Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение+музыка)Кто в дружбу верит горячо


Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение + музыка_____________________________________________________________________
Класс: 2 «Б»_____________________________________________________________________________________________
Тема урока: Кто в дружбу верит горячо______________________________________________________________________
Тип урока: урок «открытия» новых знаний___________________________________________________________________
Цель: познакомить с качествами проявления друга, дружбы; проанализировать поступки каждого «про себя» по отношению друг к другу__________________________________________________________________________________
Форма проведения урока: академический____________________________________________________________________
Формы работы на уроке: фронтальная_______________________________________________________________________
Средства обучения:
- Презентация Microsoft Office PowerPoint____________________________________________________________________
- проектор_______________________________________________________________________________________________
- ноутбук_______________________________________________________________________________________________
- мультфильмы__________________________________________________________________________________________
- аудиозаписи песен______________________________________________________________________________________
Используемые технологии:
- ИКТ технологиия_______________________________________________________________________________________
Этап урока Цель этапа Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся Планируемые результаты
Предметные Универсальные учебные действия
I. Организа-ционный момент Психологический и эмоциональный настрой на урок
Учитель и учащиеся садятся на стульчики, образуя круг. Личностные УУД:
- положительный настрой на урок окружающего мира.
- Ребята, давайте посмотрим друг на друга ласково и нежно. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас добрым и ласковым взглядом будет приветствовать своего товарища.
- Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Очень много бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.  Учащиеся выполняют задание, приветствуют друг друга II. Введение в тему урока Создание условий, чтоб дети сами пришли к теме урока - Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно песню! Подумайте, какие чувства у вас появились, что вы почувствовали, что вы представили. Регулятивные УУД:
- формировать основы саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности;
- умение строить монологическое контекстное высказывание.
Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг» - Скажите, так что же вы почувствовали, представили? Как у вас стало на душе?
- А теперь, ребята, чтобы понять, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы должны будете сказать слово, которого в стихотворении не хватает.
- Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
- Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы...
- Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю...
- Этим словом называются
Все, кто вместе обучаются.
Товарищи, друзья, проказники,
Конечно, это... Слушают песню
- Ответы учащихся
Приступают к игре
- Друг
- Подружки
- Помириться
- Одноклассники III. Открытие темы урока Формулировка темы урока - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Совершенно верно! Молодцы! - О друзьях, о дружбе Личностные УУД:
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение;
- аргументировать свою точку зрения;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.
IV. Беседа по теме урока Размышления на тему урока - Скажите, пожалуйста, а как вы понимаете слово «дружба»? Что это такое?
- Дружба - это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба-это улыбка друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. 
- Давайте представим, что где-то на земле есть «Остров дружбы». Как вы думаете, какой это остров: большой или маленький и т.д.?
- А почему этот остров большой? Для чего?
- А как вы думаете, если на этом острове живут и насекомые, и животные, и люди. То все они дружат между собой или нет?
- Скажите, а для чего нам друзья и дружба?
- А зачем нам нужны друзья и нужны ли они нам?
- Ребята, есть такое словосочетание «настоящий друг». Как вы думаете, что оно означает? Кто такой настоящий друг?
- Совершенно верно! - Ответы учащихся
- Это будет большой остров, очень светлый и добрый.
- Чтобы всем хватило места.
- Конечно, дружат!
- Чтобы было проще, веселее и интереснее жить.
- Конечно, нужны! Ведь именно к друзьям мы бежим за помощью и советом, друзьям мы помогаем в беде и т.д.
- Это друг верный, добрый, честный и т.д. Он никогда не бросит. Личностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
- формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речь для регуляции своей учебной деятельности;
- формирование умения вступать в диалог.
Познавательные УУД:
- преобразовывать модели для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций: сравнение, классификация.
V. Анализ произведения Понимание смысла произведения и его отношение к теме дружбы - Ребята, давайте мы с вами прочитаем отрывок из произведения «Ежик в тумане».
- Как вы думаете, что происходит с Ёжиком?
- Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком?
- Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?
- Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик?
- В тексте есть отрывок: - Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем. - А ты где? - Меня нет. - Так не бывает). - Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?
- В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?
- Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок очень разные. Почему же они вместе?
- Что случилось с Медвежонком в конце сказки?
- Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?
- Что в этом пейзаже главное?
- О чем он заставляет задуматься? Каков его смысл?
- Читают отрывок
- Он переживает за Медвежонка
- Боязнь одиночества, переживание за близкого
- Нет, так нельзя сказать
- Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без Ёжика
- Мы друг у друга есть. Ты должен быть или у меня, или у себя дома. Если тебя нет, то и меня нет
- Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес. Переверну все вверх дном, и ты отыщешься
- Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом
- Он рассердился, а, может, задумался
- Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает
- Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей
- О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно знать, что ты кому-то необходим, чувствовать поддержку кого-то, чью-то любовь, тогда и жить становится легче и есть цель в жизни, ради которой стоит жить Формирование умения понимать скрытый смысл произведения Личностные УУД:
- формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемой теме;
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи листьев и их ролей в жизни растений;
- осуществлять сравнение разных видов листьев и выдвигать вывод;
- делать умозаключения и выводы о роли листьев для растений, взаимосвязи растений с живыми существами на основе аргументации.
