Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов Зимующие и перелетные птицы


«Перелетные птицы»
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие», развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Образовательная область:
— познавательное развитие;
— социально-коммуникативное развитие;
— речевое развитие.
Задачи:
Обучающие:
— Расширить знания детей о птицах.
— Закрепить знания о перелетных птицах.
— Закрепить обобщающие понятия.
— Обучать развернутому высказыванию.
— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
— Наглядные;
— Словесные;
— Игротерапия;
— ИКТ.
Словарь:
Активизировать в речи детей следующие слова: перелет- стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
— Плакат с изображением природы, перелетных птиц.
— Мультимедийная установка;
— Презентация по теме: «Перелетные птицы»;
— Угощения для детей (конфеты «Ласточка») ;— Шапочки для детей с героями сценки.
Ход занятия.Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
Сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
И деревья блистают
В разноцветном уборе.
(«Осень. » К. Бальмонт) Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».
Птиц на земле около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях.
Воспитатель. Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места? (перелетные птицы)
Кулешов С.
Загадки:
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это (Соловей)
Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
Сценка “Заботливая”
Арина: - Что же ты плачешь, Мухоловочка? Бедненькая.
Ксюша: - Как же мне, Кукушечка, не плакать. Было у меня пять яичек. Осталось четыре. Сойка одно яичко утащила.
Арина: - Ах, душегубка. Ах, негодница. Ах, мерзавка! Не плачь мухоловочка. Я помогу твоему горю. Я тебе свое яичко положу.
Ксюша: - Нет, нет, нет. Прошлое лето одна кукушка помогла вот так же мне, так я всех своих деток лишилась. Вылупился кукушонок – злодей и всех моих деток из гнезда выкинул. Знаю я тебя помощницу, пролетай, пролетай.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне скачет,
А зовется птица (Грач)
Он живет на крыше дома-
Это старый наш знакомый:
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Сценка «Ворона и Ласточка»
Лесовичок – Саша К.
Ворона – Эмма М.
Ласточка – Анжелика Д.
Лесовичок. Ребята, смотрите – на ветке березы  сидят две птицы. Вы узнали их?
Ворона. Здравствуй, милочка! Давно я уже за тобой наблюдаю. Что-то ты стала сама не своя: суетишься, куда-то собираешься?
Ласточка. Как! Разве ты, тетушка ворона, не знаешь? Мы собираемся улетать в теплые страны. Ведь не за горами зима, холод, голод.
Ворона. Заграница – все знакомые там лица. Знаю: Африка, Австралия, Америка.
А нас и здесь неплохо кормят. Отыскиваем корм около жилья человека, иногда, если посчастливится, полакомимся почками, семенами, плодами кустарников и трав.
Ладно, что я все о себе, да о себе… Ласточка, голубушка, расскажи, откуда птицы берут силы для трудных путешествий?
Ласточка. Птицы способны в короткий срок накапливать в своем теле жиры. Некоторые из них набирают перед отлетом столько жира, сколько весят сами! Если в пути не случится ничего, его должно хватить на весь перелет. Также большую роль играет запас воды в организме.
Ворона. Значит, силы берутся от запаса воды в организме. Слушай, меня  давно мучает вопрос: «Как вы определяете дорогу своих путешествий? Билеты через компьютер бронируете?»
Ласточка. Нет! Что ты! Птицы сохраняют воспоминания о проделанном пути под руководством старых опытных птиц. Помогают земные запахи, звуки.
Ворона. Да, интересные вы существа. А вот мне известно, что и  дорогу домой можете найти. Слыхала, что скворцы могут по нескольку лет подряд гнездиться в одном и том же скворечнике. Есть у меня один друг – стриж, так он уже 17 лет возвращается в одно и то же гнездо. Представляешь! А на меня еще ни разу не взглянул.
Ласточка. Ладно, не расстраивайся! Ты знаешь, что для аистов и хищных птиц, живущих гораздо дольше скворцов и стрижей, использование в течение 10–15 лет одного и того же гнезда – дело обычное.
Ворона. Слушай, Ласточка, открой мне одну птичью загадку: как вы определяете время начала перелета?
Ласточка. Осенняя пора, уменьшение дня, удлинение ночи…
Ворона. Ну, это понятно! А как птицы, которые живут в тропиках, где погода всегда одинакова, определяют, что у нас наступает весна? 
Ласточка. Это большая загадка и для ученых, но, видимо, птичьи биологические часы позволяют птицам вести счет дням и месяцам.
Ворона. Да, спасибо тебе, что рассказала столько интересного.
Ласточка. Счастливо, мне пора. Перелет – тяжелый и сложный этап в жизни птиц. Он требует от них полной отдачи сил, умений, таланта.
- Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Перелетные птицы (грачи, ласточки, аисты, соловьи, кукушки, чижи; скворцы; белая трясогузка; черные стрижи) .- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Сценка «осенние разговоры»
Черепаха – Даня
Улитка – ДжамалЛягушка – Саша Колпаков
Ворон – Денис М.
Заяц – Алеша Т.
Черепаха.
Слышишь, улитка?
В дальние страны
Ветер уносит птиц караваны.
Видишь их? Взмыли они в небеса.
Тихими станут наши леса.
Как хорошо нам без их трескотниВ долгие ночи, зимние дни!
Что ж ты, Улитка? Что ты молчишь?
Спряталась в домик. О чем ты грустишь?
Улитка.
Нет, Черепаха, зимою и летом
Я не скучаю в домике этом.
Скромно живу и не знаю, бывает,
Кто улетает, а кто прилетает.
Что ж тут грустить? Но другие иначе…
Слышишь, Лягушка об Аисте плачет?
Лягушка.
Вот насмешили! Вот чудаки!
Аист меня сторожил у реки.
Он улетел, и, скажу вам, друзья,
Только теперь успокоилась я.
Квакаю громко и не боюсь,
Что у него в животе окажусь.
Слышите, каркает Ворон на ели?
Ворон жалеет, что все улетели.
Ворон.
Мне ли жалеть? Мне ли плакать о том?
Здесь я остался лучшим певцом.
Слушайте дивную песню мою.
Сладок мой голос, когда я пою.
Заяц.
Ворон, эх, Ворон! Что каркаешь в чаще?
Певчие птицы нам пели послаще.
Только они улетели на юг,
Голо и тихо стало вокруг.

Грустная осень пришла на поля,
Снегом покроется наша земля.
Лес золотой осыпает листву.
Я одиноко и скучно живу.
Птицы! Прошу, возвращайтесь скорей,
С вашими песнями станет теплей.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Не забывайте, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их должны беречь и охранять .
Все наши перелетные птицы улетели, но чтобы вы их не забыли до весны, они передали вам угощение с названием перелетной птицы «Ласточки».