Статья Диагностические методики изучения семей учащихся, которые я использую в практике своей работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
















Статья из опыта работы

Диагностические методики изучения семей учащихся,
которые я использую в практике своей работы











Подготовила: Белозерова В.А.,
учитель русского языка и литературы










Березники, 2015

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.
Классный руководитель всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, вовлечь их в совместную деятельность, соблюдая определенные правила: к родителям каждого ребенка проявлять уважение,
тактично изучать семьи учащихся; общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.
Изучение семей учащихся позволяет классному руководителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
В своей деятельности я использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные и деловые игры.
Диагностические методики позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень, и требует исправления.
Приведу несколько примеров методов психолого-педагогической диагностики, которые я использую, когда учащиеся приходят ко мне в 5 класс после начальной школы.
Методика «Незаконченные предложения».
Эту методику использую для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся.
Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:
Я радуюсь, когда
Я огорчаюсь, когда
Я плачу, когда
Я злюсь, когда
Мне нравится, когда
Мне не нравится, когда
Я верю, когда
Если у меня хорошие новости, то я
Если у меня плохие новости, то я
Если у меня что-то не получается, то я
Предложения для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребенок
Я огорчаюсь, когда мой ребенок
Я плачу, когда мой ребенок
Я злюсь, когда ребенок
Мне нравится, когда мой ребенок
Мне не нравится, когда мой ребенок
Я верю, когда говорят, что мой ребенок
Я не верю, когда мой ребенок
Если у моего ребенка хорошие новости, то
Если у моего ребенка плохие новости, то
Если у моего ребенка что-то не получается, то


Эта же методика «Незаконченные предложения» используется для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи.

Предложения для учащихся:
Школа для меня – это
Класс, в котором я учусь, - это
Учителя для меня – это люди, которые
Мои одноклассники – это
Уроки для меня – это
Предметы, которые мне нравятся, - это
Предметы, которые мне не нравятся, - это



Предложения для родителей:
Школа, в которой учится мой ребенок, - это
Класс, в котором учится мой ребенок, - это
Одноклассники моего ребенка – это
Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это
Для изучения семьи учащихся, близкого знакомства с самим учеником, понятия уклада жизни семьи, ее духовных ценностей использую вот такую анкету.

Вопросы для учащихся:
Твое любимое занятие?
Любимое занятие твоей мамы?
Твои любимые цветы?
Любимые цветы твоей мамы?
Твоя любимая еда?
Любимая еда твоей мамы?
Как зовут твою подругу (друга)?
Как зовут подругу (друга) твоей мамы?
Твоя любимая песня?
Любимая песня твоей мамы?
Твое любимое время года?
Любимое время года твоей мамы?
Твой любимый праздник?
14.Любимый праздник твоей мамы?
Вопросы для родителей:
Ваше любимое занятие?
Любимое занятие Вашего ребенка?
Ваши любимые цветы?
Любимые цветы Вашего ребенка?
Ваша любимая еда?
Любимая еда Вашего ребенка?
Как зовут Вашу подругу (друга)?
Как зовут подругу (друга) Вашего ребенка?
Ваша любимая песня?
Любимая песня Вашего ребенка?
Ваше любимое время года?
Любимое время года Вашего ребенка?
Ваш любимый праздник?
14.Любимый праздник Вашего ребенка


Для определения самостоятельности ребенка использую вот такую анкету. Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.
Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным.

Ваш ребенок делает самостоятельно
Только по Вашему требованию, с Вашей помощью и с Вашего разрешения








Перечень действий:
- собирается в школу;
- выбирает себе одежду для школы и для праздника;
- делает уроки;
- определяет, с кем ему дружить;
- готовит еду, если это необходимо;
- помогает по дому и на даче;
-ходит в магазин за покупками;
- приглашает друзей к себе домой;
- определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
-принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
-распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;
-оценивает объективно себя и свои поступки;
-сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
-терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
-помогает в воспитании младших.
Анкета «Почему ты делаешь так?», «Почему так поступает ваш ребенок?» используется для изучения сформированности у детей мотивации на ЗОЖ.
Вопросы для учащихся:
1. Почему ты моешь руки:
а) заставляют взрослые - 20 очков;
б) так положено - 5 очков;
в) мне неприятно, когда грязные руки, много микробов, - 0 очков.
2. Почему ты чистишь зубы:
а) заставляют взрослые - 15 очков; |
6) так положено - 5 очков;
в) нечищеные зубы - источник болезни - 0 очков.
3. Почему ты моешь ноги:
а) заставляют взрослые - 20 очков; I
б) так нужно - 10 очков; I
в) потому что мне неприятны грязные ноги - 0 очков.
4. Почему ты делаешь зарядку:
а) заставляют взрослые - 15 очков;
б) так нужно - 5 очков;
в) нужна для моего здоровья - 0 очков.
5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:
а) ежедневно около 1,5-2 часов - 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа -10 очков;
в) иногда по выходным - 20 очков.
6. Когда нужно ложиться спать:
а) в 21.00-21.30 - 0 очков;
б) после 22 часов - 10 очков;
в) после 24 часов-35 очков.
7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор:
а) не больше 1,5 часов, с перерывом 0 очков;
б) более 3 часов - 10 очков;
в) сколько тебе хочется - 30 очков.
8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок:
а) да - 0 очков;
б) нет-5 очков.
Подсчет: если набралось от 0 до 40 очков - ты твердо знаешь, что твое здоровье бесценно.
От 40 до 60 очков - у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно еще устранить. От 60 и более - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья.

