Урок — методическая разработка Выполнение сложных постижерных украшений


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Симферопольский колледж сферы обслуживания и строительства»
Методическая разработка урока
Учебной практики
по теме: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений»
Составила:
мастер производственного обучения Шаповалова Людмила Олеговна
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
бытового профиля
Протокол № 2 от «26» сентября 2014 г.
Председатель методической комиссии
_______________ Г.А. Смелянская
Симферополь
2014
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Стр.
Введение 3
Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы 6
Оборудование, оснащение рабочих мест, дидактическое и техническое обеспечение урока. 9
Методика проведения урока производственного обучения на тему: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений». 10
Заключение 27
Литература 29
Приложения 30
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональное образование в России выходит на новый уровень развития, перенимая опыт зарубежных профессиональных школ с учетом национальных традиций, особенностей подготовки кадров и потребностей в высококвалифицированных, мобильных, конкурентоспособных на рынке труда кадрах.
Ориентация современного образования направлена на разностороннее развитие личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от умения мастера производственного обучения активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся. Одним из показателей эффективности учебного процесса является развитие творческих способностей учащихся.
«Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
М.СкаткинЦель методической разработки – развитие творческой активности обучающихся в процессе учебной практики на основе применения инновационных производственных и педагогических технологий.
Работа над методической проблемой «Формирование и развитие творческих способностей развитие творческой активности учащихся в процессе учебной практики на основе применения инновационных производственных и педагогических технологий» реализуется на всех этапах учебной практики и направлена на непрерывное совершенствование профессионально-педагогического мастерства мастера, формирование индивидуального стиля его деятельности. Каждый этап работы над методической проблемой – это путь к личностному совершенствованию профессиональных и методических знаний и умений мастера производственного обучения с целью повышения профессиональной подготовки будущих квалифицированных рабочих бытового профиля.
Тесную взаимосвязь теории с практикой, развитие познавательной и творческой активности учащихся в процессе изучения темы «Изготовление постижерных изделий», на изучение которой отводится 36 часов.
Содержание учебной темы разбито на 3 блока:
Плетение тресса разными способами
Выполнение клееных деталей украшений.
Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений.
Для проведения урока производственного обучения выбрана тема урока «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений».
Изготовление постижерных изделий – это тонкая ювелирная работа, которая выполнятся вручную. Для изготовления постижеров используются синтетические или натуральные волосы.
Постижами, чаще всего, называют украшения, сделанные из волос. Такое изделие может быть великолепным дополнением к прическе. По сей день постижерные изделия, изготовленные из натуральных и искусственных волос, не теряют свою актуальность. С помощью них можно легко преобразиться за короткое время и достичь желаемого образа.
Различные виды накладок и шиньонов из натуральных волос часто используются для создания свадебных причёсок, ведь каждая девушка в день свадьбы хочет быть на высоте, а длина своих волос не всегда позволяет сделать роскошную причёску.
На сегодняшний день постижерные услуги весьма востребованы, поскольку позволяют быстро, без каких-либо неблагоприятных физических воздействий изменить имидж, добавить в облик именно ту изюминку, которая необходима в данной ситуации. Легко, безопасно, красиво – это ли не мечта человека, стремящегося выглядеть безупречно?
В нашей стране профессия постижера приобретает большую популярность. Постижер нового поколения – это человек, обладающий разносторонними знаниями в области технологии, эстетики, медицины и профессиональной этики.
ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ТЕМЫ
Основная цель производственного обучения – формирование у обучающихся практических умений и навыков реализуется в процессе проведения уроков производственного обучения.
В процессе обучения парикмахер должен изготавливать изделия, дополнения и украшения из волос, укладку волос в прическу любого типа с использованием самостоятельно выполненных постижерных изделий и дополнений.
В процессе урока учебной практики по теме: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» деятельность мастера должна быть направлена на реализацию следующих учебных задач:
формирование профессиональных умений и навыков по изготовлению украшений;
применение современных способов изготовления украшений и дополнений;
формирование культуры труда;
развитие эстетической культуры
рациональная организация рабочего места;
развитие профессиональных умений и навыков при изготовлении постижерных изделий и дополнений;
развитие творческого мышления;
бережное отношение к ресурсам и материальным ценностям;
воспитание чувства ответственности к порученному заданию
Тип урока: урок упражнений по выполнению трудовых приемов и операций.
При подготовке к уроку использовались различные формы и методы обучения, способствующие мотивационной и рефлексивной деятельности, развитию познавательной активности, творческого подхода к выполнению индивидуальных заданий, осуществлению контроля и самоконтроля за выполнением учебно-производственных заданий.
Для проведения урока учебной практики по теме: «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» используются методы обучения:
словесный – рассказ, объяснение, беседа, проблемная беседа;
наглядный – демонстрация практического показа, технические средства обучения, слайды, заготовки;
практический метод – метод упражнений;
метод инструктирования – вводный, текущий, заключительный;
активный метод – элементы проблемной ситуации, игра-лото.
