План диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся начальных классов.


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
начальных классов
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ________2015 г.
Руководитель МО:
________Романова Е.В. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
МКОУ «Боровская СОШ»
_________Казакова Л.В.
от «____» _________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ
«Боровская СОШ»
МО «Братский район»
__________Непомнящая Т.Е.
от «____» _________ 2015 г.
План
диагностики уровня развития
универсальных учебных действий
обучающихся начальных классов.
Руководитель МО: Романова Елена Васильевна
п. БоровскойВ составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на уровне начального образования;
5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Методы сбора информации:
 анкетирование;
 тестирование;
 наблюдение;
 беседа.
№ класс Оцениваемые УУД Цель диагностики Диагностический инструментарий Методы Сроки проведения
Личностные универсальные учебные действия
1 3,4 Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительно-сти; действия, устанавливающие смысл учения. Выявление сформированности Я-концепции и самоотношения. Методика «Кто Я?»
(модификация методики М. Куна) Фронтальный письменный опрос Сентябрь
2 2 Действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе. Выявить эмоциональную направленность обшей самооценки ребёнка. Методика
«Какой я». Октябрь
3 1 Действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе. Выявление сформированности самооценки школьника.
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптиро-ванный для младших школьников вариант) Беседа
Октябрь
4 3,4 Действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе. Выявление сформированности самооценки школьника
Исследование самооцен-ки по методике Дембо-Рубинштейн в модифи-кации А. М. Прихожан. Индивидуаль-ная беседа с ребенком.
Октябрь
5 2,3,4 Действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося. Выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Опросник мотивации
Опросник. Октябрь
6 1,2,
3,4 Действие смыслообразования (интерес, мотивация).
Выявление уровня школьной мотивации обучающихся.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)
Индивидуальная беседа -1,2 кл.
фронтальный письменный опрос -3,4. Ноябрь
7 3,4 Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений Выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) Тестирование
Ноябрь
8 1 Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Индивидуаль-ная беседа с ребенком.
Декабрь
9 1 Действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
Выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации) «Разбитая чашка» (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006) Беседа Январь
10 2,3 Действия нравственно-этического оценивания .
Выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Моральная дилемма
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами) Беседа
Январь
11 4 Действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации. Задание на выявление уровня моральной децентрации «Булочка» (Ж.Пиаже)
Беседа
Январь
12 2 Выделение морального содержания действий и ситуаций. Выявить нравственные представления учеников.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Февраль
13 1,3,4 Личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. Выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. Методика выявления характера атрибуции
успеха/неуспеха.
Индивидуаль-ная беседа.
Февраль
14 1, 2, 3,4 Выделение морального содержания действий и ситуаций.
Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
«Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой). Фронтальное анкетирование Март
15 3,4 Личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности. Выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности. Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик». Фронтальный письменный опрос. Апрель
16 2,3,4 Действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося. Выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Опросник мотивации
Опросник. Май
Регулятивные универсальные учебные действия
1 1 Регулятивное действие контроля; познавательное действие сравнения с установлением сходства и различий. Выявление умения находить различия в объектах. Проба на внимание (поиск различий в изображениях) Индивидуаль-ная работа с ребенком. Октябрь
2 3,4 Регулятивные действия контроля (планирование). Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Проба на внимание
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) Фронтальный письменный опрос. Октябрь
3 1,2,3 Определение уровня развития регулятивных действий. Критериальная оценка Листы наблюдения Наблюдения. Декабрь
4 1 Умение контролировать свою деятельность Уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Методика «Рисование по точкам».
Индивидуаль-ная работа с ребенком. Февраль
5 2,3 Умение контролировать свою деятельность.
Для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Индивидуаль-ная работа с ребенком. Март
6 1,2,3 Определение уровня развития регулятивных действий Критериальная оценка Листы наблюдения Наблюдения. Апрель
Познавательные универсальные учебные действия.
3 Логические HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_316"  универсальные  HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_317"  учебные  HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_318"  
действия Выявление уровня HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_315"  развития  логическо-го мышления. Методика «Логические закономерности».
Фронтальная работа Ноябрь
1,2,3 Определение уровня развития познавательных действий Критериальная оценка Листы наблюдения. Наблюдения Декабрь, апрель
2 Логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития словесно- логического мышления. Исследование словесно-логического мышления
(Э.Ф. Замбацявичене). Индивидуаль-ная работа. Январь
1 Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность Проба на определение количества слов в предложении
(С.Н.Карпова) Индивидуаль-ная беседа с ребенком.
январь
1 Действие смыслообразования, устанавлива-ющее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникатив-ное действие - умение задать вопрос. Выявление сформированности познавательных интересов и инициативы. Проба на познавательную инициативу. март
3 Диагностика уровня сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у младших школьников. Установить степень развития теоретического способа решения задач в целом, сделать вывод об особенно-стях формирования у ребенка такого интеллектуального умения, как рассуждение Методика "Логические задачи". Фронтальная работа Март
2 Логические HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_312"  универсальные  HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_313"  учебные  HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_314"  
действия.Выявление уровня HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fschool-122.ru%2Fdocuments%2F140.doc&fmode=envelope&lr=2&l10n=ru&mime=doc&sign=d609876573f5a06b388dcd55a0deb77a&keyno=0" \l "YANDEX_311"   развития  операции логического мышления – выделение существенных признаков. Методика «Выделение существенных признаков».
Индивидуаль-ная работа. Апрель
2,3 Моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия. Определение умения ученика выделять тип задачи и
способ ее решения. Методика «Нахождение схем к задачам»
(по А.Н. Рябинкиной)
Фронтальная работа Апрель
Коммуникативные универсальные учебные действия
1 Коммуникативные действия. Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)
  Работа учащихся в классе парами.
Октябрь
4 Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967) Анализ детских рисунков Октябрь
1 Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Выявление позиции собеседника. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997).
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997). Беседа
Беседа
Ноябрь
Апрель
3-4 Коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации. С учетом выявленных дополнительных мотивов учения. Какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицирован-ная с учетом выявленных Н.Ц.БадмаевойВыбор суждений Май
1,2,3 Определение уровня развития коммуникативных действий Критериальная оценка Листы наблюдения Наблюдение Декабрь, апрель
1,2 Выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию «Решение ситуаций» (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).
Беседа Декабрь
3,4 Определение уровня развития регулятивных действий. Оценить, насколько хорошо за время обучения в школе вы овладели различными учебными умениями Анкета для учащихся «Умеете ли Вы учиться?»
Фронтальный письменный опрос. Декабрь
3,4 Коммуникативные действия. Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Методика «Кто прав?»
(методика Г.А. Цукерман и др.)Беседа
Апрель
3,4 Коммуникативно-речевые действия. Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Задание «Дорога к дому»
(модифицированный вариант методики«Архитектор-строитель»). Выполнение совместного задания в классе парами Апрель