1й слайд - тема урока "Танец и музыка" и вставка картинки с интернет ресурсов.
2й слайд - изображение Бетховена, очень кратко описание времени, когда он творил.
3й - изображение бала, на котором дамы и кавалеры танцуют менуэт, также вставлен сам музыкальный отрывок.
4й слайд - изображение Шопена, краткий экскурс в эго эпоху.
5й слайд - Информация о танце полонез, картинка, связанная с исполнением танца, отрывок из произведения.
6й слайд - Чайковский, также как по остальным композиторам.
7й слайд - вальс.
8й - рассказ о жанре танго, несколько изображений танцоров.
9-й - видеоотрывок с исполнением танго.
Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что создание и использование мультимедийных сценариев уроков - одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в школе. Однако при этом необходимо не забывать о научности, целесообразности, логичности подачи мультимедийной информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, насколько важно дальнейшее исследование роли МКТ в развитии музыкальных способностей:
современной ситуацией в педагогической науке и практике, ориентированной на осуществление процессов интеграции различных предметных областей, среди которых информационным технологиям принадлежит особое место;
развитием МКТ, которые становятся реальным достоянием культуры и фактором ее развития, что в свою очередь расширяет сферу их применения, создавая новые направления профессиональной деятельности;
наличием проблем в эстетическом воспитании школьников, что побуждает к поиску решений, адекватных современному уровню педагогических технологий и информационной среды, окружающей современного учащегося;
развитием новых направлений в образовании специалистов технического профиля на базе МКТ, обусловливающих возникновение новых творческих технических специальностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. - М., 2004.
2. Большой энциклопедический словарь. Музыка. - М., 1998.
3. Музыкальное образование. / Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.
5. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.
6. Артоболевская А.Д. "Первая встреча с музыкой" - М., 1989.
7. Богословский В.В. "Общая психология" - М., 1978.
8. Варга Б., Димень Ю., Лопариц Э. "Язык, музыка математика" - М., 1981.
9. Дубровина И., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. "Психология" - М., 1998
10. Лившиц И. "Ритмика" - М., 1999.
11. Рогова Е.И. "Общая психология" - М., 1998.
12. Холопова В.Н. "Музыкальный ритм" - М., 1980.
13. Теплов Б.М. "Психология музыкальных способностей" - М., 1978.
14. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - М., 2008. - 84 с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Проблема развития твор - ческих способностей детей / Л.Б. Ермолаева-Томина // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С.166-175.
16. Ульянич, В.С. Заметки о компьютерной музыке / В.С. Ульянич // Музыкальная жизнь. - 2008. № 15.
17. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2008. - 320 с.
18. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования / И.М. Красильников. - Дубна, 2009. - 496 с.
19. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе // И.М. Красильников, Н.А. Глаголева - М.,2008.