Для выполнения постижерного украшения необходимы ранее приобретенные знания и умения по предметам:
«Материаловедение» по теме «Материалы для изготовления постижерных изделий и дополнений»,
«Парикмахерское дело» по теме «История парикмахерского искусства»,
«Основы санитарии и гигиены» по теме «Гигиена и санитария производства»,
«Специальное рисование» по теме «Рисование декоративных украшений и аксессуаров»,
«Охрана труда» по теме «Основы гигиены труда и производственной санитарии»,
«Учебная практика» по теме «Выполнение модельных причесок разных типов с использованием постижёрных дополнений»
Потому можно с уверенностью сказать, что учебный материал этой теми влияет на формирование профессионально-практических умений и навыков необходимых для квалификации «Парикмахер».
При изучении темы «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений» обучающихся знакомятся с технологиями выполнения сложных постижерных украшений, видами декорирования, рациональной организацией рабочего места, правилами охраны труда и безопасности жизнедеятельности, основами производственной санитарии гигиены, современными технологиями изготовления постижерных украшений и дополнений.
Поскольку учащиеся уже сформировали соответствующие знания по данной теме на уроках теоретического обучения, то важным этапом является закрепление и усовершенствование их в процессе вводного инструктажа урока учебной практики, однако особое внимание на уроке уделяется приемам и способам изготовления постижерных украшений.
ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ
Для реализации поставленных задач рабочие места учащихся оснащены оборудованием, инструментами, приспособлениями и материалами согласно перечня обязательных средств обучения в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 43.01.02. «Парикмахер»:
оборудование: рабочие столы, стулья;
инструменты:
ножницы канцелярские – для разрезания волос,
ножницы маникюрные – для вырезания мелких деталей,
трессбанки – для плетения тресса,
расчески, расчески-хвостик – для расчесывания и вычесывания прядок;
приспособления:
зажимы–для фиксирования деталей,
нитки – для плетения тресса,
мононить – для сшивания деталей,
формы – для формирования деталей;
материалы:
искусственные волосы,
супер клей-гель – для склеивания деталей,
лакпрозрачный, рассыпной блеск, краски акриловые – для украшения постижерного изделия.
дидактические средства обучения:инструкционно-технологичсекая карта по выполнениюпостижерного украшения, тесты; презентация в программе PowerPoint.
В качестве технических средств применяется: компьютер, телевизор.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
по теме «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений»
Урок мастер начинает с проведения организационного момента.
Мастер приветствует группу и проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к уроку. Учебная мастерская к уроку подготовлена, соблюдены санитарно-гигиенические нормы и правила охраны труда, рабочее место мастера организовано, имеется необходимые инструменты для демонстрации, инструкционно-технологические карты, компьютер, телевизор.
При проведении вводного инструктажа материал темы демонстрируется на экране телевизора.
Вводный инструктаж начинается с сообщения темы и целей урока мастером:
Развивающая:
развить мыслительную деятельность на уроке, логическое мышление, самостоятельность;
развить творческое мышление, эстетический вкус
развить наблюдательность, внимание, память, познавательную активность.
Образовательная:
формировать знаний, умений и навыков в процессе выполнения сложных украшений и постижерных дополнений;
овладеть рациональными способами и приемами выполнения работ.
Воспитательная:
воспитать чувство ответственности за соблюдение технологии выполнения постижерного украшения, за качество выполняемых работ;
воспитать строгое выполнение правил санитарии и гигиены, бюджета времени, технических требований по правилам безопасности труда;
привить интерес к выбранной профессии.

Мотивация учебной деятельности проводится в форме беседы и демонстрация слайдов из истории возникновения постижерных изделий.
Прическа во все времена занимала одно из значительных мест в жизни общества. Она меняла силуэт, форму под влиянием исторических событий, религиозных убеждений, эстетических вкусов. Искусство постижерного дела известно с древних времен.
Археологические находки показывают, что даже древним людям было не чуждо стремление украсить свои волосы.Каждая эпоха вносила много нового, присущего только ей.
Мастер предлагает учащимся вспомнить историю развития парикмахерского искусства.
Давайте вспомним, с какой эпохи начинает развитие постижерное искусство. Учащиеся рассказывают об истории развития парикмахерского искусства:
Постижерное искусство стало развиваться в эпоху Древнего Мира: в Древнем Египте прически знати отличались пышностью, напоминали фигуру трапеции и основным атрибутом был парик.
Любопытный факт: ремесло постижера было в древнем Египте одним из немногих занятий, доступных для женщин.
В Ассирии и Вавилонии модно было носить густые пышные бороды, для этого использовались постижи из шерсти животных (коз, буйволов, верблюдов).
В Индии широко использовались искусственные косы, которые выкладывались в форме пирамиды или храма
В эпоху Барокко и Рококо постижерное искусство стало развиваться с невероятной скоростью и достигает своего апогеяи парики прочно вошли в моду. Их выполняли из разных материалов натуральных волос, шерсти животных, морской травы, волокон кукурузы и проса. Парик стал официальным головным убором высшего общества.
Женские парики были небольших размеров, имели разнообразную форму и цветовую гамму, украшались цветами, драгоценностями и кружевом.
Парики и постижерные украшения прочно вошли в моду. Парики носили как женщины, так и мужчины. Например, среди мужских причесок в 1780 году стала очень популярна прическа «ослиный хребет» (ан до де лань). Она состояла из боковыхбуйклей и косы сзади. Женские прически были неимоверной высоты и могли достигать до 2-х метров. Для этого использовались каркасы и до 7-8 париков. Украшались такие прически бусами, перьями, лентами, цветами, моделями кораблей, фигурками людей
После Великой Французской революции постижерное искусство пошло на спад. А в период Первой мировой войны вообще исчезло. Вновь возродилась начале 50-60 годов
Далее мастер начинает беседу о значимости учебной темы
По сей день постижерные изделия, изготовленные из натуральных и искусственных волос, не теряют свою актуальность. С помощью них можно легко преобразиться за короткое время и достичь желаемого образа.
