Технологическая карта урока литературного чтения на тему С. В. Михалков. Мой щенок (2 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок
Литературное чтение
С. В. Михалков. «Мой щенок»
2 класс
Учитель Демянчук Ирина Валериевна
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: С. В. Михалков. «Мой щенок».
Цель: познакомить учеников с произведением “Мой щенок”. 
Планируемые результаты деятельности:
Личностные: помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.
Метапредметные:
Познавательные умения: учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения;
Регулятивные умения: учить разным видам чтения; оценивать свою деятельность;
Коммуникативные умения: развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы; умения определять позицию автора в произведении;
Предметные: знать содержание стихотворения, выразительно читать.
Оборудование: видеоклип «Мой щенок» в исполнении Т. Биневской, музыкальная физкультминутка «Как живёшь?», карточка №1 «Словарная работа», карточка №2 «Части текста» в каждой группе, иллюстрации к карточке №2, клей.
Учебник: Литературное чтение для 2 класса. УМК «Просвещение».
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Учитель: Демянчук Ирина Валериевна
Этап урока Содержание этапа,
деятельность учителя Деятельность
обучающихся Формируемые универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Самоопределение к деятельности
4. Формулирование цели урока:
5. Первичное восприятие текста.
6. Физминутка
7. Вторичное чтение произведения.
8. Анализ произведения.
- Здравствуйте, ребята.
- Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
- Стихотворения какого автора мы изучаем? (На доске открывается надпись С. Михалков и фото поэта).- Какие качества мы отметим у Михалкова?
а) - Сегодня мы познакомимся с новым произведением.
(На доске появляется фото щенка).
б) – Кто это?
- Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эту фотографию?
- Вы догадались, о ком пойдет речь в стихотворении
С. Михалкова?
в) - Сформулируйте тему нашего урока.
- Правильно, сегодня мы познакомимся с произведением С.В Михалкова «Мой щенок».
(Учитель дописывает на доске «Мой щенок»).
- Какие цели мы поставим на этом уроке?
- Чему будем учиться?
- А ещё мы с вами раскроем смысл эпиграфа урока. (На доске открывается запись «Мы в ответе за тех, кого приручили»).
- А теперь предлагаю открыть учебники на стр. 35. Кого вы видите?
- Какое настроение у неё?
- Предположите, почему?
- А сейчас послушайте и посмотрите стихотворение «Мой щенок». (Включается видеоклип «Мой щенок» в исполнении Т. Биневской).- Какие чувства вы испытывали, слушая стихотворения? Почему?
- А хозяйка щенка сердится на него?
- Как вы думаете, щенок поправится? Докажите свою мысль.
- А сейчас расскажем, как мы живём.
а) Чтение про себя.
б) Словарная работа.
- В стихотворении вам встретились неизвестные слова. Давайте поработаем над их значением. Работаем в  парах.
Задание: Возьми карточку № 1. Соедините стрелочками слово и его значение.
ЖБАН – кувшин с крышкой
КЛАДОВАЯ – помещение для хранения припасов
ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА – щёки неодинаковые
СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.
ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -  лежит,  вытянувшись,  не двигаясь.
ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел.
- Проверяем вашу догадку.
- Оцените работу в парах.
б) Деление текста на смысловые части.
- Сейчас мы будем читать стихотворение и делить его на смысловые части. Если вы считаете, что часть закончилась, вы подаете знак: поднимаете руку.
Составление «Картинного плана».
а) составление алгоритма работы.
- Читая стихотворение, мы увидели, как одно действие сменяется другим. Чтобы лучше понять содержание стихотворения, мы разбили его на части. Продолжим работу над стихотворением в группах. Каждая группа будет работать со своей частью.
Объединитесь в группы. (Учитель раздает карточку №2)
-- Прочитайте задание.
- Составим алгоритм выполнения задания.
б) работа в группах.
- А теперь приступаем к работе.
- Если группа закончит работу, то покажите карточку готовности.
в) проверка работы групп.
- Поднимите руки, чья группа работала с 1 частью. Проверим вашу работу.
