Рабочая программа кружка внеурочной деятельности Юный физик

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Маранская средняя общеобразовательная школа имени первого председателя колхоза «Красная волна» Дмитрия Даниловича Калашникова»
_________________________________________________________________________

«Согласовано»
Руководитель ШМО
_________Яров Т.И.
«01» сентября2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
___________Халиуллина З.Ф.
«01»сентября 2014г.
«Утверждаю »
Директор школы: ________Губкина Н.А «01»сентября2014г.






Программа дополнительного образования

«Юный физик»

Для детей 13-17лет



Руководитель кружка Яров Т.И


Срок реализации 4 года

Маранка,
2014-2015 учебный год

Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности - творческая активность - предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно-деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.
Программа дополнительного образования рассчитана на обучающихся 7-11 класса, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Новизна программы. Отличительной особенностью данной образовательной программы является направленность  на формирование учебно-исследовательских навыков, различных способов деятельности  учащихся для участия в интерактивных играх.
Направленность дополнительной образовательной программы – интеллектуально-познавательная.
Дополнительная образовательная программа «Юный физик»:
- по целевому обеспечению – развитие и поддержка интереса учащихся к изучению физики;
- по технологии обучения – ИКТ, разноуровневое обучение, проблемное и поисковое обучение;
- по характеру деятельности – практические занятия, решение задач;
- по ступеням образовательной модели – средняя и старшая ступени обучения;
- по возрастным особенностям – 13 – 17 лет;
- количество учебных часов за учебный год - 42;
- количество учебных часов в неделю – 1;
- состав учебной группы – обучающиеся 7 – 11 классов
-форма занятий – беседа, практикум, экскурсия, игра.
-место проведения – кабинет физики.

Учебный физический эксперимент, физические исследования, как теоретические, так и в виде практических заданий, играют огромную роль в освоении учащимися научного метода познания. В условиях современной школы недостаточно просто давать знания и показывать опыты, необходимо вовлекать в процесс самих учащихся, тем самым, обучая их навыкам исследовательской деятельности, которая позволяет привлечь учащихся к работе с первоисточниками, проведению экспериментов и трактовке его результатов.
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Наблюдения за звездным небом и явлениями природы
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Вечера физики
Экскурсии
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.


Учебно-тематическое планирование
1 год
Тема занятия
Количество
часов

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и районной олимпиаде по физике)

5

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.
2

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе
2

Создание мультимедийных презентаций
3

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.
2

Тепловые явления. Экскурсия на котельную.
1

Решение экспериментальных и качественных задач. Подготовка к молодежному чемпионату по физике
4

Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету.
2

Средства современной связи. Экскурсия на местную АТС
1

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
2

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики
2

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом. (Вечерняя экскурсия)
1

Оптика. Занимательные опыты по оптике.
2

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.
2

Аэродинамика. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей
4

Проектная работа. (основы проектной деятельности)
4

Защита проектов. Научно – практическая конференция « Это Вы можете!»
2

Общее количество
42

2 год
Тема занятия
Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка.
1

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.
1

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
3

Решение олимпиадных задач по физике
2

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.
3

Исследование явления электромагнитной индукции.
1

Решение экспериментальных и качественных задач
1

Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностях
2

Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету.
3

Промежуточный контроль
1

Оптика. Занимательные опыты по оптике.
2

Создание электронной презентации к уроку физики
3

Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение
2

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.
2

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе
3

Средства современной связи. Экскурсия на местную АТС
2

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.
2

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики
2

Проектная работа. Изготовление действующей модели.
3

Защита проекта. Выставка работ.
1

Итоговый контроль
2

Общее количество
60


Литература
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
О.Ф.Кабардин «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
Ландау Л.Д., Китайгородский AM. Физика для всех. - М.: Наука, 1974.
Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 1992.
Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM: Физика 7-11
Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).
Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М.: Просвещение, 2002








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15