Рабочая программа дополнительного образования для детй 5-6 лет Школа пешехода


Пояснительная записка
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Родители не всегда знают правила дорожного движения и не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожного- транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. Но они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей -доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Особенно актуальна данная проблема в области, где практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
— Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
—Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
— Организация предметно-развивающей среды в ДГ Отрадновской сош (по ПДД);
— Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
— Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
— Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Цель программы: создание в ДГ Отрадновской сош условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка.
Задачи:
1. Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2.Организовать предметно-развивающую среду ДОУ по проблеме.
3. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
5. Разработать комплекс мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
6. Обеспечить консультативную помощь родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Задачи для детей:
1.Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
2.Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
3.Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
4.Расширять знания о городском транспорте.
5.Продолжать знакомить с дорожными знаками.
6.Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
7.Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Принципы организации образовательного процесса:
— Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
— Наглядности -дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
— Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
— Интеграции - взаимодействие всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
— Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
— Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы: 1год.
Список детей:
1.Табаричев Саша
2.Денисов Саша
3.Воробьев Влад
4.Суханова Алина
5.Садонцева Олеся
6.Сверчков Влад
7.Кукушкина Оля
8.Беляков Максим
9.Васильева Алиса
10.Протасов Егор
Ожидаемые результаты.
- Дети имеют представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
-Дети владеют навыками безопасного поведения на дороге;
-Расширены знания детей о дорожных знаках и о городском транспорте.
-Разработан комплекс мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Тематический словарь
Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.Содержание программы
№ п/п Тема занятия Цель занятия Формы занятий, виды деятельности
1 Вводное занятие
«Знакомство с Светофориком» Проанализировать знания детей о ПДД Беседа, аппликация «Веселый светофорик»
2 Безопасные маршруты.
«Какие дороги безопасные?» Способствовать развитию целостного восприятия окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасные пути. Игра-ситуация
3 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней Способствовать формированию представления о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Учить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность Беседа, презентация.
Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки4 Законы улиц и дорог Познакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах Игра “История ПДД”
5 Знакомство с дорожными знаками, светофором Познакомить со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды. Изготовление моделей дорожных знаков, беседа.
6 Обязанности пассажиров Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, учить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках. Игра “Что можно, а что нельзя”
Сюжетно-ролевая игра «Веселый автобус»
7 Обязанности пассажиров Способствовать формированию представления об опасности на железной дороге, дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов. Дидактическая игра «Такой разный транспорт»
загадки о транспорте
8 Опасные предметы на дороге» Дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов Чтение «Законы улиц и дорог» И. Серяков.
9 Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах Познакомить со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах Сюжетно-ролевая игра «Слжба спасения» Аппликация «Полезные машины»
10 «Знаки, предупреждающие пешеходов об опасности». Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о предупреждающих знаках: опасный поворот, скользкая дорога, неровная дорога, крутой спуск и крутой подъем Беседа Изготовление дидактической игры «Дорожные знаки»
11 «Запрещающие знаки» Обеспечить в ходе занятия усвоение запрещающих знаков, учить отличать их от других знаков. беседа, во Рисование карандашом, свечкой. Выкладывание мозаикой запрещающих дорожных знаков просы,
12 Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” Способствовать формированию умений и навыков безопасных действий при переходе проезжей части
  Ролевая игра по ситуациям. Изготовление макета «перекресток»
13 Велосипед и дорожное движение Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним Викторина Светофорика»
14 Информационно -указательные знаки Познакомить детей с информа- ционно - указательными знаками Дидактическая игра «угадай»
15 История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни Беседа, презентация
16 «Приключение Незнайки в восьмом микрорайоне» Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно – бытовых зданий в ближайшем окружении. Учить работать с мак Конкурс макетов улицы
17 Конкурс рисунков «Будь внимателен на дорогах Систематизировать знания о ПДД Конкурс
18 Мы пассажиры Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом Игра “Мы пассажиры”
20
21
22 Экскурсия по улицам города (3 экскурсии за год) Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года Экскурсия
23 Участи в конкурсе “Безопасное колесо” Проверка знаний Конкур “Безопасное колесо”
24-26 Первая помощь Дать знания и навыки первой медицинской помощи Сюжетно-ролевая игра
27 ГИБДД Разъяснить значимость работы инспектора ГИБДД в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров Беседа, «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков.«Посмотрите, постовой» Я. Пишумов.
28 Организация встреч инспектором ГИБДД Пропаганда ПДД 29 «Перекресток» – досуговая развлекательная игра. Закрепить умение различать дорожные знаки. развлечение
30 Викторина “Дорожная азбука” Проверить знания о ПДД Игра – викторина “Дорожная азбука”
31-32 Знакомство с правилами поведения во дворе. Познакомить с правилами поведения во дворе «Как Стобед качался на качелях» Д. Орлова. Чтение, настольный театр, режиссерские игры.
33-34 Мы на улице Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике Экскурсия
35 Итоговое занятие «Знатоки ПДД» Подведение итогов за год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Отрадновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа дополнительного образования
для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
«Школа пешехода»
Воспитатель: Ревякина О.А.
Углич
2016г

Диагностика устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города и поселка.
ФИО Представления об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. Владение навыками безопасного поведения на дороге Знание названий дорожных знаков и городского транспорта
Н.Г К.Г Н.Г. К.Г. Н.Г. К.Г.