Для учителя (если группа затрудняется ответить)
- Какой заголовок вы подобрали? Как вы озаглавили эту часть?
- С какой интонацией вы будете его читать?
- Какую картинку вы выбрали?
Проверим.
- Поднимите руки, чья группа работала со 2 частью. Проверим вашу работу.
Для учителя.
- Какой характер у щенка?
- Что нужно было сделать, чтобы щенок не убежал на улицу?
- Поднимите руки, чья группа работала с 3 частью. Проверим вашу работу.
Для учителя.
- Какие страшные картины представляет девочка? Зачитайте.
- Какие способы вы предложили бы семье, для поиска собаки?
- Поднимите руки, чья группа работала с 4 частью. Проверим вашу работу.
Для учителя.
-Какой опасности подвергся щенок на улице?
- Зачитайте описание его внешнего вида.
-Поднимите руки, чья группа работала с 5 частью. Проверим вашу работу.
Для учителя.
-Как чувствует себя щенок?
Подведение итога работы.
- Чему вы научились, выполняя эту работу?
- Верно, составление картинного плана помогло нам раскрыть содержание стихотворения и найти нужную интонацию.
- Оцените работу в группах.
Приветствие гостей.
(Определение готовности к уроку)
- Сергея Михалкова
- Добрый, любит детей, пишет о детях.
Щенок.
Жалость, сочувствие, желание помочь.
О щенке.
Стихотворение С. Михалкова «Мой щенок».
- Познакомиться со стихотворением «Мой щенок».
- Читать выразительно, анализировать, делить текст на части, выражать своё мнение, характеризовать героев.
Открывают учебник на стр. 35.
- Девочку.
- Она грустная.
- У неё что-то случилось.

Учащиеся слушают и смотрят.
Учащиеся высказывают и обосновывают своё мнение.
- Она любит щенка, поэтому не сердится на него.
- Щенок поправится, потому что девочка ухаживает за ним. Она кормит его, мажет больные места, поет ему песенки, кормит.
Дети выполняют движения под музыку «Как живёшь?»
Учащиеся читают про себя.
Соединяют слово и его значение стрелочками (на карточке слово и его лексическое значение расставлены неверно)


Учащиеся оценивают работу в парах, высказывают своё мнение.

Дети читают текст, делят его на части, объясняют свой выбор.
Ученики с помощью учителя составляют алгоритм:
1. Прочитать отрывок.
2. Приклеить картинку.
3. Выбрать и подчеркнуть заголовок к отрывку.
4. Выбрать настроение.
В каждой группе своя карточка и 5 иллюстраций. Ученики находят нужную иллюстрацию и приклеивают ее на карточку. Работают самостоятельно. Выполнив задание, поднимают карточку.
1 группа. Дан отрывок « Я сегодня … не могла»
Приклеите картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркните название, которое подходит к этой части Подчеркни,
с какой интонацией надо  читать эту часть
1.
Возвращение щенка.
Проказы щенка.
Щенок пропал.
Девочка страдает.
Девочка лечит щенка. С удивлением.
С грустью.
С нежностью и любовью
С тревогой.
Со страхом, а потом с чувством жалости.
2 группа. Дан отрывок «В это утро … и пропал»
Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни,
с какой интонацией надо  читать эту часть
2.

Возвращение щенка.
Проказы щенка.
Щенок пропал.
Девочка страдает.
Девочка лечит щенка.
С удивлением.
С грустью.
С нежностью и любовью.
С тревогой.
Со страхом, а потом с чувством жалости.
- Веселый, глупый, любопытный, шаловливый, непоседливый …
- Закрывать входную дверь, всегда быть рядом, у щенка должно быть свое место …
3 группа. Дан отрывок «Может быть его украли … сидела и ждала»
Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни,
с какой интонацией надо  читать эту часть
3.
Возвращение щенка.
Проказы щенка.
Щенок пропал.
Девочка страдает.
Девочка лечит щенка.
С удивлением.
С грустью.
С нежностью и любовью
С тревогой.
Со страхом, а потом с чувством жалости.