Вопросы для родителей:
1. Почему ваш ребенок моет руки:
а) заставляем мы - 20 очков;
б) моет, не осознавая - 5 очков;
в) моет, так как знает, зачем это нужно-0 очков.
2. Почему ваш ребенок чистит зубы:
а) заставляем мы - 15 очков;
б) чистит, не осознавая - 5 очков;
в) чистит, зная зачем - 0 очков. -
3. Почему ваш ребенок моет ноги:
а) заставляем мы - 20 очков;
б) моет, не осознавая 10 очков;
в) моет, зная зачем - 0 очков;
4. Почему ваш ребенок делает зарядку:
а) заставляем мы - 15 очков;
б) так положено - 5 очков;
в) знает, что для здоровья - 0 очков.
5. Знает ли ваш ребенок, что дает ему свежий воздух?
а)да-5очков;
б) нет-10 очков.
6. Знает ли ваш ребенок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?:
а) да-0 очков;
б) не уверен - 5 очков; г
в) нет-10 очков.
7. Знает ли ваш ребенок, сколько времени нужно проводить у телевизора?
а) да-0 очков;
б) не уверен - 5 очков;
в) нет-10 очков.
8. Знает ли ваш ребенок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да-0 очков;
б) нет - 10 очков.
Подсчет: если вы набрали от 0 до 5 очков - ваш ребенок в полном порядке. От 25 до 40 очков - у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними еще не трудно бороться. От 40 и более - срочно помогите ему бороться за здоровье.

Результаты анкеты «Что тебе дороже всего в жизни?» позволяют выстроить достаточно объективную ценностную шкалу. Из предложенных «ценностей» нужно выбрать 3 и расставить в рейтинге по убыванию: семья, жизнь, учеба, здоровье, друзья, покупка машины, высокооплачиваемая работа, совесть, доброта, честность, деньги, драгоценности, любовь.
Показательны результаты:

5 класс
50% ответов – семья
30% ответов – учеба
10% ответов – жизнь
10%ответов- здоровье

6 класс
30% ответов – жизнь
30% ответов – друзья
30% ответов – семья
10% ответов – учеба

7 класс
30% ответов – жизнь
30% ответов – друзья
20% ответов – любовь
10% ответов – деньги
10% ответов - семья

Эти высказывания показывают, насколько велика ответственность родителей в становлении личности сына или дочки. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, спокойно, он хочет любви, понимания, уважения. Поведение школьника напрямую зависит от эмоционально-нравственной атмосферы, которая складывается в семье и в школе. Но особенно в семье.

С этой точки зрения интересны результаты рисуночной диагностики «Выходной день в моей семье», которую я прошу выполнить родителей и детей. Ребятам и родителям предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Выходной день в моей семье». Раздаю листы бумаги, на которых нарисованы круги. В круг нужно поместить предметы, а также членов семьи, которые что-либо выполняют. Очень часто это выглядит так:
Мама
Книга
Кухня
Папа
Газета
Диван
Я
Уроки
Друзья

А бывает и так:

Мама
Подруги
Пиво
Папа
Друзья
Пиво
Я
Улица
Друзья


Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. В наших домах все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, и на этом фоне приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Исчезает теплота, сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми. И все же маленький человек любит своих родителей не за что-то, а лишь потому, что они папа и мама.

Анкета «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы для своей семьи? выявит желания, интересы, направленность ребенка.
На мой вопрос: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы для своей семьи?», ребята отвечают:
Чтобы все были здоровы;
Чтобы мама улыбалась;
Чтобы приходили гости;
Чтобы ожила бабушка;
Чтобы родители были живы всегда;
Чтобы родители купили квартиру;
Чтобы родители разрешили завести собаку;
Чтобы мама с папой жили вместе, как раньше;
Чтобы у меня был братик или сестренка;
Чтобы было больше денег.

Анкета «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» выявит ценности семьи для ребенка.
На вопрос «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отмечают:
Доброта, доброжелательность
Внимание со стороны родителей
Забота родителей
Честность, порядочность родителей
Помощь друг другу
Трудолюбие

Анкета «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?»
показывает стиль отношений в семье ученика.К кому же чаще всего обращаются за помощью мои воспитанники?
5 класс:
К маме – 56%
К папе – 14%
К друзьям – 14%
К учителю – 15%
К другим взрослым – 1%

7 класс:
К маме – 30%
К папе – 8%
К друзьям – 34%
К учителю – 8%
К другим взрослым – 20%

Диагностика «Сочинение-размышление» возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.
Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:
«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...»,
«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,
«За что я люблю своих родителей»,
«Радости моего дома»,
«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,
«Праздники и будни моей семьи»,
«Истории и предания моего рода»,
«Самый печальный день в жизни моей семьи»,
«Советы родителям по воспитанию детей» и др.
Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Вышеперечисленная методика изучения семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль отношений родителей и детей.
Хорошо известно, что детей воспитывает не только школа, но и семья. К сожалению, эти два столь важных воспитательных института не всегда выступают союзниками. Не всегда родители хорошо знают своих детей. Классный руководитель должен помочь им в этом.