Конспект интегрированного занятия для детей 7 лет на тему Перелетные птицы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 311
городского округа Самара
443042, г. Самара, ул. Белорусская, дом 105-А, тел. 221-28-30 План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Прилёт птиц»
Автор:
Румянцева Ирина Александровна, воспитатель высшей категории
Списочный состав группы– 22 ребёнка,
Тема недели:«Пришла весна – отворяй ворота»
Цель: Расширение представлений у детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.Интеграция образовательных областей:
Коммуникация (развитие речи); продуктивная деятельность (ручной труд); музыкально-художественная деятельность; чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность.
Задачи:
Закреплять знания у детей о сезонных изменениях с приходом весны.
Развивать у детей связную речь, , логическое мышление.
Закреплять чёткое произношение звуков в самостоятельной речи детей, разных речевых структурах.
Развивать тонкую и общую моторику рук детей, умение сгибать бумагу способом оригами
Продолжать знакомить детей с классическими музыкальными произведениями. Воспитывать интерес к классической музыке.
Воспитывать бережное отношение к природе, нравственные чувства (дружбы, взаимопомощи).
Материалы и оборудование
Демонстрационный: Коробка; скворечник; телевизор; ветки с листочкам; мяч; 2 конверта с карточками, на которых изображены зимующие и перелётные птицы; мольберт; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»; макет дерева.^Раздаточный материал:Цветная бумага черного и белого цвета, ножницы, простые карандаши, клей, клеёнки, кисточки и салфетки по количеству детей. Предварительная работа:
С детьми С родителями Педагог
Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций и картины «Грачи прилетели». Подборка книг, иллюстраций о птицах Подборка книг, иллюстраций о птицах
Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, проведение пальчиковой гимнастики «Грачи». Подбор загадок для альбома «Загадки о птицах» Подборка материала: рассказы, сказки о птицах
Разучивание с детьми стихотворений о весне. Повторение стихов о весне Разучивание с детьми стихотворений о весне.
Наблюдение за птицами на участке, подвижные игры: «Птицелов», «Улетают – не улетают»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний».  Подготовка атрибутов к занятию: Почтовый ящик, дерево. Подготовка презентации
Совместная работа детей и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Совместная работа детей и родителей по изготовлению кормушек для птиц. Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная Согласование имён существительных и имён прилагательных в роде числе и падеже.
Подбор родственных слов, определений.
Подбор слов, начинающихся на определённый звук.
Музыкально-художественная Повторение хоровода «Веснянка».
Слушание отрывка из произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка»
Восприятие художественной литературы Загадывание загадок о птицах.
Чтение стихов о весне.
Познавательно-исследовательская Беседа о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Продуктивная Рассматривание карты-схемы.
Самостоятельная работа детей по изготовлению «Грача» в технике оригами.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Сюрпризный момент. Воспитатель разговаривает по телефону, говорит, что нам принесли посылку.
Заносит посылку.
Воспитатель читает загадку:
«Новоселье у скворца
Он ликует без конца,
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы … скворечник.
В. задаёт вопросы:
- Из чего он сделан?
- Для чего эта перекладина?
- Как вы думаете, скворцу в нём будет удобно?
- А хотите узнать, кто смастерил скворечник?
Дети рассматривают посылку, обнаруживают записку с загадкой.
Дети отгадывают загадку. Достают из посылки скворечник, рассматривают его, отвечают на вопросы. Привлечь внимание детей.
2. Просмотр видео.
В. предлагает дома с родителями изготовить скворечник. Дети садятся на скамейки и смотрят видео по телевизору. Вызвать интерес детей.
3. «Кто пришёл к нам тихо, тихо?
Ну конечно не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел, (показать на ветку с листочками)
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла… Весна.
В. предлагает встретить приход Весны хороводом «Веснянка» Дети встают в круг и танцуют хоровод «Веснянка» Смена деятельности детей.
4. Педагог даёт задания по развитию речи:
- Найдите слова родственные к слову «Весна».
- А какая бывает весна?
- О чём можно сказать «весенний»?
- О чём можно сказать «весенняя?
- О чём можно сказать
«весеннее»? Дети выполняют задания:
- Весенняя, веснушка, веснянка.
