План урока Литературного чтения, интегрированного с предметом «Самопознание» А.И.Куприн Белый пудель


План урока Литературного чтения,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа:
Дата:
Педагог: Класс:
Кол-во уч-ся: ____
Тема: А.И.Куприн. «Белый пудель».
Ценность: любовь.
Качества: отзывчивость, милосердие, чистота отношений, любовь к окружающему миру.
Цель урока: учить осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации с биографией и творчеством А.И.Куприна «Белый пудель», через практику общечеловеческой ценности - «Любовь».
Задачи урока:
1. Обучать вдумчивому чтению произведений детской литературы.
2. Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации, устойчивый интерес к книге, как к источнику знаний; коммуникативные навыки учащихся - умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей, работать в парах. 
3. Воспитывать чувство отзывчивости, милосердия, чистоты отношений, любви к окружающему миру.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Ресурсы: (материалы, источники)
Текст, притча, ноутбук, спокойная музыка, песня «Дорога добра», цитата, книги С.В.Михалкова,А.И.Куприна, тесты, карточки
Ход урока:
I. Огранизационный момент. Активизирующий этап.
- Встали, подравнялись! Садитесь!
- Начинаем урок литературного чтения.
- Всё ли необходимое лежит на парте? (дневник, книга литературного чтения, ручка, простой карандаш, книга дополнительного чтения)?
II. Внешняя интеграция. Эмоциональный настрой. 
Қуанамын менде, қуанасын сенде,
Қуанамыз бәріміз, арайлап атқан күнге.
– Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний урок.
III. Внешняя интеграция. Позитивный настрой: Мысленная прогулка в лесу.
Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
IV. Внешняя интеграция. Цитата урока: народная мудрость: «Доброе дело добром отзовется».
-Как вы понимаете эти слова? Легко совершать добрые поступки? Ждёт ли человек чего-то взамен, когда совершает добрые дела?
V. Проверка домашнего задания:
Сергей Владимирович Михалков, стихотворение «Щенок».
-Чтение цепочкой.
VI. Разноуровневые тесты:
Ф.И.________________________________________ 4-«Б»класс
1 уровень: Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные слова.
1. Почему девочка сбилась с ног? ________________________________________________
2. Что делал щенок с утра? _________________________
3. Какие догадки были у героини? __________________________________________
4. Чем занималась девочка после пропажи щенка? ___________________________________
5. Почему героиня не узнала щенка? __________________________
__________________________________________________________________
6.Кто лечит щенка?___________________________________________
7. Встречал ли ты в своей жизни отзывчивых людей? ____________________________________________________________
Ф.И._______________________________________4-«Б»класс
2 уровень: Выберите правильный ответ: 
1. Почему девочка сбилась с ног ? А) у нее пропал щенок Б) бегала В) прыгала Г) устала
2. Что она предпринимала для его поисков?
А) ходила к соседям Б) дала объявление В) звала, ждала щенка
Как начал утро щенок?
А) поел Б) бегал, прыгал, всех будил В) смотрел в окно
4. Что перевернул щенок в кладовке?
А) ведро Б) кастрюлю В) с медом жбан
5. Как лечится щенок?
А) в ветеринарной больнице Б) укутанный в постели В) лекарством
Кто лечит щенка?
А) мама девочки Б) ветеринар В) девочка
Ф.И. _______________________________________4-«Б»класс
3 уровень: Подчеркните нужное слово: 
1 . Кто пропал у девочки? (щенок/ попугай)2. Как искала девочка щенка?   (дала объявление /искала, звала) 3. Что делал в комнатах щенок? (лежал/бегал, прыгал, всех будил). 4. Что сказала мама? (подождем/пойдем искать). 5. Чем занималась девочка в отсутствие щенка?  (сидела, ждала/ пела). 6. Что делает девочка для щенка? (сама его лечит/ носит к ветеринару).
