План-конспект открытого урока Работа над метроритмом в ДШИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
Открытый урок
на ЗМО
по предмету сольфеджио на тему:
«Методы работы над метроритмом в ДШИ»
Ведущий:
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Таран Мария Михайловна
20 ноября 2015 года
Холмск
Урок: практикум
Группа:
3 учащихся 8 класса ,3 учащихся 4 класса (отделения «Фортепиано»)
Присутствовали:
город Холмск: Краснянская О.В. – заместитель директора школы по учебной части, Фарфутдинова В.А. – методист ДШИ, Румянцева Т.В.- преподаватель хоровых и теоретических дисциплин , Назаренко О.А. – преподаватель скрипки и теоретических дисциплин
город Невельск:
Аланкина М.П., Ерофеевская О.Б., Аникеева Р.Ю., Зайцева Е.А.
город Томари: Першина С.
Цель урока: обобщить свой опыт работы по теме «Методы работы над метроритмом в ДШИ»
Образовательные задачи:
продемонстрировать преподавателям сольфеджио некоторые методы работы над метроритмом
Воспитательные задачи:
показать, как ориентироваться в различных видах ритмических рисунков в разных разделах сольфеджио
Развивающие задачи:
продемонстрировать технологию верного исполнения ритмических рисунков
Техническое оснащение урока:
1. фортепиано
2.компьютер
3. телевизор
4.шумовые инструменты
5. наборы ритмических карточек
Продолжительность урока: 30 минут
План - конспект проведения урока
1 слайд
1.Организационный момент: проверка готовности к уроку

Определение темы данного урока – практикума не случайна, она предопределена на весенней сессии ЗМО, так как оказалась актуальной для преподавателей теоретической секции.
Думаю, что самая сложная задача, которую ставит преподаватель сольфеджио – это с чего начать.
Первостепенной задачей в изучении метроритма является понятие метра
2.Введение к теме.
Вопрос к учащимся:
1. Что есть метр?
2. Какие бывают доли?
3. Какие бывают доли по «весу» - длительности?
4 Чем выражается метр?
5. Какие бывают размеры?
6. Назовите размеры, которые имеют 1 сильную долю?
7. Назовите размеры, которые имеют 1 сильную долю и относительно сильную долю (так называемые составные, состоящие из простых размеров)?
Определение метра на слух:
Учащиеся младших классов должны показать чередование долей метра так (сильная доля удар ладошек по столу, слабые доли – хлопки перед грудью)
Учащиеся старших классов должны показать чередование долей метра так (пульсация носком ноги и вслушивание со счётом про себя)
Романюк А.Ф. «Хрестоматия по слуховому анализу».
1. С.94 Гедике Сарабанда – 3\4
2. c. 195 Бетховен Соната №8 2 часть As – dur – 2\4
3.Рахманинов Итальянская полька - 2\4
4.с. 166 Моцарт Соната Ля мажор 1 часть , тема вариаций – 6\8
2 слайд
Цель урока: обобщить свой опыт работы по теме «Методы работы над метроритмом в ДШИ»
Образовательные задачи:
продемонстрировать преподавателям сольфеджио некоторые методы работы над метроритмом
Воспитательные задачи:
показать, как ориентироваться в различных видах ритмических рисунков в разных разделах сольфеджио
Развивающие задачи:
продемонстрировать технологию верного исполнения ритмических рисунков
Вся моя практика по работе над метроритмом сводится к «слышанию» метра в музыке. Я убеждена, что если ребёнок осмысленно вслушивается в метрические доли, то не сложно объяснить ему их дробление на различные длительности или объединение их в один звук.

3. Тема урока «Методы работы над ритмом»
Вопрос к учащимся:
Что есть ритм? А ритмический рисунок?
На первом этапе знакомства с понятием ритма я остановлюсь подробно.
На первых занятиях сольфеджио всё важно, но самое главное – это изучение клавиатуры и чтение нот.
Учащиеся 1 класса выучивают песню «Колыбельная» с голоса преподавателя, определяют, что в этой песне 2 звука, один выше, другой – ниже. Преподаватель указывает, что сегодня в этой песне будут звуки «соль» и « ми», показывает, как их найти на клавиатуре и знакомит детей, как исполнить эту песенку вместе фортепиано.
3 слайд.
Дальше происходит запись песни на нотном стане (попутно называя части ноты: головка, штиль).
Это 1 метод работы над ритмом – запись и анализ звуков мелодии:

Учащиеся исполняют песенку нотками и с хлопками и обращают внимание, что ладоши то прилипают, то отскакивают и делают вывод, что звуки бывают длинные и короткие. Длинные звуки изображаются просто со штилем, а короткие – соединяются ребром.

Длинный звук можно прочитать слогом «Та», а короткие - «Ти-ти» (это ритмослоги). Теперь, можно осваивать и 2метод – чтение ритмических рисунков мелодий учебника «пальчиком» и хлопками. Выбирать из учебника необходимо только такие мелодии, в которых участвуют четверти и восьмые, лучше в инструментальной группировке.
Например: Калмыков. Фридкин. № 12, 13,16, 61, 69, 73
Далее учащиеся знакомятся с длительностями нот. Поэтому 2 метод можно теперь осваивать и ритмослогами и со счётом (приём исполнения: «пальчиком» по тексту и «глазками» с хлопками).
4 слайд.

