Модель внутренней системы оценки качества образования МБОУ Лицей г.Абдулино


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ГОРОДА АБДУЛИНО»

461742, Оренбургская обл., г.Абдулино, ул.Школьная, д.35
тел.(35355)2-83-22, факс (35355)2-84-57, e-mail: 12_ou06@mail.ruМодель внутренней (школьной) системы оценки качества образования.

В современных социокультурных условиях Рооссии действенность развития системы школьного образования в значительной степени определяется тем,насколько эффективно осуществляется управление всеми её звеньями.
Главными объектами в образовательной организации выступают учебный и воспитательный процессы, протекающие как на учебных занятиях, так и в системе дополнительного образования.
Система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
 Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования на всех уровнях и, прежде всего, на уровне образовательной организации. Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект, который рассматривает модель оценки качества образования  как систему, включающую организацию образовательного процесса, материально – техническое и научно – методическое обеспечение, управленческие аспекты и систему мониторинга качества образования в лицее г Абдулино.
ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно, необходимы дополнительные данные.
Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа той или иной ОО, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом. Цель образовательного процесса в общем виде можно сформировать так: получение каждым ребёнком востребованного им (не ниже стандарта качественного образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. В связи с этим проблема поиска путей повышения качества образования приобретает первостепенное значение. Решение этой проблемы многоаспектно. Оно требует синтеза научных переработок не только в педагогике и психологии, но и теории управления. Одним из путей решения данной проблемы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы.
Исходя из этого, считаем необходимым реализацию основной цели управленческой деятельности:
осуществление системного подхода к управлению качеством образования в ОО через создание условий для развития этой системы, позволяющих переводить её на более высокий уровень.
Задачи:
преобразование системы информационно- аналитической деятельности как основного инструмента управления;
совершенствование локальных нормативно- правовых документов как средство перехода к управленческим технологиям делегирования, прозрачности и ответственности:
повышенине теорического уровня и педагогического мастерства учителей через оптимизацию методической работы в лицее;
осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Необходимо построить школу равных возможностей. В лицее обучается смешанный контингент учащихся, среди них есть способные и обычные дети.
В современных условиях интенсивного поиска новых путей развития образовательная организация принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую, доминирующую.
Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования,его соответствия потребностям общества, государства и личности.
Лицей

Методическая служба Психолого-медико-социальная служба Центр воспитательной работы Олимпиадный центр

Образовательный процесс
Факультативы Кружки Уроки Курсы по выбору НОУ

Обучающиеся

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель построения ВСОКО (внутренней (школьной) системы оценки качества образования):
создание школьной системы - качества предоставляемых образовательных услуг;
формирование прозрачной, объективной и независимой картины результатов обучения;
Элементы ВСОКО:
Качество условий образования
мониторинг и оценка деятельности педагогического состава;
мониторинг дополнительных образовательных услуг;
мониторинг материально- технического и финансового обеспечения;
мониторинг удовлетворённости условиями учёбно- воспитательного процесса
2. Качество процесса и содержания образования
организация образовательного процесса;
используемые средства и методы обучения и воспитания;
качество используемой учебной литературы;
формы организации обучения;
формы организации внеурочной работы
3.Качество результатов образования:
система оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
мониторинг в 4,7 ,8,9,11 классах (независимое оценивание);
предметные олимпиады;
мониторинг уровня воспитанности школьников;
мониторинг здоровья (физического и психологического) школьников;
конкурсные мероприятия (творческие и интеллектуальные);
спортивные соревнования.
Участники мониторинга
Педагоги, учебно - вспомогательный персонал.
Обучающиеся и воспитанники.
Родители (лица, их заменяющие).
Исполнители
Администрация.
Педагог- психолог.
Руководители МО и творческих лабораторий
Медицинский работник.
Итоги мониторинга становятся предметом обсуждения на педагогических советах, методических объединениях, классных и родительских собраниях.
Исходя из определения понятия «качество образования» в ОО сложилось модельное представление лицея:
Модельное представление лицея

Представленная модель определяет образование как взаимодействие двух неразрывно связанных процессов: обучения и воспитания..Поэтому, говоря о качестве образования, мы имеем в виду не только знания,умения и навыки,но и определённую социальную зрелость выпускника начальной школы, основной , средней школы, уровень развития индивидуальных способностей обучающихся.Обучающиеся должны не просто получать знания, но и удовлетворять свои природные,социальные и духовные потребности, подготовив себя к дальнейшему обучению во взрослой жизни.
Исходя из этого, в лицее создана модель выпускника, ориентирующая на конечный результат обучения и воспитания, и модель личности педагога:
Модель выпускника
Для себя:
Реализация индивидуальных способностей;
самоопределение Творчески развитая личность Для общества:
достаточный уровень воспитанности;
умение жить и работать в коллективе