Проверка в парах:
Нормы оценок:«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки 
VII. Динамическая пауза: «Бабочка», «Цветок».
VIII. Внутренняя интеграция: Беседа.
-А как вы понимаете смысл слова дружба?
-Подберите синонимы к данному слову? (товарищ, союзник, знакомый, приятель).
- А как объяснить выражение «близкий друг - родная душа»?
- А можно дружбу сравнить с душой человека?
-Чем наполнена душа? (любовью). А что такое любовь? (энергия)
-Любовью к чему или кому? (к людям, окружающему миру, животным).
-Какая душа должна быть у человека? Почему?
- А какие должны быть поступки человека? (светлые, добрые, позитивные, искренние).
Если у каждого человека Земли душа будет чистой? (Будет мир, благополучие на всей Земле).
IX. Лексическая работа: коржун- это мешок, в который кладется один вареный баран, сладости, отрез ткани, золотые украшения и деньги (десять – пятнадцать тысяч рублей).
X. 5´ - чтение: Казахская сказка "Четыре друга" Когда-то жили мышь, лягушка, серна и утка в дружбе. Однажды сын хана со своею свитою поехал на охоту. Долго они не могли ничего встретить и вдруг увидели лягушку. Сын хана приказал поймать ее и положить в   коржын,   ибо   лягушка — это   признак   того,   что   охота дальше пойдет удачнее. Охотники    исполнили    приказание   своего   господина, поймали  лягушку и  положили  ее  в  коржын.  Это  увидела утка и живо сообщила своим друзьям — серне и мыши, что их общий друг, лягушка, попала в беду. Друзья сильно горевали и начали совещаться: как выручить лягушку из беды. Вот мышь и говорит: — Ты, серна, притворись хромою и пробеги перед ханским сыном, который наверняка погонится за тобой в надежде поймать тебя, при этом он сбросит с седла коржыны, чтобы легче было лошади скакать. В это время ты, утка, поспеши меня доставить к коржынам: я живо прогрызу их и освобожу лягушку. Тогда ты, утка, лети к серне и скажи ей о спасении лягушки,— пусть серна подумает о своем спасении, ведь у нее ноги быстрые.
Друзья послушались совета мыши, и все спаслись. Правда, каждый из них рисковал своей жизнью. Но дружба дороже всего.
XI. Ответы на вопросы:
1. – Что связывало животных вместе?
2. – Для чего сын хана приказал положить лягушку в коржын? (для удачной охоты)
3. - Подумайте, с какой целью друзья придумали план? (ответы детей)
4. - Давайте послушаем, в чем заключается смысл сказки?
5. - Отличались ли их мысли? Почему, как вы думаете?
6. –Есть ли у вас настоящие и верные друзья?
- Молодцы!
XII. Постановка учебной задачи.
– Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь находить в тексте важное, нужное. Уметь владеть своим голосом.)– Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (упражнения)
XIII. Речевая разминка.
Упражнение для дыхания: “Представьте, что у вас на ладони лежит пушинка. Наберите воздуха в легкие, вздохните глубоко и подуйте на пушинку, чтобы она улетела как можно дальше” (2-3 раза).
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ для языка.
1. Заборчик.
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
2. Трубочка.
Мои губы трубочка
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.
3. Лопатка.
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.
4. Иголочка.
Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнению остальных задач, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
XIV. Работа над загадкой.
 Заворчал живой замок,Лёг у двери поперек.Две медали на груди -Лучше в дом не заходи. (собака)-Хорошо, молодцы!
XV. Постановка цели урока: Сегодня на уроке познакомимся с биографией А.И.Куприна и его произведением «Белый пудель».
-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?
ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей, а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».
2104390211455XVI.Биография А.И.Куприна.
42316407302546990125730
Слово учителя.
