Технологическая карта урока по слушанию музыки в ДМШ на тему «Изображение стихии воды в музыке!


Технологическая карта урока по слушанию музыке
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна
МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
села Иглино, Иглинскогорайона, Республика Башкортостан
Учебный предмет: слушание музыки
Класс: первый год обучения
Автор УМК: Н.А. Царева.
Тема урока: Изображение стихии воды в музыке.
Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.
Цели и задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с различными способами изложения темы и ее организации в звуковом пространстве . . Познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов и художников.
Развивающая :Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке .
Воспитывающая :Воспитывать чувство красоты – природы, музыки, живописи, поэтического слова.
Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.
Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).
Оснащение и оборудование урока:
Компьютер, ксилофон. Портреты композиторов Н. А.Римского-Корсакова,
Ф. Шуберта. Таблички с графическим изображением хода движения мелодии: вверх, вниз, волнообразно, изогнуто, прервано, поступенно вниз и вверх.
Айвазовский Иван «Андреевка рыбацкая», «У Крымских берегов».
Эпиграф урока:
Ты ,волна моя морская,
Своенравная волна,
Как , покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Ф.Тютчев.
Ход урока.
Организационный момент.
Дети входят под музыку
Постановка цели урока.
Учитель : Здравствуйте дети ! Вы наверное обратили внимание на наш экран, где показано стихотворение русского поэта Ф. Тютчева. Значит тема нашего сегодняшнего урока – стихия воды.
Прислушайтесь к журчанию лесного ручейка, плеску морского прибоя, шуму дождя….. как много в этих звуках музыки!
3)Игра-импровизация.
Учитель : Сейчас мы с вами попробуем изобразить на ксилофоне при помощи палочек, или на фортепиано редкие капли дождя, потом звуки ливня.
Дети выходят по очереди и пытаются выполнить задание.
Учитель : а теперь предлагаю вам провести по пластинам ксилофона плавно, как по зеркальной глади озера, а затем быстро, изображая разбушевавшееся море.
Дети импровизируют на ксилофоне.
Учитель : Вот видите, как интересно изображать природные явления в звуке.
То же самое делали и композиторы в своем творчестве .Хочу рассказать вам историю о том, как однажды молодой мельник отправляется в путь в поисках своего счастья. Его спутником в дороге является ручей. По его течению идет молодой мельник.
Сейчас мы с вами послушаем об этом песню «В путь», автор которой австрийский композитор Франц Шуберт.(показать портрет композитора)
Простая , бесхитростная мелодия народного склада передает радостное настроение мельника .В аккомпанементе мы услышим мелодию подражание журчанию ручья… итак, внимательно слушаем песню «В путь»
Дети слушают песню «В путь» .
Учитель : какие интонации мы услышали? В каком регистре звучал
аккомпанемент ?
Ответы детей .
А еще у композитора Шуберта есть одна интересная песня, в которой поется о маленькой рыбке форели. Это тонкая вокальная миниатюра, в которой изображены образы природы.
   Сейчас мы послушаем песню и попробуем ответить на вопрос:
-  Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?
Ответы детей …
Учитель помогает ответить: Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн.
Учитель- какой характер у песни?
Дети.- Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.
Учитель – вы совершенно точно определили характер . А на каком инструменте исполняли аккомпанемент, изображающий журчания ручейка?
Дети : на фортепиано.
Релаксация:А сейчас мы побываем с вами в лесу и послушаем в записи музыку воды, журчание ручья и пение птиц. Для этого удобно сядем и закроем глазки.
Дети слушают запись «Музыка леса»
Учитель : вам понравилось наше воображаемое путешествие в лес?
Ответы детей .
Учитель : сейчас продолжаем наше путешествие и попадем в загадочное место….
Сначала послушаем и определим, что за картина «звучит» в музыке.
Без предварительного названия пьесы дети слушают вступление из оперы Римского-Корсакова «Садко» «Океан – море синее» .
После прослушивания дети отвечают на вопрос. Каждый высказывает свое предположение.( или море, или бушует океан).
На экране проецируем 2 картины И.Айвазовского «Андреевка рыбацкая», «У Крымских берегов».
Предлагаю соотнести услышанную музыку и увиденные картины в соответствие.
Дети отвечают, каждый защищает свою точку зрения.
Вывод учителя: как композитор передал характер моря?
Дети – при помощи динамики. Там ,где море было спокойное, музыка звучала на пиано, а там где начался шторм – динамика усилилась до форте.
Учитель : теперь давайте определим , какими средствами выразительности пользовались композиторы в изображении воды? Как были изображены ручей и океан?
Дети подводят итоги размышляя о сходстве и различии средств изображения стихии воды .

Саморефлексия : чему научились и что нового узнали на уроке?
Дети оценивают свою деятельность и деятельность класса .
Оценивание умений учащися учителем .
Домашнее задание: сочинить каждому на своем инструменте пьеску «дождик», «Ручеек», «лесное озеро» на выбор.
Выход детей из класса под музыку Шуберта «В путь»