РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Юный физик на озере Байкал»(8 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2 Протокол № 1 Приказ директора
от __________ _от____________ _от__________ №____
Руководитель ШМО Председатель ШМС
_____Л.Н. Михальченко _______Т.В. Толмачева _______Т.А.Лукина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору для 8 класса
«Юный физик на озере Байкал»
Предметная область: естествознание

Разработала: Михальченко Любовь Николаевна,
учитель физики,
первая квалификационная категория

Братск 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I Статус документа
Рабочая программа курса по выбору «Юный физик на озере Байкал»
составлена на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г;
- Федерального компонента государственного стандарта;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 5»
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 5» на 2014 - 2015 учебный год;
- Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 5» на 2014 - 2015 учебный год;
- Авторской программы спецкурса «Юный физик на озере Байкал»
Михальченко Л.Н.
II Общая характеристика
Программа спецкурса «Юный физик на озере Байкал» создана педагогом МБОУ «СОШ № 5» на основе примерной программы по физике основного общего образования под редакцией В.А. Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А. Коровина. – М. Просвещение, 2010 г.; федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.
Данный курс предназначен для обучающихся 8-х классов общеобразовательных учреждений. Основа курса – практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению интеллектуального и творческого опыта обучающихся. Про озеро Байкал с давних лет ходят слухи и рассказывают легенды о невероятных миражах. Их очень часто видят исследователи и местные рыбаки в таких известных местах, как возле острова Большой Ушканий, в районе мыса Солнечный и знаменитого острова Ольхон.
Юные физики научатся объяснять эти явления уникальными природными условиями, когда в летнее время над холодным озером проходят теплые воздушные потоки и образуется резкая разница концентрации теплого и холодного воздуха.
В процессе обучения школьники познакомятся с историей озера Байкал, расширят свои представления об экспериментальном методе познания в физике, взаимосвязи теории и эксперимента, научатся выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов, что будет способствовать формированию у них экспериментальных умений. Применение компьютерного моделирования позволит учащимся выполнять исследования с помощью компьютера, значительно расширив их представления о возможностях и границах компьютерного эксперимента.
В качестве приоритетных выдвигаются следующие цели:
-заинтересовать обучающихся некоторыми физическими явлениями, повседневно совершающимися в природе;
-развитие у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, любознательность, образное и аналитическое мышление и др.;
-развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать на этой основе выводы;
-формирование и поддержание познавательного интереса к физике, раскрытие роли науки в современной цивилизации.
Задачи :
Обучающие:
-углубление и систематизация знаний учащихся;
Развивающие:
развитие способности учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал; поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной и экспериментальной деятельности;
Воспитательные:
воспитание чувства коллективизма и толерантности в общении друг с другом.
При этом основными формами обучения должны стать практические занятия по выполнению экспериментальных и исследовательских работ. Учащиеся самостоятельно ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают видеофильмы, слайды, компьютерные программы.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного.
После усвоения курса учащиеся будут :
уметь
- преодолеть затруднения в решении качественных и экспериментальных задач ;
- применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
-измерять температуру, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
-владеть экспериментальными методами исследования;
иметь навыки
- решения бытовых проблем на основе знаний законов физики;
- работы с оборудованием: амперметрами, вольтметрами, термометром, оптическими приборами;
- знать строение вещества; механические, тепловые, световые, электромагнитные явления.
Особая роль отводится применению рефлексивных заданий на каждом занятии.


III Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34 часов для обучающихся 8 классов в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5» (по 1 учебному часу в неделю), расписанием учебных занятий.
IV Описание ценностных ориентиров содержания программы
Изучение программы «Юный физик на озере Байкал» формирует личность обучающихся и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности.
Ценность человека - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность.