4018915730252104390139700

Вступительное слово учителя
Писатель, над произведением которого мы будем сегодня работать, сказал о себе словами одного из своих героев так: «Я - бродяга и страстно люблю жизнь. Я был токарем, наборщиком, сеял и продавал табак, махорку-серебрянку, плавал кочегаром по Азовскому морю, рыбачил на Чёрном- на Дубининских промыслах, грузил арбузы и кирпич на Днепре, ездил с цирком, был актёром – всего не упомню. И никогда меня не гнала нужда. Нет, только безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство…» К перечисленным профессиям и занятиям можно добавить, что он увлекался спортом, организовал атлетическое общество в Киеве, изучал зубоврачебное дело и практиковал как зубной врач, был псаломщиком. Он буквально взлетел под облака на воздушном шаре и опускался на дно Чёрного моря в скафандре. Имя этого человека, писателя Александр Иванович Куприн.
А.И.Куприн родился 26августа (7сентября) 1870г. В городке Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. У него были сёстры Соня и Зина. Через 3 года после смерти отца мать с детьми переезжает в Москву. Дочерей она устраивает в закрытое учебное заведение, сама с сыном поселяется в общей палате вдовьего дома.
В 1876г из-за тяжёлого материального положения Любовь Алексеевна, мать будущего писателя, была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму. Детские и юношеские годы в известной мере повлияли на становление Куприна-писателя. Ведь именно в Кадетском корпусе родилась настоящая глубокая любовь будущего писателя к литературе. Пройдя ряд разнообразных жизненных испытаний, Куприн сберёг в душе неспособность причинять боль, сохранил в чистоте бескомпромиссный гуманизм (человечность в общественной деятельности, в отношении к людям).
Читая произведения Куприна, мы наблюдаем обострённую чуткость писателя к чужому горю, страданию, пристальное внимание к слабому, «маленькому» человеку, угнетаемому оскорбительно чужой и враждебной ему средой.
На дачу к Куприным часто заходили бродячие артисты—старик с шарманкой, мальчик Серёжа, лет тринадцати, и с ними дрессированный белый пудель. На их концерты сходились все окружающие. Куприн обычно приглашал их к себе после концерта, беседовал с ними. Мальчик рассказывал писателю, как однажды богатая барыня потребовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её сыну. Этот случай послужил писателю темой для рассказа «Белый пудель».
XVII. -Как понимаете значение слов? Лексическая работа.
Шарманка — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.
- Какое это слово? (устаревшее). Работа со словарем.
XVIII. Первичное знакомство с текстом. Чтение учителем и детьми цепочкой
XIX. Анализ содержания рассказа.
Выявление первоначальных впечатлений.
- Назовите главных героев произведения?
- Кто из героев рассказа вызывает ваши симпатии? Почему?
- Чьи поступки вы осуждаете? Почему?
- Чей поступок вас удивил? Почему?
- Имеете ли вы домашних животных?
-Были ли интересные случаи с вашим питомцем?
 - Какова  главная мысль?                
 - Важна ли для нас эта тема?
XX. Анализ содержания произведения:
- Вопросы:
- Почему же рассказ назван «Белый пудель»? - -Рассказ Куприна (можно, нельзя) считать повествованием о собаке?
- С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?  - В чём заключалась работа пуделя-артиста?  - Почему его так ценил дедушка Лодыжкин? - Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?– - Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое
доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
-Хотели бы вы быть похожими на Сережу? Почему?
-Какими качествами обладает мальчик?
- Почему и хозяева дачи, и их слуги так непочтительны по отношению к бродячим артистам? (Они не понимают, что хлеб бродячего артиста не сладок: нужно много трудиться, чтобы научиться трюкам, которые выполняет Сергей; нужно много терпеть, чтобы, превозмогая усталость, в летнюю жару переходить от дачи к даче в надежде получить кусок хлеба. Обитатели дачи видят в них не честных тружеников, а голодранцев и обманщиков).- Как работают артисты? (Артисты работают на совесть, несмотря на то что это очень трудно на сильной жаре).