- Тёплая, красивая, добрая, ранняя.
- День, дождь, сад, ручеек.
- Капель, вода, трава, лужа, проталина, сосулька.
- Солнце, облако, небо, утро. Закрепление чёткого произношение звуков в самостоятельной речи детей, разных речевых структурах
5. Игры с мячом:
- продолжи фразу: «У меня одна сосулька, а у тебя пять сосулек» и т.д.
- назови признак прихода весны. Дети образуют слова в родительном падеже множественного числа, называют признаки прихода весны. Закрепление умения образовывать слова в родительном падеже множественного числа, знание признаков прихода весны.
6. Воспитатель предлагает детям рассказать почему некоторых птиц называют перелётными, почему на зиму они улетают в теплые края.
Педагог загадывает загадки о перелётных птицах: скворец, жаворонок, соловей, аист, ласточка, грач. После каждой отгадки показывает изображение птицы на экране телевизора, сообщает интересные факты о данной птице. После загадки о жаворонке даёт прослушать отрывок из произведения П.И. Чайковского «Песня жаворонка» Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отгадывают загадки, рассматривают изображение птиц, прослушивают их голоса и музыкальное произведение. Расширение представлений у детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Знакомство с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Песня жаворонка». Воспитание интереса к классической музыке.

7. Педагог предлагает детям разделиться на 3 команды и проводит игры в кругу: «Найди перелётных птиц»;
«Название каких птиц начинается на звук с»;
Игра-шутка «Прилетели птицы».
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Подводится итог.
Дети делятся на три команды. Каждая получает конверт с карточками, на которых изображены разные птицы. Выбирают только перелётных.
Дети называют птиц, название которых начинается на определённую букву.
Дети хлопают в ладоши, если слышат неправильное слово. Смена деятельности детей.
Закрепление знания названий и внешнего вида перелётных птиц.
Формирование навыка подбора слов на определённый звук.
8. - Какую картину, посвящённую возвращению грачей из тёплых стран вы знаете? Кто написал эту картину?
Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
- Скажите, какое время года изображено на картине?
- Почему вы так решили?
- Что изображено в центре картины?
- Где сидят грачи?
- А как художнику удалось передать движение в картине?
- «Грачи прилетели».
- А. Саврасов.
Дети отвечают на вопросы воспитателя. Закрепление названия картины «Грачи прилетели» и её автора.
Развитие связной речи детей, умения отвечать на вопросы полным предложением.
9. Воспитатель спрашивает:
- Ребята, расскажите мне, как выглядят грачи? Дети отвечают полными предложениями, что у грача овальное туловище, круглая голова, длинный, острый клюв, хвост, два крыла, две лапы, глаза).Развитие связной речи детей, умения отвечать на вопросы полным предложением.
10. Педагог показывает пооперационную карту. Дети разбирают последовательность и приёмы складывания бумажного листа.
Формирование умения читать схему.
11. Разминка:
«На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога
Старший грач прикрикнул строго:
«За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши чёрные грачи
Птицы работящие!»
Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены – это голова птицы, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.
Сжимать и разжимать кулаки.
Погрозить указательным пальцем сначала одной руки, затем другой.
Хлопать в ладоши. Постучать кулаками по столу.
Большой палец каждой руки вверх, остальные сжаты в кулак. Развитие тонкой и общей моторики рук детей.
12. Педагог предлагает детям изготовить фигурку грача в технике оригами. (Включается спокойная музыка или звуки природы) Работа детей по показу в технике оригами. Закрепление умения детей сгибать бумагу способом оригами. Развитие самостоятельности.
13. - Молодцы, ребята! Грачевник получился, как настоящий! Я даже слышу голоса ваших грачей. (Включается запись с голосами птиц). Они очень рады, что нашли свои гнёзда.
По окончании работы дети сажают птиц на дерево.
Воспитание бережного отношение к природе, гордости за проделанную работу.
Литература:
Морозова Г.В. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты комплексных занятий с использованием приёмов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы. – М: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2010
 Мудрова А. И. «Золотая книга игр для детей». - М.: Центрполиграф, 2011г.
Ушакова О.С. «Придумай слово» Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.