Ценность труда и творчества -формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность природы -в ценности физических методов исследования живой и неживой природы.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
IV Содержание программыВ основе построения содержания курса «Юный физик на озере Байкал» лежит системно-деятельностный (личностно ориентированный) подход, который предполагает:
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса социально-личностных ориентаций, включающих общекультурное и личностное развитие учащихся, понимание ценностно-нравственного значения образования; умение самостоятельно систематизировать новое знание на основе усвоенных элементов системы физических знаний;
- формирование и развитие в ходе образовательного процесса системных ориентаций (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Содержание курса, 8 класс
Тема I : Введение.
Тема II: Механические явления
Тема III: Тепловые явления.
Тема IV: Взаимодействие тел.
Тема V: Изменение агрегатных состояний вещества.
Тема VI: Волны.
Тема VII. Электрические явления.
Тема VIII. Световые явления.
Мы живем в двойственном мире, естественном и созданном человеком. Язык окружающего мира не всегда понятен. Наша жизнь, наши действия в конечном итоге зависят от наших знаний о мире, возможности понимать его законы. Без физики здесь не обойтись. Только наука физика накопила множество полезных сведений и эффективных методов узнавания нового. Поэтому физические методики изучения мира имеют универсальную ценность. Настоящая физика –наука всегда живая, она вокруг нас. А так как каждый из нас хоть однажды был на озере Байкал, данный спецкурс поможет раскрыть универсальные способности: умение наблюдать и видеть главное, размышлять и строить гипотезы, изобретать способы и методы их опытной проверки, уметь анализировать происходящее и делать выводы.
Для обучающихся очень полезно накопить собственные наблюдения над физическими явлениями природы. Нельзя основывать преподавание физики на одних классных опытах и книжных описаниях; это значило бы крайне обеднять содержание столь объемлющей науки как физика. К тому же, привычка вдумчиво и внимательно относиться к явлениям, происходящим вокруг нас в природе, воспитывает наблюдательность.
Данный спецкурс посвящен практической физике. Традиционные представления о сложности физики вполне обоснованы, но используя спираль познания: наблюдение - эксперимент – моделирование – эксперимент-…можно научиться понимать физику.
Переходя от простых экспериментальных заданий к более сложным, а затем к наблюдению реальных процессов, обучающиеся получат возможность постепенного формирования универсальной способности работать с разными информационными потоками, извлекать из них достоверные знания.
Независимо от количества и глубины проведенных исследований любой ученик получит возможность разделить радость познания неизведанного, развить универсальные способности человека, которые останутся востребованными на всю жизнь.
V Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса по выбору предполагается достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;- формирование уважительного отношения к иному мнению;-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;- развитие самостоятельности;- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций .
Метапредметные:
- освоение способами решения задач творческого и поискового характера;- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, википедии, энциклопедиях;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации. - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения задач.
 Предметные:
-  умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
-умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  - умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Предполагается формирование универсальных учебных действий
Познавательные
Обучающиеся овладевают адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретают опыт выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Регулятивные
Умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
Коммуникативные
Допускать возможность существования у детей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Способы оценивания уровня достижений обучающихся.
Предметом диагностики и контроля в курсе «Юный физик на Байкале» обучающихся являются созданные ими образовательные маршруты, планы рефератов, библиографические списки, глоссарии, рецензии, аннотации, компьютерные презентации и исследовательские и экспериментальные работы, а также их внутренние личностные качества (способы деятельности, знания и умения), которые относятся и к задачам курса.
Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:
текущий самоанализ и самооценка, выполненных заданий;
итоговый контроль: презентация обучающимися исследовательских работ на школьной научно-практической конференции или других интеллектуальных конкурсах.

VI Календарно-тематическое планирование
Календар-
ные сроки № п/п Темы уроков Планируемые результаты Возможные виды деятельности учащихся Возможные формы контроля
Освоение предметных знаний (базовые понятия) Универсальные учебные действия 1. Введение Предметно – ориентированные компетенции
Знать: понятие легкий газ, методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
иметь представление о постановке, классификации, приемах и методах решения экспериментальных и экологических задач
Уметь: быстро улавливать физическое содержание задачи, ее познавательный характер, приводить примеры:
физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники, по фотографиям определять горные породы и минералы.