5 слайд
Следующей темой является освоение метра – понятие пульса. Я сразу даю учащимся понятие 2хдольного, 3хдольного и 4хдольного метра как чередование одной сильной доли и других слабых.
Демонстрация: удар по столу двумя ладошками – это сильная доля (она всегда одна), хлопки – слабые доли. Преподаватель исполняет польку, вальс и марш, а учащиеся чередуют доли со счётом вслух.
6 слайд
Конечно же, в 1 классе преподаватель ставит условие:
запомните! 1 пульс = 1 четверти. И, начинается работа в 2хдольном метре.
Мой 3 метод освоения ритма – это запись ритмического рисунка слов. Сильная доля – это удар по столу двумя ладошками, а слабые доли – тихие хлопочки.


Дальше происходит освоение половинной длительности. Учащиеся должны понять и услышать 2 пульса в одном слоге, поэтому чтение слов осуществляется всегда под пульс, причём настройка на темп – это 2 такта со счётом:

Следующим этапом является освоение «дробления доли»:

Таким же методом проходит изучение Зхдольного метра.
Начиная со 2 класса, в рабочих тетрадях даны стихотворения, где учащиеся записывают ритм в определённом размере, исправляют ритмические ошибки в уже написанных рисунках, сочиняют ритмические партитуры, заполняют такты различными группами длительностей нот. С 3 по 5 класс они выполняют упражнения на группировку нот в такте. Это тоже можно считать методами работы над ритмом, но самостоятельным методом закрепления и освоения ритма.
7 слайд
Остановлюсь на записи ритмического рисунка стихотворений.
1. задание: включить пульс 2хдольного метра и прочитать стих под пульс:
Ходит осень золотая, всюду листья облетают.
Я иду, а кругом листья стелятся ковром.
2.Записать под пульс ритмический рисунок. Технология такая: сначала учащийся диктует себе текст и рисует штили (короткие и длинные), затем дописывает головки, считает и расставляет тактовые чёрточки.



Следующим методом освоения ритма является работа с гаммами. Этот метод начинает работать со 2 года обучения, когда гаммы повторяются, осваивается их буквенное обозначение, вводные ступени, опевания устойчивых ступеней.
Вот здесь - то, хорошо бы и позаниматься ритмом.
8слайд
Учащиеся по настройке на Т3\5 исполняют гаммы:



Следующий метод – это изучение ритмического рисунка на произведении.
Происходит это в таком порядке:
преподаватель объясняет учащимся происхождение ритма
отрабатывается исполнение ритма со счётом вслух с помощью шумовых инструментов
закрепляется навык исполнения со счётом на ритмических партитурах (в учебниках их достаточное количество)
изучение ритмического рисунка на произведениях
запись ритма мелодии или игра «ритмическое лото»
9 слайд
Это произведение просто находка для такой формы работы: ритм дан в правой партии, а метрические доли – в левой партии. Очень любят дети работать с шумовыми инструментами. Сейчас мы это продемонстрируем.
Очень полезным методом работы над ритмом является метод сольмизации под пульс. Этим методом необходимо пользоваться с самых первых уроков сольфеджио и до последнего аттестационного экзамена, где учащиеся демонстрируют накопленные навыки: это и пение гаммы в ритме, и пение ступеней в ритме, одноголосные и двухголосные мелодии, и, особенно, пение с листа. При пении с листа необходимо предслышать мелодию с ритмом. При сольмизации происходит анализ формы, мелодические закономерности, способы развития мотивов. Тогда, при чтении мелодии, остаётся задача верного интонирования, а ритмические закономерности её остаются «пройденным этапом».
10 слайд

Приступаем к сольмизации. Перед учащимися ставлю следующие задачи:
назвать форму произведения
назвать способы развития
назвать использованные ритмические рисунки и подумать, судя по ритму, стилизация какой музыки здесь предлагается (русской, польской, восточной, кавказской, африканской)
Очень хорошим методом является игра «Эхо», но к этому методу я прибавляю ещё «покажи ритмическую формулу».
Вот и подошли мы ещё к одному любимому учащимися методу «Ритмическое лото». В классе необходимо иметь наборы-коробки с ритмическими тактами по количеству детей. Этот метод удобно использовать на уроке, когда осталось мало времени на мелодический диктант. Этот метод я сейчас вам продемонстрирую: диктуется мелодия 2-3 раза

Учащиеся складывают ритмический рисунок и сравнивают его с оригиналом
11 слайд
Учащиеся просто обожают следующий метод «шумовой оркестр». Этой формой работы над ритмом рекомендую заниматься на протяжении всей вертикали образования. Это вырабатывает ответственность за верно исполняемый ритм, единит учащихся как оркестр, приводит к эстетическому наслаждению.
12 слайд
-499111144780

Думаю, что интересно преподавателям узнать технологию изучения ритмических рисунков. Я всегда это провожу по наработанному алгоритму: Начало – это доли такта, а затем их дробление. Вычерчиваю схему, дети её чертят в тетради по правилам, отрабатываем каждый такт со счётом на шумовых инструментах, а затем переходим к произведениям и на упражнения.
13 слайд
Отработка синкопы: Отработка триолей:





4. Подведение итогов урока – практикума:
Сегодня я продемонстрировала некоторые методы работы над ритмом в ДШИ, другие распространенные методы – просто обозначила. Двигательные движения из предмета ритмики я на уроке сольфеджио не использую. А вот на предмете «Слушание музыки» в разделе «Ритм и танцевальные движения» приходится показывать ритмические формулы и разучивать какие-то элементарные танцевальные движения.
14 слайд
Цель урока достигнута, поставленные задачи решены.
15 слайд
Спасибо, учащимся практикума и присутствующим преподавателям за внимание.