В настоящее время постижерные услуги - область в индустрии красоты, которая в последнее время обрела второе дыхание. Если в прошлом парик был символом роскоши и указывал на положение его владельца вобществе, то сегодня это направление вполне доступно, но при этом не менее важно в создании имиджа.
Изготовление постижерных изделий это тонкая, ювелирная работа, которая выполнятся вручную. Такое изделие может быть великолепным украшением к прическе.
Различные виды накладок и шиньонов из натуральных волос, постижерные украшения и дополнения из искусственных волос часто используются для создания свадебных причёсок.
В настоящее время работа парикмахера перестает быть лишь работой возле кресла. Многие мастера участвуют в региональных, международных, европейских и мировых конкурсах, фестивалях причесок: помогают создавать имидж звездам эстрады, работают в кинематографе. Все чаще им приходится использовать постижерные фрагменты из натуральных и искусственных волос.
Актуализация опорных знаний учащихся проводится в виде фронтального опроса.
Цель фронтального опроса – проверить уровень усвоения теоретических знаний, степень концентрации внимания, подготовку учащихся к уроку.
Мастер предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:
Какие волосы можно использовать для выполнения постижерных изделий? (Натуральные – волосы человека, волосы животных: сарлычий, верблюжий, конский; искусственныеволосы: каникалон, фибра и т.д.)
5844540628650При помощи каких инструментов выполняются постижерные работы? (Инструменты: трессбанки, карда, ножницы, расчески, расчески-хвостик; приспособления: Кисточки, мисочки, зажимы, нитки, мононить, формы; материалы: искусственные волосы, клей, суперклей-гель, лак прозрачный, рассыпной блеск, краски акриловые)Для чего используется карда? (карда используется для расчесывания волос, для смешивания волос)
Назовите виды тресса. (Тресс в один оборот три нити, тресс в два оборота три нити).

Какой вид тресса использовался на предыдущем уроке для выполнения деталей украшения (тресс в два оборота три нити).
Какие дополнения можно использовать для декорирования постижерного украшения? (стразы, блеск, акриловые краски, фатин, декоративную сетку и т.д.)
Далее опрос проводится при помощи тестов. У каждого учащегося на рабочем столе лежат номерки. Учащиеся должны поднять номерок правильного, по его мнению, ответа:
Для проклеивания пряди волос при выполнении заготовок деталей украшения применяется клей:
1.Столярный, канцелярский, желатин.
2.Строительный, медицинский БФ-6, синтетический клей «Момент».
3.Универсальный, медицинский БФ-6, желатин.
4.Канцелярский, синтетический клей «Момент», желатин.
(демонстрируются слайды № 15, № 16)
Для склеивания деталей украшения рациональнее применить:
Клей момент, медицинский клей БФ-6
Супер клей-гель, пистолет с силиконовым клеем.
Клей момент, канцелярский клей.
Суперклей, медицинский клей БФ-6
(демонстрируются слайды № 17, № 18)
Для выполнения украшений из трессованных прядей рекомендуется применять:
Тресс в один оборот три нити
Тресс в два оборота три нити
Тресс для проборов
Тамбурованные волосы
(демонстрируются слайды № 19, № 20)
В конце опроса мастер проводит анализ усвоения знаний по теме.
Критерии оценивания тестов.
За каждый правильный ответ выставляется 0,5 балла.
Инструктирование учащихся по выполнению задания с практическим показом приёмов работы.
Мастер демонстрирует организации рабочего места, правила расположения инструментов и материалов. Объясняет и показывает приемы и последовательность выполнения технологических операций для изготовления постижерного украшения, уделяет внимание качествувыполнения работ.
Для изготовления постижерного украшения понадобятся:
оборудование: рабочие столы, стулья;
инструменты: ножницы канцелярские, ножницы маникюрные, расчески - хвостик;
приспособления: мисочка для воды, кисточка, зажимы;
материалы: волосы (заготовки деталей), суперклей - гель, прозрачный лак, сыпучий блеск, акриловые краски.
Рациональная организация рабочего места, охрана труда.
Прежде чем приступить к изучению нового учебного материала, необходимо рационально организовать рабочее место, которое предусматривает:
Хорошо освещенное рабочее место, приточно – вытяжную вентиляционную систему, средства для дезинфекции инструмента, кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства для рук.
Перед практическим показом мастер инструктирует учащихся о соблюдении правил охраны труда: при работе с режущими инструментами и клеящими материалами.
Новые понятия и способы действий.
План изложения: применяемые инструменты и приспособления; организация рабочего места; технологический процесс; качество; охрана труда.
Мастер переходит к объяснению новых способов действий.
Мастер демонстрирует заранее подготовленные детали, которые будут использоваться.
Изготовление постижерного украшения из трессованных прядей волос в форме цветка.
На предыдущих занятиях были подготовлены детали: трессованные пряди волос, сформированные в виде лепестков, трессованная прядь для основания (или бутона) цветка.