Личностные:
Развитие учебно-познавательного интереса к материалу.
Регулятивные УУД:
умение предвидеть возможные результаты своих действий: вленияческие явлениясостояний веществаого стандарта основного общего образования по физикепостановка цели, планирование
Познавательные УУД:
умение использовать для познания окружающего мира такого естественнонаучного метода как моделирование
Коммуникативные УУД:
владение монологической и диалогической речью.
способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
Самостоятельные исследования ф/э «Изучение коллекции минералов, горных пород»
2-7 Механические явления Предметно – ориентированные компетенции
Знать: условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (v), масса (m),единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы: спидометр, рычажные весы, относительность механического движения;
применение законов механики в технике.
Уметь: объяснять почему трудно ходить по рыхлому песку, по болоту,
Описывать наблюдаемые механические явления.
Применять:
знания по механике к анализу и объяснению явлений природы. Работа в группах, индивидуальные задания, работа с презентацией на компьютере, защита и обсуждение результатов эксперимента ф/э «Наблюдение процесса роста кристаллов из раствора»
ф/э «Раскалывание кристаллических и аморфных тел»
8-10 Тепловые явления Предметно – ориентированные компетенции
Знать: понятия: внутренняя энергия; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты; способы изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи Уметь: обнаружить крахмал, выдвигать гипотезы. интерпретировать результаты эксперимента,
Личностные:
Самостоятельно приобретать новые знания, проявлять познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
Познавательные:
владеть рядом общих приёмов решения экспериментальных задач;
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание;
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Работа в парах, индивидуальные задания, самостоятельное исследование Пр/р «Наблюдение диффузии и осмоса»
Пр/р «Обнаружение крахмала»
Выращивание кристалла
11-13 Взаимодействие тел Предметно – ориентированные компетенции
Знать: понятие «устьица»,
Работа со справочной литературой, википедией, энциклопедией 14-18 Изменение агрегатных состояний вещества Предметно – ориентированные компетенции
Знать , что роса не падает, а садится;
применение тепловых процессов.
Уметь описывать результаты наблюдений, выполнять измерения, обсуждать результаты эксперимента и участвовать в дискуссии, самостоятельно
приобретать знания Личностные:
Развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог;
Регулятивные УУД:
составление плана действий.
Работа в парах, индивидуальные задания ф/э «Измерение коэффициента поверхностного натяжения водыс помощью двух стеклянных пластинок»
19-24 Волны Предметно – ориентированные компетенции
Знать роль эксперимента в познании, влияние звуков природы на организм человека; виды волн и звуков, их характеристики; голосовые аппараты живых существ.
Уметь слушать природу и различать чистоту звуков аудиально, строить план исследования, описывать механизм явления, ориентироваться в мире профессий, понимать, что будущее связано с окружающим миром Личностные:
Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу.
Регулятивные УУД:
умение предвидеть возможные результаты своих действий: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Познавательные УУД:
умение использовать для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование; умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, теории;овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Коммуникативные УУД:
владение монологической и диалогической речью.
способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации
Работа в парах, индивидуальные задания, исследовательский характер деятельности. Наблюдение волн на воде
25-28 Электрические явления Предметно – ориентированные компетенции
Знать факт существования электрических процессов в живых организмах, практическое применение электроприборов
Уметь объяснять назначение громоотвода, электрические ритмы растений
Личностные:
формированию ценностных отношений друг к другу, к учению;
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
договариваться о совместной деятельности;. Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Работа в парах, индивидуальные задания ф/э «Наблюдение электропроводности воды»
29- 34 Световые явления Предметно – ориентированные компетенции
Знать явление «зеленый луч», законы отражения и преломления света. Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
Уметь объяснять миражи, образование радуги, ее цвета; изменение размеров Солнца при восходе и заходе; отбрасывают ли тень облака, высоко летящие птицы, почему озеро издали блестит, а вблизи нет, решать качественные и экспериментальные задачи на законы отражения и преломления света.
Личностные:
Развитие учебно-познавательного интереса к материалу.
