Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков учащихся при изучении химии.

Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков учащихся при изучении химии.

1.Умение выдвигать гипотезы:
1) Что произойдет, если все живые организмы вместо воздуха станут дышать кислородом?
2) Что произойдет, если на самом деле возникнет такая ситуация, описанная в отрывке из знаменитой « Собаки Баскервилей» А. Конан Дойла: « Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, сказал я».
3) Что произойдет, если на заводе по производству серной кислоты случится выброс в атмосферу сернистого газа?
4). Прочитайте текст:
« В 1911 году Резерфорд в своём докладе «Рассеяние
·- и
·-лучей и строение атома» в философском обществе Манчестера заявил: «Рассеяние заряженных частиц может быть объяснено, если предположить такой атом, который состоит из центрального электрического заряда, сосредоточенного в точке и окружённого однородным сферическим распределением противоположного электричества равной величины. При таком устройстве атома
·- и
·-частицы, когда они проходят на близком расстоянии от центра атома, испытывают большие отклонения, хотя вероятность такого отклонения мала».
Уровень 1. Сформулируйте гипотезу Резерфорда о строении атома своими словами.
Уровень 2. Сформулируйте гипотезу Резерфорда о строении атома своими словами, используя следующие традиционные формы записи гипотез. «Если ..., то ...» или «Если ..., то ..., так как..

2. Умение классифицировать:
1) Что здесь лишнее: N 2O5, CO2, CO, объясните свой выбор.
2) Вам даны вещества: H 2O, H 2SO4 , Cu, H2 , AgCl, KOH, P, Na. Разделите их на 2 категории (простые и сложные вещества), и каждую категорию еще (металлы и неметаллы) и ( оксиды, кислоты, соли основания)
3)Проклассифицируйте и укажите основание классификции:
А) F, Cl, Li, Na
Б) NH3, H 2S, O2, N2.
В) ионная, металлическая, молекулярная, ковалентная, атомная.
3. Умение определять существенные признаки объекта:
1).Угольная кислота слабее азотной, но сильнее борной. Чем это можно объяснить?
2) Метод сравнения:
Что здесь лишнее? Дайте два разных ответа и обоснуйте их.
А). Fe(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2
Б). N2O3, N2O5, NO, CO2

4. Умение качественно и количественно описать компоненты объекта:
1) Опиши кристаллическую решетку хлорида натрия, используя только прилагательные.
2) Составьте описание вещества, которое можно назвать «химическим хамелеоном»
3) Задания на конкретизацию и обобщение усвоенного материала: какие из типичных реакций солей встречались при изучении химических свойств других классов веществ.
4). В первом столбце таблицы записано название объекта, а во втором пять признаков. Выберите из второго столбца только два существенных признака объекта без которых он не может существовать.
Объект Признаки
Оконное стекло Прозрачное
Хрупкое при комнатной температуре
Синее
Не растворяется в воде
Имеет квадратную форму.

5. Умение задавать вопросы:
1) В пробирку налита прозрачная жидкость. Задайте наводящие вопрос, на которые можно дать ответ либо «да», либо «нет», чтобы узнать, что за вещество находится в пробирке?
2) Составьте синквейн по теме: « Спирты»
Синквейн- это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

6. Умение планировать:
1) В сахар попали мелкие кусочки стекла. Как вы получите чистый сахар?
2) Как в домашних условиях вырастить кристалл?
3). Составьте проект по классификации различных видов мусора с последующей их переработкой и утилизацией.

7. Умение моделировать:
1). Смоделируйте возможность протекания химических реакций между предложенными веществами: NaCl, Fe(OH)3, H2SO4, KOH, CO2.
2) Составьте программу здорового образа жизни, для бережного отношения к водородным связям своего организма.
3) Докажите алхимическое правило растворения “подобного в подобном “.

8. Умение видеть проблемы:
1). Докажите опытным путем (на примере необратимой денатурации белка) негативное влияние на организм вредных привычек и факторов окружающей среды.
2). Однажды Юра допоздна засиделся в лаборатории и захотел есть. В шкафу он нашел только банку с овсом, которым кормили лабораторного попугая. Сварив овсяную кашу, Юра обнаружил, что в лаборатории нет ни крошки соли. В поисках хоть какой-нибудь склянки с этикеткой "NaCl" он наткнулся на баллоны с неоном и аргоном. И тут его осенило: "Если Na+ имеет электронную оболочку неона (Ne), а Cl– аргона (Ar), то смесью этих двух газов можно вполне посолить кашу!" Быстро присоединив баллоны к кастрюле, Юра начал пробулькивать равные объемы неона и аргона сквозь кашу, одновременно пробуя ее ложкой. К его глубокому разочарованию, каша оказалась несоленой, хотя вся была наполнена пузырьками неона и аргона. В результате ужин съел попугай. Какие две серьезные ошибки допустил Юра? Одну из них мог бы объяснить химик, а другую - инженер по технике безопасности.
3) Прочитайте текст: «Сейчас житель России в среднем выбрасывает более 50 кг упаковочной тары в год. Данный показатель всё больше приближается к европейскому уровню. При этом процент утилизируемой тары остаётся практически на прежнем уровне. Пластмассовые бутылки и другая упаковочная тара не разлагаются, как обыкновенный мусор, что наносит непоправимый ущерб экологии. Бесспорно, бывшую в употреблении упаковочную тару необходимо утилизировать».
Сформулируйте проблему, о которой идёт речь в тексте, используя следующие определения и алгоритм:
Проблема (от греч. problema задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Проблема это реально существующее противоречие, несоответствие между желаемым и действительным.
Алгоритм:
1. Подумайте о том, каким образом содержание текста касается вас, других людей, человечества в целом. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация это частный случай, пример проявления определённой абстрактной идеи. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
2. Сформулируйте проблему, о которой идёт речь в тексте, одним из следующих способов:
одним словом или словосочетанием (проблема чего, слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже);
в виде вопроса (проблема и вопрос, требующий решения).
(В задании используется текст с сайта http://rcc.ru/ Rus/?ID=23971.)

9. Ставить цель:
В начале ознакомления с коллекцией металлов определите цель наблюдения;
Определите самостоятельно, с какими из рассматриваемых свойств металлов можно ознакомиться:
1) используя дополнительные источники информации;
2) проводя простой эксперимент;
3) проводя непосредственное наблюдение
15