Конспект урока музыки Средства музыкальной выразительности


Тема : средства музыкальной выразительности
Цель:
Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.
Развитие памяти, внимания.
Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Задачи:
Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия.
Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.
Оборудование: мультимедиа проектор или компьютер, фортепиано, шумовые инструменты (погремушки, бубны, трещотки, ложки и т.д.), USB проигрыватель.Ход урока
- Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давайте вспомним, что такое средства музыкальной выразительности? какие средства музыкальной выразительности мы знаем, обратите внимание на слайд (слайд 2):
- Обратите внимание на эти рисунки. Что на них изображено? Да, движение с разной скоростью. А есть какое–нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?
Ответы детей:
- Темп.
- Действительно, это темп, давайте дадим точное определение темпу, что же это такое?
Ответы детей: (слайд 3)
- А какие темпы вы знаете?
- Следующее средство музыкальной выразительности посмотрите на экран. Что изображено? Колокольчики одинаковые? Значит и звук у них будет разный? А о каком средстве мы сейчас будем говорить? Да, верно – это динамика. Давайте дадим определение динамике – это громкость звучания. Как мы говорим о громкости в музыке. Ответы детей:
В музыкальных произведениях если вы заметили, не бывает постоянной динамики, она может меняться, в этом красота музыки. Как можно изменить динамику? Сначала громко, потом тише. Такой прием в музыке называется диминуэндо. А если наооборот? Сначала тихо, потом гомче – крещендо. Давайте попробуем применить эти способы на известной нам песенке.
- А что изображено на следующем слайде?
Ответы детей:
- как рычит медведь? А птичка как поет. О чем сейчас пойдет речь? О регистрах. А что такое регистр? Высота звучания. Какие вы знаете регистры? Высокий, средний, низкий. Давайте сейчас сделаем упражнение на звуковысотность.
А знаете ли вы, что в музыке есть такие понятия, обозначающие
Еще одно средство музыкальной выразительности интересно какое? Посмотрите на экран. Да верно – это лад в музыке. Мажор и минор. Проверим, умеете ли вы слышать и различать в музыке эти два лада. (Слушание веселая, грустная.)
-а что изображено на слайде. Какими способами извлекается звук? Звучание будет разным? Штрих до сих пор неизвестное вам средство музыкальной выразительности– это способ звукоизвлечения.
- Да, а что это значит?
Ответы детей:
- Способ пения, способ игры на инструментах…
А мы сможем изобразить это голосом? Давайте попробуем. Исполнение попевки на легато и стаккато.
- Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр (слайд 14), что это значит
- Звуковая окраска голоса или инструмента (слайд 14)
- Вы видите на рисунках изображены певцы, а как называются их голоса и что это означает? (слайд 15)
Ответы детей:
- Сопрано, меццо сопрано, тенор, баритон, бас. Высокий женский голос, низкий, высокий мужской голос и т.д.
А теперь предлагаю вам обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности.
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп, хлоп, хлоп,
Ноги топ, топ, топ,
Раз сюда, два сюда,
Это нет, а это да.
- Давайте исполним эту речёвку с показом, обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать ритм.
Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа, с использованием контрастной динамики, с использованием постепенно меняющейся динамики, с изменением тембра голоса, речевым и ритмическим каноном
- Хорошо, мы поработали с вами над этим стихотворением с использованием каких средств музыкальной выразительности
Продолжение разучивания песни «Ходила младешенька»
Подведение итогов урока.