Урок по литературному чтению на тему:Поэтический родник.А.С.Пушкин «Осень»


Предмет: литературное чтение Школа: ГУ СШГ № 9
Дата: 09 .2015г. Учитель:
Класс: 3 «»класс Урок №13
Тема: Поэтический родник А.С.Пушкин «Осень». Кол-во присутствующих учеников: Кол-во отсутствующих
учеников:
Цели урока:
(обучающие, развивающие,
воспитательные,
требования ИОП) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.
Время Запланированная работа Ресурсы
Начало
урока: первые 10 мин.
урока Вызов:
Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём. Урок чтения начнём.  
Постановка целей урока  Познакомиться и проанализировать стихотворение А.С.Пушкина.  
Основная часть
урока 25 мин Осмысление: План урока
(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).
– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:
1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.
(Читает ученик.)
– Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение? (Преобладает настроение)– Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души? (Это лирическое произведение)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.
– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)
– А теперь прочитаем вслух.
(Читают 2–3 ученика.)
– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?
(Читают про себя.)
– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)
– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словомпышное, автор получает совершенно другой образ.– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.
(Ученик читает 4–8 строки)
В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.
– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)– В багрец и в золото одетые леса.– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)
(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.
Багрец – 1). Красная краска тёмного оттенка, багровая. 2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.
– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.
(Читает 2–3 ученика.)
– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)
– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.
– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.
– Прощальная краса. Вот ещё одно словосочетание.
– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)
Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.
ОКСЮМОРОН – художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например, горячий снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора, очей очарованье; прощальная краса, убогая роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую боль – А. Блок).– Вместе хором проговорим это слово: ОКСЮМОРОН.
Физкультминутка
(Исполняется под музыку.)
– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.
– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.
(Чтение учащимися про себя)
– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.
(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).
Физкультминутка Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).
– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.
Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).
– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
Вырезать осенний лист и на нём:
1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.
Итог урока Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.
1. Какие произведения называются лирическими?
а) выражающие различные мысли и чувства;б) предназначенные для постановки на сцене;в) имеющие в своей основе вымысел.
2. Какова основная мысль данного лирического произведения?
а) радость наступления осени;б) грусть осеннего увядания;в) тоска наступающей зимы.
3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.
а) наличие сложных предложений;б) наличие большого количества глаголов;в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.
4. Что такое оксюморон?
а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.
________________________________________________________________________
– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).
Подведение
итогов
урока
7-10 мин Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке:
поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.
– Спасибо за работу на уроке.