Характеристика группы, учащихся 2 класса с диагнозом «Нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием »

Характеристика группы, учащихся 2 класса с диагнозом
«Нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием »
Группа состоит из трех человек:
Немцуров Саша
Немцуров Сережа
Немцуров Петя
Из анамнеза:
Наследственность не отягощенная.
Все логопаты перенесли до года инфекционное заболевание.
Раннее речевое развитие не отставало от нормы. Фразовая речь появилась у всех детей на 2 году жизни.
У детей данной группы в семье двуязычие, дома говорят на цыганском языке.
Состояние артикуляции и звукопроизношения.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений, подвижность языка и переключаемость в пределах нормы, объем движений достаточный.
У всех логопатов данной группы звукопроизношение в норме.
Состояние фонематического слуха.
У всех логопатов данной группы снижен фонематический слух.
Логопаты изолированно различают все звуки, но на фоне слога и слова не дифференцируют оппозиционные согласные: в – ф, с-ц,
Определить правильно количество слогов в заданных словах, не смог ни один учащийся данной группы.
Сформированность фонематического анализа и синтеза
У всех логопатов навыки фонематического анализа и синтеза сформированы недостаточно. Определить правильно количество звуков в слове не смог не один ребенок. В звуковом анализе 5 звучного слова дети пропускали звуки.
При воспроизведении предложений дети допускают многочисленные ошибки:
перестановку слогов;
искажение слов и т. д.
Состояние словаря
Словарь ограничен реалиями обиходно - бытовой тематики. Наполняемость лексических единиц недостаточная. Обобщающие понятие дают простые, обобщающих понятий типа - профессии и водоемы дают не все. У логопатов достаточное количество слов, относящихся к прилагательным и глаголам. Учащиеся не понимают значение некоторых слов, близкие по значению слова дифференцируют.
Состояние грамматического строя речи.
Грамматический строй сформирован без грубых нарушений. В речи встречаются аграмматизмы. Дети не всегда правильно умеют образовывать множественное число от многих существительных. В некоторых случаях не правильно образовывают слова с уменьшительно – ласкательным значением.
Дети данной группы правильно понимают значение всех предлогов, но в речи сложные предлоги заменяют простыми.
Сформированность связной речи.
Все логопаты данной группы смогли составить рассказ по предложенной картинке, но при составлении дети использовали простые нераспространенные предложения.
Чтение.
У всех логопатов данной группы слоговой способ чтения. Дети читают уверенно, прочитанное понимают.



Письмо.
Учащиеся данной группы допустили ряд ошибок:
Смешение границ предложения;
слитное написание предлогов со словами;
написание собственных имен с маленькой буквы;
пропуски букв и слогов;
нарушение смягчения;
смешение букв по кинетическому сходству: ш-щ, б-д;
смешение по артикуляционному сходству: з-с, б-п.
Психологические особенности.
Дети данной группы характеризуются:
Неустойчивостью внимания.
Быстрой утомляемостью.
Недостаточной способностью к запоминанию словесного материала.
У данной группы учащихся снижена учебная мотивация.
Основные направления работы
Формирование фонематического слуха.
Учить дифференцировать оппозиционные согласные: т, т* - д, д*, к, к* - г, г*, в, в* - ф, ф*, с-ц, с*-ц, изолированно, на уровне слога, слова, фразы, предложения и текста.
Учить дифференцировать согласные по твердости и мягкости изолированно, на уровне слога, слова, фразы, предложения и текста.
Учить дифференцировать гласные первого и второго ряда изолированно, на уровне слога, слова, фразы, предложения и текста.
Формирование фонематического анализа и синтеза
Учить определять количество и последовательность слов в предложении.
Учить определять последовательность и количество слогов слове.
Учить выделять заданный звук и определять его местоположения в слове.
Учить определять количество звуков в слове.
Учить определять порядок звуков в слове.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Уточнение значение простых и сложных предлогов, научить правильно использовать их в самостоятельной речи и в различных учебных моментах.
Формирование связной речи:
развивать навыки построения связного высказывания, учить планировать собственное развернутое высказывание;
Учить правильно подбирать лексический материал подходящий по смыслу для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
Формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям и к обучению в целом;
Развивать словесно-логическое мышление, память;
Работать над устойчивостью, объемом, концентрацией внимания;
Способствовать развитию произвольности общения.



13PAGE 15


13PAGE 14215