-В каких эпизодах проявляются лучшие качества Сережи и старика Лодыжкина?
 XXI. Выполнение дифференцированных заданий.1. Соедини героев с качествами, которыми их наделил А.И. Куприн:
Герои Качества
Дедушка ЛодыжкинСережа ДворникТриллиБарыня 
2. Какова тема произведения?1) О братьях наших меньших животных.2) О взаимоотношении людей и животных.3) О жизни людей до революции.3. Какова главная мысль этого произведения?1) Добиваться цели нужно любыми способами.2) Купить можно все, были бы деньги.3) Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. вседозволенностьтрудолюбиегордостьблагородствочерствостьбездушиежадностьпреданностьчестность
XXII. Внутренняя интеграция. Исаа́к Нью́тон -английский физик, 
математик, механик и астроном, один из создателей классической физики.
Однажды вечером Ньютон отлучился из дому и по рассеянности оставил на письменном столе зажженную свечу. Во время его отсутствия его любимая собака по кличке Даймонд вспрыгнула на стол и опрокинула свечу. Все рукописи, лежавшие на столе, сгорели. Нетрудно себе представить, как велико было горе Ньютона, когда возвратившись домой, он обнаружил от своих долголетних трудов один только пепел.  Пожар, уничтожил книги и рукописи, но Ньютон спокойно сел напротив собаки, посмотрел ей в глаза и сказал: «Ох, Даймонд, тебе не понять, что ты натворил». Великий ученый переписал книги и рукописи по памяти по памяти.
XXIII. Чтение текста учащимися по цепочке.
XXIV. Вопросы:
- От чьего имени ведется повествование? - - О каком происшествии рассказывается?
- С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?  - Почему люди проявляет такую заботу о собаке? - Какие человеческие качества героев (Сережи, дедушки, Арто) высвечивает
автор?
- Помогли ли Куприну главные герои, объяснить читателю, что такое доброта,
верность и преданность в дружбе, смелость?
-Хотели бы вы быть похожими на Сергея? Почему?
-Какими качествами обладает он?
- Почему он отваживается на самостоятельные поиски Арто?
-В каких эпизодах проявляются лучшие качества героев?
XXV.Рефлексия: У. Чему учат эти произведения?– Учат тому, что в дружбе жить лучше.
-Почему лучше? Докажите.
-На чем основана дружба? (на любви к ближнему, окружающему миру, животным).– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Писатели, поэты учат читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу, и к животным, окружающему миру.
-Напишите на яблочках те качества характера, которые привлекают вас в друзьях, или в человеке, который нравится. Прикрепите на дерево любви, добра.XXVI. Групповое пение. Песня «Дорога добра»Слова: Энтин Ю. Музыка: Минков М.
1. Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
2. Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
3. Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
XXVII. Домашнее задание: Выразительное чтение отрывка рассказа с. 76-83.
На выбор:
1 вариант. Творческий пересказ
от лица Сережи.
от лица дедушки.
от Арто.
2 вариант. ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.
XXVIII. Оценивание учащихся. Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.-Продолжите предложение:Мне было интересно…Мне захотелось…Я учился ….У меня получилось…
XXIX. Заключительная минута.
Мелодия «Звуки природы»
Давайте закроем глаза, расслабимся, прислушается к своему дыханию. Вспомним о чем мы сегодня говорили, что узнали нового на уроке, пропустите эти знания через сердце и душу. Подумайте о хорошем. Спасибо. Примечания
Вывод: Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях,общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
Вывод: наслаждаемся красотами природы через поэзию.
Душа-чистая как родник!

ТРУППА—коллектив актёров театра, цирка.

ШАРМАНКА—переносный механический музыкальный духовой инструмент без клавишного механизма, в виде надеваемого на плечо ящика с лямкой.
Вывод: В дружбе жить лучше.
Дерево любви