Регулятивные УУД:
оценка своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий: постановка цели, планирование
Познавательные УУД:
овладение адекватными способами решения качественных и экспериментальных задач;
Коммуникативные УУД:
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Работа в парах, индивидуальные задания Подготовка презентаций, компьютерное моделирование
Хронограф
1 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Введение Введение Дорога к озеру.
ф/э «Изучение коллекции минералов, горных пород» 1
2 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Физика на каждом шагу
ф/э «Наблюдение процесса роста кристаллов из раствора» 1
3 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Интересные и необычные наблюдения
ф/э «Раскалывание кристаллических и аморфных тел» 1
4 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Загадочные явления Байкала 1
5 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Ходьба по песку. Вверх по уклону. Прыжки вверх 1
6 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Движение по кругу 1
7 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Механические явления Механические явления Лошадиная сила и работа лошади 1
8 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Тепловые явления Тепловые явления У костра
Пр/р «Наблюдение диффузии и осмоса» 1
9 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Тепловые явления Тепловые явления Чаепитие по законам физики
Русская баня и чай 1
10 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Тепловые явления Тепловые явления Эксперимент за чайным столом
Пр/р «Обнаружение крахмала» 1
11 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Взаимодействие тел Атмосферное давление Богатырское дуновение 1
12 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Взаимодействие тел Атмосферное давление Давление ветра 1
13 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Взаимодействие тел Атмосферное давление Старинные опыты с безвоздушным пространством 1
14 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Изменение агрегатных состояний вещества Изменение агрегатных состояний вещества Загадки простой воды. Роса и солнечный свет. Оптические эффекты на капельках воды. 1
15 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Изменение агрегатных состояний вещества Изменение агрегатных состояний вещества В лодке. Лунные и солнечные дорожки на поверхности воды. 1
16 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Изменение агрегатных состояний вещества Изменение агрегатных состояний вещества Водоизмещение. Сухим из воды 1
17 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Изменение агрегатных состояний вещества Изменение агрегатных состояний вещества Человек под водой 1
18 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Изменение агрегатных состояний вещества Поверхностное натяжение « Механизм» водомерки. Капилляры у растений и животных.
ф/э «Измерение коэффициента поверхностного натяжения водыс помощью двух стеклянных пластинок» 1
19 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Волны Волны и качка. 1
20 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Волны Волны на воде. Откуда на Земле взялась вода?
1
21 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Волны Волны на хлебном поле 1
22 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Звук Как бежит звук 1
23 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Звук Лесной шум 1
24 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Волны Звук Эхо. Акустические явления 1
25 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Электрические явления Электрические явления Грозы и зарницы.
ф/э «Наблюдение электропроводности воды» 1
26 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Электрические явления Электрические явления Наэлектризованные люди 1
27 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Электрические явления Электрические явления Кошачье электричество 1
28 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Электрические явления Электрические явления Искры из пальцев 1
29 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Тени. 1
30 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Радуга и дождь. 1
31 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Зрительные обманы в природе 1
32 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Загадки нашего зрения. Сигнальные огни маяков, бакенов, самолетов. 1
33 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Закат Солнца. Наблюдение мерцания звезд. 1
34 Юный физик на озере Байкал.
Л.Н.Михальченко8 Световые явления Световые явления Физика от зари до зари 1
VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Л.Э.Генденштейн , Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат Решения ключевых задач по физике для основной школы, 7-9 классы, ИЛЕКСА, Москва, 2013
20 самых необычных природных явлений xage.ru 20-samyih-neobyichnyih…yavlenij/
В.И.Шелест Физика в вопросах и ответах Ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников, Новосибирск, 2009
Источники из Интернета
http://class-fizika.narod.ru/9_18.htm
Я.И.Перельман, Занимательная физика “Наука”,1994
А.В.Сорокин Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006г.
С.Волков По Байкалу. Издательство: АСТ, 2010 г.
в/ф Легенды Великого озера.
А.К.Тулохонов. Байкал: природа и люди. Энциклопедический справочник ЭКОС, 2009г.