Мастер предлагает вспомнить, как выполнялись заготовки деталей для украшения.
Для трессования использовались искусственные волосы – фибра. Трессовались волосы методом в два оборота три нити.

Практический показ мастера:
Мастер демонстрирует трудовые приемы по изготовлению постижерного украшения:
Как из трессованной пряди сформировать основание цветка. Фиксирует ее у основания ниткой.
К готовому основанию прикладывается маленький лепесток, прикрепляется при помощи нитки или тонкой проволоки. Все лепестки одного размера крепятся аналогично первому.
Большие лепестки крепятся вторым рядом к основанию цветка.
Готовый цветок дорабатывается при помощи ножниц: убираются торчащие волоски.
Заключительный этап – декорирование цветка: на выбор мастера, можно использовать стразы, блеск и другие детали декора.
Мастер демонстрирует готовое постижерное изделие.
После каждого этапа практического показа мастер вызывает учащегося для проверки уровня усвоения новых трудовых приемов работы.
Формирования новых способов действий проводится в виде устного опроса и игры-лото.
Вопросы для устного опроса:
От чего будет зависеть форма деталей украшения? (от формы предмета, на которую проклеивали прядь волос)
При помощи каких технологий можно скрепить детали украшения?(сшивание мононитью, связывание нитками, склеиванием клеем, использовать пистолет)
Какой способ был использован на уроке? (связывание нитками, склеивание клеем)
Как вы считаете, чем можно разнообразить уже готовое украшение? (бисером, стразами, блеском, лентами и т.д.)
Как вы думаете, могут ли возникнуть какие-либо проблемы в процессе работы? (ДА) Какие? (Появился белый налет на пряди, гофрируется прядь волос при проклеивании, ломается проклеенная прядь)
Назовите правила охраны труда при работе с режущим инструментом, клеящими материалами. (Не класть на край стола, передавать в закрытом виде кольцами вперед; не оставлять открытым клей, не подносить близко к лицу, периодически проветривать помещение)
Мастер предлагает рассмотреть такую проблемную ситуацию: Проклеенная прядь волос при формировании ножницами ломается.
В чем причина? (применялся слишком густой клей, выбрано неправильное направление резания, применялись тупые ножницы)
Как можно исправить?
Выяснить каким клеящим материалом пользовались при проклеивании пряди, нанести повторно тонким слоем, чтобы размягчить и сформировать заново;
При незначительной поломке можно подклеить клеем или прозрачным лаком.
В процессе закрепления новых способов действий мастер использует активный метод обучения в виде игра-лото. Учащимся необходимо расположить карточки в последовательности выполнения технологических операций по выполнения клееного изделия. При правильной расстановке технологической последовательности должно получиться ключевое слово.
У Подготовка рабочего места
К Подготовка волос
РНанесение клея на прядь
А Придание пряди необходимой формы
ШПодсушивание до определенного состояния
Е Вырезание и фомирование детали
Н Подготовка деталей к сбору
И Соединение деталей в украшение
Е Декорирование готового изделия
Подведение итогов вводного инструктажа.
Обращается особое внимание на ошибки, допущенные учащимися при закреплении трудовых приемов во время вводного инструктирования. Мастер также сообщает учащимся, что все устные ответы будут учтены при подведении итогов на заключительном инструктаже.
После того, как мастер убедился в усвоении учащимися материала вводного инструктажа, им выдаются инструкционно-технологические карты для самостоятельной работы во время текущего инструктажа (приложение № 3).
Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся поизготовлению постижерного украшения.
В процессе текущего инструктажа мастер производственного обучения должен:
вникать в работу каждого учащегося, не упуская при этом из поля зрения работу всей группы;
побуждать учащихся к самоконтролю, самостоятельному анализу своего труда, нахождению ошибок, способов их устранения и предупреждения;
наблюдать за учащимися незаметно, не вмешиваться в их работу без крайней необходимости;
приучать учащихся к планированию своего труда, осуществления коррекции своих действий.
Текущий инструктаж состоит из четырех корректирующих обходов:
организации рабочих мест учащихся;
соблюдения правил техники безопасности работы с режущим инструментом и клеящим материалом
правильность выполнения приемов по изготовлению постижерного украшения. В случае необходимости, мастер оказывает помощь отдельным учащимся по выполнению приемов изготовления постижерного украшения в соответствии с инструкционно-технологической картой
оценивание правильности выполнения работ, в случае необходимости оказанию индивидуальной помощи при выполнении приема работы.
Для оценивания разработаны критерии:
Вводный инструктаж оценивается при помощи карточек:
-устный ответ- 1(одна) карточка -1 балл;
-письменный ответ – 0,5 балла;
-игра «Лото» - 0,5 балла
Итого: за вводный инструктаж – 2 балла
Текущий инструктаж оценивается по 5 (пяти) балльной системе:
-Первый обход – 0,5 балла;
-Второй обход – 0,5 балла;
-Третий обход – 1 балл;
-Четвертый обход – 1 балл
Итого: текущий инструктаж – 3 балла
За урок – 5 баллов
Таблица критерий оценивания урока прилагается.
