Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказке С.Прокофьева Петя и волк

Ребята ,сегодня мы познакомимся с музыкальными интрументами симфоническгог оркестра. Какие вы знаете инструменты?
Молодцы. Струнные - это скрипки,альты, виолончели,контабасы. Какое звучание у этих инструментов? У какого инструмента самое низкое звучание? Правильно - контабас, и он самый большой инструмент из струнных.
Есть ещё духовые инструменты. К ним относятся трубы ,волторны,тромбоны,саксафоны,флейты- медно-духовые. А есть деревянно-духовые- кларнет, гобой.фагот.
Все инструменты не просо издают звуки, а могут каго-то изобразить. Вот сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку в каторой эти интсрументы будут изображать различных сказочных персонажей.
Слышали ли вы такую сказку как “Петя и Волк”?
В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.
Веселую и простую сказку можно прочесть, и это будет интересно. Можно нарисовать к ней картинки — сказка станет еще интереснее. А можно поставить ее в кукольном театре или в кино—тогда всех героев сказки будут изображать куклы или ожившие картинки мультипликационного фильма, а говорить за них будут актеры.
Но что бы вы сказали, если бы вам предложили такой список действующих лиц и исполнителей этой сказки:
Петя — струнные инструменты,
Дедушка — фагот.
Птичка — флейта.
Утка — гобой.
Кошка—кларнет.
Волк — три валторны.
Не правда ли, странные исполнители? А между тем именно для них и написана эта сказка, симфоническая сказка «Петя и волк». Автор ее—Сергей Сергеевич Прокофьев.
Симфоническая — значит музыкальная, написанная для симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Пионер Петя — главный герой сказки.
В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой. Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые); скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре — басы), ведут виолончели. Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.
Роль Петиного дедушки исполняет фагот: уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
флейта, умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво, как будто перекликаются две птички. И, конечно, лучше всего было поручить флейте роль птички в сказке «Петя и волк».
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
А вот исполнитель роли утки — гобой — ведет себя здесь не совсем обычно. Ведь у гобоя обычно очень нежное звучание! Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка. У валторны звук немножко таинственный, очень поэтичный и красивый. Но оказалось, что если несколько валторн в один голос, очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,—каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет — крадется кошка; заворчал фагот — дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны—появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк—волк проглотил утку.
Так музыкальным языком рассказывает композитор смешную сказку. И когда раздается веселый бодрый марш—его играют все инструменты, — мы уже понимаем, что это победное шествие героев сказки, несущих пойманного волка. А если хорошенько вслушаться в марш, то можно расслышать в нем звуки гобоя. Как вы думаете, что это такое? Догадались? Это в животе у волка крякает проглоченная утка.
Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.
Нужно вам сказать, что это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание не только в такой бесхитростной музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыке: в увертюрах, в симфонических поэмах, в симфониях.
И так ребята с какими музыкальными инструментами мы познакомились сегодня?
Правильно.Скрипка, виолончель,контрабас- это струнные инструменты изображающие Петю.
Духовые инструменты: Флейта -изображает птичку.
фагот-дедушку, гобой -утку,кларнет- кошку, три валторны волка.
Все интрументы -это живые существа, которые могут радоватся, любить,грусть,злится. И слушая их или играя на них можно придумать свою интересню историю. Но для этого надо знать возможности каждого интрумента и конешно надо учится владеть этими замечательными инструментами.