Дети зачитывают
- Написать объявления, позвонить в милицию, искать всей семьей и друзьями …
4 команда « Вдруг … пчелиный рой»
Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни,
с какой интонацией надо  читать эту часть
Возвращение щенка.
Проказы щенка.
Девочка лечит щенка.
Щенок пропал.
Девочка страдает.
 Девочка лечит щенка С удивлением.
С грустью.
С нежностью и любовью.
С тревогой.
Со страхом, а потом с чувством жалости.
- Его покусали пчелы.
Зачитывают отрывки.
5 команда «Весь укутанный….его лечу»
Приклей картинку, которая подходит к данной части стихотворения Подчеркни название, которое подходит к этой части Подчеркни,
с какой интонацией надо  читать эту часть
Возвращение щенка.
Проказы щенка.
Девочка лечит щенка.
Щенок пропал.
Девочка страдает.
 Девочка лечит щенка С удивлением.
С грустью.
С нежностью и любовью.
С тревогой.
Со страхом, а потом с чувством жалости.
- Щенок страдает, у него все болит.
- Подбирать иллюстрацию к тексту, находить заголовок, подбирать нужную интонацию.
Выходят дети от каждой группы. Читают выразительно свою часть текста.
Учащиеся оценивают работу в группах. Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)
Познавательные
(умение на основе анализа объектов делать выводы)
Личностные
(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательнойдеятельности)
Коммуникативные
( умение слушать и понимать друг друга)
Личностные
(умение высказывать свою точку зрения)
Регулятивные
(умение самостоятельно формулировать темуи цель урока)
Регулятивные
(умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей)
Личностные (умение высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции)
Коммуникативные
(формируем умение оформлять свои мысли в устной форме)
Коммуникативые(формируем умение работать в паре)
Познавательные
(умение на основе анализа слов делать выводы)
Регулятивные
(умение оценивать учебные действия в соответствиис поставленной задачей)
Регулятивные
(формируем умение высказывать и доказывать своё предположение)
Коммуникативые(формируем умение работать в группе)
Познавательные
(умение структуировать свои знания)
Коммуникативные
(умение общаться)
Познавательные
(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)
Познавательные
(формируем умение на основе анализа объектов делать выводы)
Коммуникативные (понимать и принимать точку зрения другого).Познавательные
(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)
Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)
Регулятивные
(умение вносить коррективы в неправильно выполненные задания)
Познавательные
(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)
Познавательные (умение находить ответы на вопросы)
Личностные
(умение принять решение в соответствии с определённой ситуацией)
Познавательные
(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)
Познавательные УУД:
- осознанное построение речевого высказывания.
Познавательные
(умение находить правильный отрывок в тексте и выразительно читать)
Коммуникативные (понимать и принимать точку зрения другого).Познавательные
(формируем умение извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов)
Личностные
(умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией)
Регулятивные
(умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задач
Познавательные
(умение выразительно читать произведение)
9. Обобщение прочитанного.
10. Рефлексия.
-Почему произведение названо «Мой щенок», а не «Щенок»?
- Чему учит нас это произведение?
- Да, ребята, я с вами согласна. Любое маленькое существо требует заботы о нем, ласки и любви. Мы с вами в ответе за тех, кого приручили.
а) Подведем итог нашего урока.
Оцените свою работу на уроке.
б) Давайте посмотрим, достигли ли мы цели урока?
Продолжите предложения…
-Девочка рассказывает о своём щенке.
- Любить животных, по-доброму к ним относиться, заботиться о них …
Учащиеся обращаются к эпиграфу.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
-Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я понял….
- Сегодня на уроке мне понравилось …
- Сегодня на уроке я испытывал трудности, когда ….
Личностные
 (развитие эмоционально-нравственной отзывчивости)
Регулятивные
(умение оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей)
Личностные :- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности.
11. Домашнее задание (на выбор)
Я знаю, что вы очень любознательный народ и предлагаю вам выполнить дома творческие задания.
- Выучить отрывок из стихотворения.
- Написать объявление о пропаже щенка.
- Рассказать о своем домашнем питомце. Выбирают задание и записывают в дневник. Регулятивные 
(управление своей деятельностью)