Наименование этапа Цели и задачи Деятельность мастера производственного обучения Деятельность обучающихсяТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Расстановка учащихся по рабочим местам Воспитать ответственность в работе и учёбе;
Поднятие дисциплины; Ответственности;
Самостоятельности; На этом этапе урока используется индивидуальный подход: проверка готовности каждого учащегося к выполнению практических работ. Инструктаж по основным требованиям соблюдения правил безопасности труда при работе. Наличие санитарной одежды, сменной обуви
Организация рабочего места
Подготовка материалов и приспособлений к работе Развитие внимания; Моторики рук (зрительная, механическая памяти);
Получения навыков, правила пользования инструментами Операция по подготовке материалов к использованию Выполняют задания по подготовке материалов к использованию
Выполнение задания Развитие внимания; Моторики рук;
Получения навыков, правила пользования инструментами;
Рациональное использование рабочего времени Выдача задания:
Изготовление постижерного украшения из трессованных прядей волос
Выполняют задания по изготовлению постижерного украшения из трессованных прядей волос
Текущее инструктирование по ходу выполнения заданий Развитие у обучающихся умения самостоятельно планировать и анализировать свою работу.
Закрепление навыков, умений;
Передача опыта мастера;
Анализ допущенных ошибок в процессе работы;
Привитие ответственности в работе. I обход: правильность выполнения задания и соблюдение техники безопасности внутренний контроль за соблюдением правил ОТ
II обход: проверка правильности применения обучающимися способов и приемов работы. выполняют трудовые приёмы и операции согласно заданию
III обход: индивидуальный подход к каждому учащемуся по соблюдению технологического процесса, показ технологических операций; проверка правильного использования инструкционно-технологических карт соблюдение технологического процесса в ходе выполнения задания
IV обход: соблюдение правил безопасной работы и охрана жизнедеятельности; контроль за качеством исполнения учебно-производственных работ. Соблюдение правил безопасной работы
Выполнение трудовых приёмов
V обход: разрешение проблемных ситуаций и актуализация полученных знаний и навыков Выполнение трудовых приёмов
VIобход: контроль качества выполненных работ Поэтапный контроль
VI обход: работа над ошибками Исправление допущенных ошибок в ходе выполнения задания
Во время текущего инструктажа мастер может вмешиваться в ход выполнения задания учащимися в том случае, если имеют место:
нарушения приемов при технологии изготовления украшения;
нарушения правил безопасности труда.
В процессе самостоятельной работы учащихся мастер может применять индивидуальные и коллективные формы работы с ними. Коллективный инструктаж проводится в тех случаях, когда в ходе целевых обходов мастер обнаруживает, что многие или большинство учащихся допускают одинаковые ошибки, имеют место одни и те же недостатки. По окончании самостоятельной работы проводится уборка рабочего места и контроль за сохранностью инвентаря и инструмента.
Заключительный инструктаж.
Основная дидактическая цель заключительного инструктажа – анализ достижений и недостатков урока: показать учащимся, чему они научились в результате урока, что и как необходимо делать, чтобы предупредить недостатки.
Во время проведения заключительного инструктажа, при подведении итогов урока мастер:
анализирует выполненные работы учащихся с учетом соблюдения технологии выполнения постижерного украшения, использования приемов, санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности при выполнении задания, самостоятельности;
обращает внимание на ответственность учащихся за качественное выполнение работ во время урока;
разбирает допущенные ошибки и недостатки, и способы их устранения;
проводит анализ успехов учащихся в овладении профессией, в форме беседы, привлекает учащихся к активному обсуждению результатов урока.
Объявляет балы за выполненные учебно-производственные работы с учетом теоретических знаний и практических умений и выдает домашнее задание.
Домашнее задание: Закончить декорирование выполненного изделия. Сдать на следующем уроке с технологическими картами декорирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка данного урока раскрывает формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий: информационно-компьютерных и интерактивных, а также технологии обучения и воспитания применительно к теме урока учебной практики «Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений».
Во время проведения урока мастер производственного обучения стремился вызвать у учащихся мотивацию к обучению, развить умение сотрудничества, наблюдательность, инициативность, находить и систематизировать информацию, делать выводы.
Данная методическая разработка урока учебной практики направлена на профессионально-педагогическое совершенствование мастера производственного обучения.
Деятельность мастера направлена на реализацию учащимися следующих учебных задач:
изготовление постижерных украшений;
умение работать всеми необходимыми инструментами;
формирование и развитие творческих способностей;
знание безопасных методов труда.
Тема урока важна для усвоения и актуальна при изучении и других тем. Учащиеся на протяжении всего урока сформировали умения и навыки по изготовлению сложных постижерных украшений.
Актуализацию опорных знаний мастер проводил фронтальным опросом, в процессе которого работала вся группа, активизировалась умственная деятельность учащихся. В процессе проведения вводного инструктажа была использована презентация в программе PowerPoint.
Оценивание проводилось по разработанным критериям водного, текущего и заключительного инструктажей.
Данная методическая разработка показывает классические приемы выполнения сложных постижерных изделий, а также затрагивает современные технологии декорирования украшения. Поскольку в настоящее время работа парикмахера перестает быть лишь работой возле кресла. Многие мастера участвуют в региональных, международных, европейских и мировых конкурсах, фестивалях причесок: помогают создавать имидж звездам эстрады, работают в кинематографе. Все чаще им приходится использовать постижерные фрагменты из натуральных и искусственных волос.
