Выступление на РМО «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе как основа формирования общеучебных умений и навыков обучающихся 1-х классов»


МОУ ДПО «Методический центр» Коломенского района
Выступление на РМО
учителей начальных классов
учителя МОУ Непецинской СОШ
Быстровой И.Н. по теме:
«Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе  как основа формирования общеучебных умений и навыков обучающихся  1-х классов»
2016-2017 уч.годВ Федеральных Государственных образовательных стандартах второго поколения сформулированы приоритеты современного образования, где во главу угла поставлено овладение детьми универсальными учебными действиями (УУД). Они не противоречат традициям русской школы: научить получать знания (т.е. учить учиться); научить трудиться — работать и зарабатывать (т.е. учение для труда); научить жить (т.е. учение для бытия); научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя (т.е. учение для совместной жизни).Это, по мнению разработчиков, позволит учащимся не только самостоятельно усваивать новые знания и умения, но и полноценно формировать мотивацию к обучению и умение свободно ориентироваться в предметных областях. Таким образом, ученику предоставляется возможность вырабатывать собственный образовательный маршрут.
Главной целью образования становится развитие творческих, созидательных способностей, обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и самосохранения. Цели образования должны быть сориентированы, с одной стороны, на образовательный идеал, а с другой — на реалии современной жизни, т.е. нести в себе ценностно-прагматический потенциал.
Другими словами, сегодня перед образовательной системой стоит непростая цель: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Это, в свою очередь, корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Нельзя не согласиться с мнением А. Каспржака, утверждающего, что современное образование — это умение школьника взглянуть на реальную, жизненную ситуацию с позиции физика, химика, историка, географа, отнюдь не для того, чтобы стать исследователем в этой области, а для того, чтобы разрешать в последующем конкретные жизненные ситуации.
Учителю в процессе обучения необходимо формировать у учеников общеучебные умения и навыки. Но прежде чем решать эту проблему, надо знать с каким багажом знаний и умений пришел ученик в школу. На мой взгляд, это крайне важно для успешного развития ребёнка.
Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью».
Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.
Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.
Мною проводилась стартовая диагностика первоклассников на основе методических рекомендаций к рабочей тетради «Школьный старт» под редакцией Т.В. Бегловой, М.Р. Бятянова, А.Г. Теплицкой. Предлагаемые в этой методике критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу образовательной системы Л.В. Занкова. Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне.
Цель диагностики
- получить данные о готовности  первоклассников к обучению,  которые позволят определить индивидуальные траектории  для учащихся и разработать рекомендации для учителя и родителей по поддержке детей в  процессе их адаптации к школьной жизни.
Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений.
Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе – то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.
Диагностика проводилась в несколько этапов.
Срок проведения диагностики с 26 по 29 сентября в начале 3 урока в течение 7-10 минут (1 день – настройка детей на проведение диагностики и 2 задания, 2,3,4 день – по 5 заданий). Первые 15 заданий направлены на проверку уровня инструментального компонента (Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умения или способности).Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий). 16-17 задание – личностный компонент (характеризуется отношением ребенка к учению)
После проведения диагностики результаты были занесены в таблицу. В которой цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный –низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме.


Диаграмма позволяет провести анализ готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий. Что такое ИОП?
Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Для коррекции стартовой готовности детей со средним уровнем инструментальной и личностной готовности порой хватает стимулов во время проведения урока.
Для повышения личностной готовности школьников используются:
Оценка, словесная похвала;
Запись благодарности в дневник;
Групповая работа;
Назначение консультантом;
- Выставка лучших работ.
Помимо поощрения, которое благотворно влияет на личностную готовность, в сводной таблице видно, какой ребенок в какой области отстает. Это позволяет скорректировать образовательный процесс.
К примеру, возьмем ребенка со средней инструментальной и личностной готовностью.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Гусева С1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 0 0 18 2 0 2
Из данной таблице видно, что у ребенка на низком уровне находятся способности скрытые под 14 (контрольные умения) и 15(коммуникативные умения) пунктами. Из этого делаем коррекцию заданий предлагаемых для ребенка, которые способствуют развитию этих способностей.
Октябрь
3 – 7 10 – 14 17 – 21 24 – 28 Промежуточ-
ный итог
14 Гусева С. «Соедини буквы
так же,
как на образце» «Выполни в в заданном порядке» «Следуй
инструкции» «Закрась в вв заданном порядке» 2 1 1 2 Уровень повысился
15 «Послушай рас-
сказ и сделай выводы» «Будь внима-
телен!» «Найди вер-
ное реше-
ние ситуа-
ции» «Помоги, кролику выбрать правиль-
ное решение» 1 2 2 2 Уровень повысился
Следуя результатам этой таблицы, мы видим, что подбирая индивидуальную образовательную траекторию можно скорректировать те пробелы, которые имеются на этот момент у ребенка.
Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка. В наших силах осуществить «настройку» процесса обучения на конкретных детях, благодаря чему, мы можем более продуктивно работать по формированию общеучебных умений и навыков у наших учеников.
Список используемой литературы:
1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.
2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.