VI. Сопоставление песни и произведения. Сопоставление характеров героев и смысла песни Формирование умения сопоставлять текст с прослушанной песней - Послушайте песню «Ты да я, да мы с тобой». И скажите, подходит ли эта песня к нашему разобранному произведению? Формирование умения сопоставлять текст произведения и песни Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- делать умозаключения и выводы.
Звучит песня «Ты да я, да мы с тобой» (подпевают ребята) - Ребята, что вы можете сказать? Подходит эта песня к нашему произведению?
- А какой же смысл песни? - Конечно!
- Одному очень сложно прожить, нужно беречь дружбу, делать все для друга VII. Подведение итога песни и произведения Формирование умения делать выводы о сказанном ранее - Скажите, а сложно ли быть настоящим другом?
- Как вы думаете, а вы настоящие друзья? Не отвечайте мне вслух на этот вопрос. Просто подумайте про себя. Вы помогаете своему другу, заботитесь о нем, узнаете о его здоровье, когда он болеет? Если на все эти вопросы вы ответили «ДА!», то вы – настоящий друг!!! - Ответы учащихся Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
VIII. Обсуждение ситуаций Беседа на тему дружбы - А теперь давайте подумаем и разберем следующие ситуации:
- Если твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать, как ты поступишь?
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Что ты будешь делать?
- Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. Твои действия?
- Посмотрите на слайд, какие из этих слов (Грубость  искренностьЗависть  отзывчивость
Корысть  смелость
Неискренность бескорыстие
Робость  вежливость
Эгоизм доброжелательность)означают добрые качества человека?
- А какие качества нам нужно воспитывать в себе для того, чтобы быть настоящим другом?
- Как вы думаете, а существуют ли законы дружбы?
- Конечно! А еще вот есть какие законы дружбы: 1.Один за всех, и все за одного.
2.Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
3.Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.4.Помоги друзьям в беде.
5.В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
- Существует много законов дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями - Ответы учащихся
- Ответы учащихся
- Ответы учащихся
- Ответы учащихся
- Ответы учащихся
- Да. Не нужно предавать друзей Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные УУД:
- делать умозаключения и выводы.
Работа по мультфильмам Выделить из каждого фрагмента мультфильма поступки, которые делают друзья друг для друга - Посмотрите фрагменты из мультфильмов и скажите, кто здесь друзья и в чем проявляется их дружба.
1. Малыш и Карлсон (до конца фрагмент не показываю, так как долго. Закончится тем, что Карлсон помог мальчику выгнать домоуправительницу). Кто здесь друзья? Чем они помогают друг другу?
2. Винни-Пух и его друзья 9фрагмент, где ослику Иа друзья устроили хороший день рождения, и у него поднялось настроение. Кто здесь друзья? Чем они помогают друг другу? - Ответы учащихся
- Ответы учащихся Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и умение аргументировать свою точку зрения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
IX. Работа с пословицами Подобрать пословицы по теме урока - Среди перечисленных пословиц найдите те, которые подходят к теме нашего урока:
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Без хорошего труда нет плода.
- Терпенье и труд всё перетрут
- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
- Друг за друга держаться - ничего не бояться.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна. - Учащиеся выбирают нужные пословицы и объясняют свой выбор Личностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
- формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речь для регуляции своей учебной деятельности;
- формирование умения вступать в диалог.
Познавательные УУД:
- преобразовывать модели для решения учебных задач;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций: сравнение, классификация.
X. Подведение итогов урока Подвести итог всему сказанному на уроке - Скажите, о чем вы сегодня задумались на уроке?
- Как вы думаете, какого цвета дружба?
- А может быть дружба чёрного цвета?
- Да, дети, я с вами согласна. (показываю рисунок «Цветика - семицветика») Дружба похожа на цветок с разноцветными лепестками. Это необычный цветок. Как он называется?
- Верно, этот цветок обладает волшебной силой. Так как вы все учитесь в одном классе и вы все друзья, в центре этого цветочка – ваша фотография, а на каждом его листочке я предлагаю вам написать те качества, которые у вас есть в классе! И оставьте этот цветок себе в классе на память в знак вашей дружбы! - Не нужно предавать друзей, нужно самому быть надежным другом
- Учащиеся называют разные цвета
- Нет!
- Цветик-семицветик- Выполняют задание Регулятивные УУД:
- формировать основы саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности;
- умение строить монологическое контекстное высказывание.