Современный уровень науки и техники, внедрение новых технологий, стремительное развитие моды и модных тенденций, нового производственного оборудования ставит перед системой профессионально-технического образования проблему повышения качества обучения. Качество обучения по любой профессии определяется степенью овладения учащимися профессиональных знаний, навыков и умений. Учебные заведения, которые хотят, чтобы их выпускники имели высокую квалификацию и соответствовали современным требованиям рынка труда, должны внедрять в учебный процесс изучение новых технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ
Федеральный государственный стандарт по профессии 43.01.02. Парикмахер
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013г. № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013г. № 968 «Об утверждении порядка проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»
Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов СПО (ФГАО «ФИРО»).
Положения о проведении учебной и производственной практики в ОО СПО (локальный акт)
Основные источники:
Тархан Л.З., Мыхнюк М.И. Организация производственного обучения в ПТУЗе: Учебно-методическое пособие. – Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003. – 208с.
Одинокова И.Ю. Черненко Т.А. «Технология парикмахерских работ» - М., 2009.
Кулешкова О.Н. «Технология и оборудование парикмахерских работ» - М., 2007.
Чалова Л. Д., Галиева С.А., Уколова А. В. «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» - М., 2007
Гэннон М., Томпсон Р. «Стрижка, укладка волос. Секреты парикмахерского искусства» - М.,2011
Панченко О. А. «Парикмахерское дело» - Ростов, 2010
Леванова Н.В., Шешко Н. Б. «Парикмахер-стилист»- М.,2010
Журналы:
Hair’s. Специальный выпуск. Современные прически.
«Долорес», «Зеркало моды»
Hair's HOW "Coloring: блондирование и мелирование"
Интернет-ресурсы:
http://akaparis.ruhttp://hair.raptom.comhttp://parikmaher.net.ru
ПЛАН УРОКА
Профессия: 43.01.02. Парикмахер
Квалификация: Парикмахер
Тема программы: Изготовление постижерных изделий.
Тема урока: Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений.
Цели урока:
Развивающая:
развить мыслительную деятельность на уроке, логическое мышление, самостоятельность;
развить творческое мышление, эстетический вкус
развить наблюдательность, внимание, память, познавательную активность.
Образовательная:
формировать знаний, умений и навыков в процессе выполнения сложных украшений и постижерных дополнений;
овладеть рациональными способами и приемами выполнения работ.
Воспитательная:
воспитать чувство ответственности за соблюдение технологии выполнения постижерного украшения, за качество выполняемых работ;
воспитать строгое выполнение правил санитарии и гигиены, бюджета времени, технических требований по правилам безопасности труда;
привить интерес к выбранной профессии.
Тип урока: урок изучения и выполнения трудовых приемов и операций
Методы обучения:
словесные: устное инструктирование, беседа,
наглядные: личный показ трудового процесса мастером, демонстрация наглядных пособий (инструменты, инструкционно – технологические карты), применение мультемидийного проектирования (проекционная аппаратура);
игровые: элемент игры - лото.
Формы обучения:
индивидуальная;
фронтальная.
Интеграция предмета:
по предмету «Материаловедение» по теме «Материалы для изготовления постижерных изделий и дополнений»,
по предмету «Парикмахерское дело» по теме «История парикмахерского искусства»,
по предмету «Основы санитарии и гигиены» по теме «Гигиена и санитария производства»,
по предмету «Специальное рисование» по теме «Рисование декоративных украшений и аксессуаров»,
по предмету «Охрана труда» по теме «Основы гигиены труда и производственной санитарии».
«Учебная практика» по теме «Выполнение модельных причесок разных типов с использованием постижерных дополнений»
Материально-техническое оснащение урока
оборудование: рабочие столы, стулья;
инструменты: ножницы, трессбанки, расчески, расчески-хвостик,
приспособления: кисточки, мисочки для воды, зажимы, нитки, мононить, формы;
материалы:искусственные волосы, клей универсальный, супер клей-гель, лак прозрачный, рассыпной блеск, краски акриловые;
средства обучения: инструкционно-технологичсекие карты, презентация в программе Power Point.
технические средства: компьютер, телевизор.
Место проведения урока. Учебная мастерская.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
проверка присутствующих и их внешнего вида;
проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж (в процессе проведения вводного инструктажа используется презентация):
1. Сообщение темы и целей урока.(демонстрируются слайды №1, № 2, №3).
2. Мотивация учебной деятельности.
Беседа о значимости темы.
Мастер: «Прическа во все времена занимала одно из значительных мест в жизни общества. Она меняла силуэт, форму под влиянием исторических событий, религиозных убеждений, эстетических вкусов. Искусство постижерного дела известно с древних времен.
Археологические находки показывают, что даже древним людям было не чуждо стремление украсить свои волосы.Каждая эпоха вносила много нового, присущего только ей.
Мастер предлагает учащимся вспомнить историю развития парикмахерского искусства».
(демонстрируется слайд № 4).
Вспомните, с какой эпохи начинает развитие постижерное искусство?
Учащиеся рассказывают факты из истории постижерного искусства.(демонстрируются слайды № 5, № 6, № 7).
Мастер: «По сей день постижерные изделия, изготовленные из натуральных и искусственных волос, не теряют свою актуальность. С помощью них можно легко преобразиться за короткое время и достичь желаемого образа. (демонстрируется слайд № 8).