Для государства:
- достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения образования;
- сформированность общеучебных умений
Модель личности педагога.
Принимает гуманистические ценности,как личностно-профессиональные, имеет гуманистическую позицию.
Обладает положительной «Я- концепцией».
Способен к саморазвитию и творчеству.
Владеет технологиями и методиками субъет-субъективного взаимодействия.
Обладст способностями эмпатии, перцепции, креативными,коммуникативными и организаторскими способностями.
Ему присущи духовность, любовь к детям,терпимость.
Модель определяет систему оценки результативности учебного процесса.Эта система включает следующие параметры:
обученность;
обучаемость;
уровень сформированности универсальных учебных действий
уровень развития рефлексивных навыков учащихся;
уровень сформированности мотивов учения;
уровень воспитанности учащихся и социальной зрелости выпускников;
уровень удовлетворённости школьной жизнью родителей, учащихся и учителей.
  Технология оценки качества образовательных достижений  обучающихся лицея
Оценка индивидуальных образовательных достижений строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает мониторинг качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно-ориентированных контрольных измерительных материалов.
Под образовательными  достижениями  обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:
Общеобразовательные достижения.
Ключевые компетенции (Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.
Социально-личностные характеристики.
Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей. 
Оценка общеобразовательных достижений
показатели обученности по отдельным предметам;
динамика образовательных достижений;
сформированность общеучебных умений;
сформированность коммуникативных умений;
сформированность познавательных интересов;
установки и ценностные ориентации;
профессиональное самоопределение.
Оценка ключевых компетенций
Инструментальные компетенции,  которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
способность к анализу и  синтезу;
способность к организации и планированию;
базовые знания в различных областях;
тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
знание второго языка;
элементарные навыки работы с компьютером;
навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
решение проблем;
принятие решений.
 Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:
способность к  критике и самокритике;
способность к работе в команде;
навыки межличностных  отношений;
способность работать в междисциплинарной команде;
способность общаться со специалистами из других областей;
способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
способность работать в международной среде;
приверженность этическим ценностям.
 Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.
способность применять знания на практике;
исследовательские навыки;
способность учиться;
способность адаптироваться к новым ситуациям;
креативность;
лидерство;
понимание культур и обычаев других стран;
способность работать самостоятельно;
разработка и управление проектами;
инициативность и предпринимательский дух;
забота о качестве;
стремление к успеху.
 Оценка социально – личностных достижений
нормативность поведения;
уровень воспитанности;
уровень общей образованности;
состояние здоровья и понимание основ здорового образа жизни.
Под технологией оценки качества мы понимаем ряд специально организованных процедур, позволяющих измерить, проанализировать и зафиксировать качество образовательных достижений обучающихся.
Процедура оценки качества образовательных достижений
Процедура Инструмент
Общеобразовательные достижения
Текущая аттестация Различные виды проверочных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала.
Промежуточная аттестация Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися концептуального усвоения курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования.
Административная аттестация Различные виды контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания любого параметра учебных достижений ученика.
Региональные экзамены и зачеты Региональные экзамены и зачеты в 4,7,8,10 классах
Итоговая аттестация Итоговая аттестации выпускников 9 ,11 классов в форме ОГЭ, ЕГЭ
Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие  конкурсы
  Мониторинг
 
Ключевые компетенции
Тестирование Тест
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия) ПортфолиоСоциально - личностные характеристики
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия) Тест
Портфолио 
В основе технологии оценки качества образовательных достижений лежат следующие принципы:
минимизация системы показателей;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;
иерархичность системы показателей;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Базовая идея по реализации модели системы оценки качества образования в ОО
 Модель управления качеством образования в МБОУ «Лицей г Абдулино» призвана создать механизм оценки качества образования в образовательной организации
Основная цель модели – получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования
Основные направления реализации модели:
создание центра мониторинга качества образовательных достижений на каждой ступени обучения;
создание центра мониторинга качества профессиональной компетентности педагогов;
создание центра оценки качества образовательных программ;
создание центра мониторинга качества образовательного процесса.
 Организационную структуру всей системы оценки качества образования можно представить следующим образом:
Объекты оценки системы качества
Таблица №2
Объект Критерий Показатель
Качество образованности учащихся 1.     Уровень здоровья и здорового образа жизни
2.     Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности
3.    Уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями
4.     Уровень обученности5.     Уровень владения творческой деятельностью
  Владеет знаниями по организации ЗОЖ
Имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности
Успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация  
Не ниже 60%
Способность решать нестандартные задачи. Имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)
Качество деятельности административного работника 1.     Компетентность
 
 
 
2.     Ответственность
 
3.     Мобильность
4.    Открытость и активность
   Знание нормативно- правовой базы
Владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества
Своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок.
Качественное выполнение должностных обязанностей
Умение  принимать необходимые управленческие решения
Работает в инновационном режиме
 
Качество деятельности педагога 1.Открытость
 
 
 
2. Профессионализм
3.Информационная грамотность
4. Авторитет
  Активно - участвует в инновационной деятельности ОО
Участвует в диссеминации передового педагогического опыта
Имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%)
Имеет высокие показатели качества обученностиУченики – участники и победители предметных олимпиад
Имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах
Участвует в конкурсах профессионального мастерства
Занимается научно- исследовательской деятельностью
Участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях
На высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели
Факультативы, индивидуальные часы
Использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии
Имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности
 
Качество организации образовательного процесса Соответствие требованиям современных образовательных стандартов Использование современных образовательных технологий
Использование активных  форм, методов, приемов обучения
Использование современных форм организации образовательного процесса
Материально – техническое обеспечение Соответствие требованиям современных образовательных стандартов Наличие достаточного количества компьютеров
Наличие локальной сети с выходом в Интернет
Наличие в учебных помещениях демонстрационного оборудования
Соответствие оборудования учебных помещений нормам СанПинаКачество образовательных программ 1. Актуальность
2. Эффективность
3. Доступность
4. Оснащенность Соответствие современным образовательным  стандартам
Позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур
Наличие УМК
 
Директор МБОУ «Лицей г. Абдулино» О.В.Куличкова