Изготовление постижерных изделий это тонкая, ювелирная работа, которая выполнятся вручную. Такое изделие может быть великолепным украшением к прическе. (демонстрируется слайд № 9).
Различные виды накладок и шиньонов из натуральных волос, постижерные украшения и дополнения из искусственных волос часто используются для создания свадебных причёсок.(демонстрируется слайд № 10).
В настоящее время работа парикмахера перестает быть лишь работой возле кресла. Многие мастера участвуют в региональных, международных, европейских и мировых конкурсах, фестивалях причесок: помогают создавать имидж звездам эстрады, работают в кинематографе. Все чаще им приходится использовать постижерные фрагменты из натуральных и искусственных волос. (демонстрируются слайды № 11, № 12)»
Актуализация опорных знаний проводится методом фронтального опроса.
Цель фронтального опроса – проверить уровень усвоения теоретических знаний, степень концентрации внимания, подготовку учащихся к уроку.
Какие волосы можно использовать для выполнения постижерных изделий? (Натуральные – волосы человека, волосы животных: сарлычий, верблюжий, конский; искусственные волосы: каникалон, фибра и т.д.)При помощи каких инструментов выполненяются постижерные работы?(Инструменты: трессбанки, карда, ножницы, расчески, расчески-хвостик; приспособления:Кисточки, мисочки, зажимы, нитки, мононить, формы; материалы: искусственные волосы, клей, супер-клей гель, лак прозрачный, рассыпной блеск, краски акриловые)
Для чего используется карда? (карда используется для расчесывания волос, для смешивания волос)
Назовите виды тресса. (Тресс в один оборот три нити, тресс в два оборота три нити).
Какой вид тресса использовался на предыдущем уроке для выполнения деталей украшения?
Какие дополнения можно использовать для декорирования постижерного украшения? (стразы, блеск, акриловые краски, фатин, декоративную сетку и т.д.)
На следующие вопросы мастер предлагает ответить в виде тестов. У каждого учащегося на рабочем столе лежат номерки. Учащиеся должны поднять номерок правильного, по его мнению, ответа. (демонстрируются слайды № 13,14)
Для проклеивания пряди волос при выполнении заготовок деталей украшения применяется клей:
1.Столярный, канцелярский, желатин.
2.Строительный, медицинский БФ-6, синтетический клей «Момент».
3.Универсальный, медицинский БФ-6, желатин.
4.Канцелярский, синтетический клей «Момент», желатин.
(демонстрируются слайды № 15, № 16)
Для склеивания деталей украшения рациональнее применить:
Клей момент, медицинский клей БФ-6
Супер клей-гель, пистолет с силиконовым клеем.
Клей момент, канцелярский клей.
Суперклей, медицинский клей БФ-6
(демонстрируются слайды № 17, № 18)
Для выполнения украшений из трессованных прядей рекомендуется применять:
Тресс в один оборот три нити
Тресс в два оборота три нити
Тресс для проборов
Тамбурованные волосы
(демонстрируются слайды № 19, № 20)
Назовите, какие правила охраны труда необходимо соблюдать при выполнении постижерных работ.
Перед началом работы мы обязаны:
надеть чистую специальную одежду
снять на время работы браслеты, часы, кольца
Проверить внешним осмотром:
соответствие рабочего места требованиям безопасности. При необходимости привести его в порядок, убрать посторонние предметы
устойчивость рабочего стола
использовать оборудование, инструмент только для тех работ, для которых они предназначены
своевременно убирать рабочее место
3. Новые понятия и способы действия:
инструменты и оборудование;
организация рабочего места, безопасность труда;
объяснение и показ наиболее рациональных приемов и последовательность выполнения задач, методов самоконтроля в процессе работы, качества выполнения работ.
Практический показ мастера:
Мастер демонстрирует трудовые приемы по изготовлению постижерного украшения:
Как из трессованной пряди сформировать основание цветка. Фиксирует ее у основания ниткой.
К готовому основанию прикладывается маленький лепесток, прикрепляется при помощи нитки или тонкой проволоки. Все лепестки одного размера крепятся аналогично первому.
Большие лепестки крепятся вторым рядом к основанию цветка.
Готовый цветок дорабатывается при помощи ножниц: убираются торчащие волоски.
Заключительный этап – декорирование цветка: на выбор мастера, можно использовать стразы, блеск и другие детали декора.
Мастер демонстрирует готовое постижерное изделие.
После каждого этапа практического показа мастер вызывает учащегося для проверки уровня усвоения новых трудовых приемов работы.
Закрепление материала вводного инструктажа
Закрепление новых трудовых приемов работы применяется в виде фронтального опроса с использованием проблемных ситуаций и игры-лото.
Метод фронтального опроса:
От чего будет зависеть форма деталей украшения? (от формы предмета, на которую проклеивали прядь волос)
При помощи каких технологий можно скрепить детали украшения?(сшивание мононитью, связывание нитками, склеиванием клеем, использовать пистолет)
Какой способ был использован на уроке? (связывание нитками, склеивание клеем)
Как вы считаете, чем можно разнообразить уже готовое украшение? (бисером, стразами, блеском, лентами и т.д.)
Как вы думаете могут ли возникнуть какие-либо проблемы в процессе работы? (ДА)
Какие?Появился белый налет на пряди, гофрируется прядь волос при проклеивании, ломается проклеенная прядь
Мастер предлагает рассмотреть такую ситуацию: Проклеенная прядь волос при формировании ножницами ломается.
В чем причина? (применялся слишком густой клей, выбрано неправильное направление резания, применялись тупые ножницы)
Как можно исправить?
Выяснить каким клеящим материалом пользовались при проклеивании пряди, нанести повторно тонким слоем, чтобы размягчить и сформировать заново;
При незначительной поломке можно подклеить клеем или прозрачным лаком.
Назовите правила охраны труда при работе с режущим инструментом, клеящими материалами. (не класть на край стола, передавать в закрытом виде кольцами вперед; не оставлять открытым клей, не подносить близко к лицу, периодически проветривать помещение)
Для игры-лото применяются карточки с перечислением технологической последовательности выполнения клееного изделия. При правильной расстановке технологической последовательности выполнения должно получиться ключевое слово.
Практический метод: для лучшего усвоения материала вводного инструктажа мастер вызывает нескольких учащихся для демонстрации соединения деталей украшения.
5. Подведение итогов вводного инструктажа.
Обращается особое внимание на разбор типичных ошибок, допущенных учащимися во время актуализации опорных знаний и при выполнении практического показа.
После того, как мастер убедился в усвоении учащимися материала вводного инструктажа, им выдаются инструкционно-технологические карты для самостоятельной работы во время текущего инструктажа.
III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащихся (4 ч 23 мин).
Первый обход: проверка организации рабочих мест учащихся и соблюдение правил техники безопасности работы с инструментом.
Второй обход: проверка правильности выполнения приемов набрасывания, соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.
Третий обход: оценивание правильности выполнения работ, оказание индивидуальной помощи в случае необходимости при выполнении приема.
Четвертый обход: контроль за качеством выполнения и оценивание выполненных учебно-производственных работ. Уборка рабочих мест, контроль за сохранностью инвентаря и инструмента.
IV. Заключительный инструктаж.
Анализ выполненных учебно-производственных работ, разбор допущенных ошибок и недостатков, пути их устранения и недопущения.
Объявление оценок за выполненные учебно-производственные работы.
Домашнее задание.
Мастер производственного обучения ________________ Л.О. Шаповалова
ИГРА-ЛОТО
У Подготовка рабочего места
К Подготовка волос
РНанесение клея на прядь
А Придание пряди необходимой формы
ШПодсушивание до определенного состояния
Е Вырезание и формирование детали
Н Подготовка деталей к сбору
И Соединение деталей в украшение
Е Декорирование готового изделия
Инструкционно-технологическая карта №1
Тема программы: Изготовление постижерных изделий
Тема урока: Изготовление сложных украшений и постижерных дополнений
Цель: сформировать умения и навыки в процессе выполнения трудовых приемов. Овладеть рациональными способами и приемами выполнения постижёрных украшений.
Материально-техническое оснащение:
оборудование: рабочие столы;
инструменты: ножницы канцелярские, ножницы маникюрные;
приспособления:нитки, мононить, зажимы;
материалы: волосы (детали украшения), супер клей-гель, лак прозрачный, рассыпной блеск,.№
п/п Технологическая последовательность выполнения Фото
1 Организация рабочего места:
надеть спецодежду, вымыть руки;
подготовить инструменты, приспособления и материалы;
рассортировать готовые детали
2 Формирование бутона цветка.
Бутон формируется из трессованой не проклеенной пряди волос.
Прядь волос обвернуть вокруг указательного пальца в произвольной форме и сформировать бутон
Зафиксировать при помощи зажимов и мононити: деталь держим в левой руке, один край мононити придерживаем левой рукой, а правой рукой фиксируем у основания. 1 2 3
3 Формирование цветка.
Берем одну проклеенную деталь в форме лепестка, прикладываем к готовой середине (бутону), смотрим с какой стороны ее лучше прикрепить. Фиксируем при помощи мононити: в левой руке держим украшение, правой рукой держим мононить, скрепляем возле основания две детали вместе.
Следующую деталь прикладываем к соединенным деталям так, чтобы однадеталь немного накладывалась на другую, как лепестки цветка. Фиксируем мононитью, также как первые две детали.
Все последующие детали прикрепляются аналогично. Когда все детали скреплены, остаток мононити фиксируется при помощи суперклея.
Готовое украшение в виде цветка можно украсить веточками, стразами, блеском, тканью.
4 Заключительные работы.
Убрать рабочее место. Ф.И.О. учащегося Вводный инструктаж Текущий инструктаж Заключительный инструктаж
Актуализация опорных знаний учащихся (устный опрос) Закрепление изученного материала Тестирование (письменно) Игра «Лото» Общая оценка вводного инструктажа Первый обход.
Организация рабочего места. Второй обход.
Соблюдение правил безопасности труда. Третий обход.
Соблюдение последовательность выполнение работ с учетом ИТК. Четвертый обход.
Оценивание правельности выполненных работ, самостоятльность выполнения работ Подведение итогов вводного и текущего инструктажей.
Общая оценка за урок
1(один)балл 0,5 балла
0,5 балла
2(два)балла 0,5 балла
0,5 балла 1(один)балл 1(один)балл 5 баллов