Рабочая программа по литературе для обучающихся 1 курса НПО

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Волховский колледж транспортного строительства»

Разработчик: Сухова С.А. преподаватель



Рекомендована Цикловой методической комиссией общеобразовательных предметов протокол № ___ от «____» __________ 2013г

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6 ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 15 ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 16 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ











1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы профессий НПО технического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают литературу в объеме часа (190 часов аудиторной нагрузки и часов самостоятельной учебной нагрузки).
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно- популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
Предлагаемая программа составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - читателя, развивает общие креативные способности.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:
- работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
составление текстов для самоконтроля;
составление библиографических карточек по творчеству писателя;
подготовка рефератов;
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).
При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т. д.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX вв;
основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико- литературные понятия;
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; -писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов; самостоятельной работы обучающегося 50 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50

в том числе:


индивидуальное проектное задание


внеаудиторной самостоятельной работы


Итоговая аттестация в дифференцированного зачета


Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1.1.
Введение. Русская литература второй половины XIX века


3


2


Содержание учебного материала
2



1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Взаимодействие разных стилей и направлений.
1
3

Тема 1.2.
Русская литература второй половины XIX века

2


2


Содержание учебного материала
2



1. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Лирика Ф.И. Тютчева
1


Тема 1.3
Русская литература второй половины 19 века.

3


2


Содержание учебного материала
2



1. Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились...», «Умом Россию не понять.», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, - о, эти очи», «Природа - сфинкс. И тем она верней.»,
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Стихотворение наизусть
1
3

Тема 1.4
Ф.И. Тютчев. Лирика

3

2


Содержание учебного материала
2



1. Лирика. «Не то, что мните вы, природа.», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье».




Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ стихотворений

1

3

Тема 1.5.
Ф.И. Тютчев. Лирика

3

2


Содержание учебного материала
2



1. «Нам не дано предугадать.», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое.»), «День и ночь», «Эти бедные селенья.» и др.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ стихотворений
1
3

Тема 1.6.
Ф.И. Тютчев. Лирика

3


2


Содержание учебного материала
2



Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ стихотворений
1
3

Тема 1.7.
А.А. Фет. Лирика

3





Содержание учебного материала
2



1. Сведения из биографии. Стихотворения: «Облаком волнистым.», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье», «Это утро, радость эта.», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Стихотворение наизусть
1
3

Тема 1.8.
А.А. Фет. Лирика

3


2


Содержание учебного материала
2



1. «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ стихотворений
1
3

Тема 1.9.
А.А. Фет. Лирика


3


2


Содержание учебного материала
2



1. «Какое счастье - ночь, и мы одни...», «На заре ты ее не буди...»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ стихотворений
1
3


Тема 1.10.
И.С. Тургенев-
жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».


3




2


Содержание учебного материала
2



1.Вводно-ориентировочная беседа: художественное воплощение эпохи 60-х гг. XIX в. в романе, замысел автора, композиция романа. Обсуждение впечатлений учащихся от прочитанного.

2





Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
3

Тема 1.11.
Евгений Базаров в системе образов.

3


2


Содержание учебного материала
2



1. Базаров и Аркадий в Марьине. Биография героев. Основной конфликт романа. Нигилизм Базарова. Художественная манера И. С.Тургенева.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
3

Тема 1.12.
Нигилизм Базарова

3


2


Содержание учебного материала
2



1. Принципиальные разногласия Базарова и братьев Кирсановых. Нигилизм Базарова и «нигилизм» Ситникова.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
3

Тема 1.13.
Тема любви в романе.

3


2



Содержание учебного материала
2



1.Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Комментированное чтение романа.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1
3

Тема 1.14.
Базаров и его родители.

3
2


Содержание учебного материала
2



1. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Комментированное чтение романа.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1


Тема 1.15
Композиция образа Базарова.

3

2


Содержание учебного материала
2



1.Основные сюжетные линии романа. Значение заключительных сцен романа.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1


Тема 1. 16
Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа.

3


2


Содержание учебного материала
2



1.Своеобразие художественной манеры. Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к сочинению.
1


Тема 1.17
Развитие речи. Сочинение

3


2


Содержание учебного материала
2



1. Развитие речи. Сочинение. Простой и сложный план.
Сочинение – миниатюра по роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2



Самостоятельная работа обучающихся:
А.Н. Островский «Гроза»
1


Тема 1.18
А.Н. Островский – жизнь и творчество. Драма «Гроза».

3
2


Содержание учебного материала
2



1.«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»
1
3

Тема 1.19.
Драма «Гроза» - история создания пьесы.

3

2



Содержание учебного материала
2



1. Драма «Гроза» - история создания пьесы. Смысл названия пьесы.
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»
1
3

Тема 1.20.
Катерина – «луч света в темном царстве»

3


2


Содержание учебного материала
2



1. Быт и нравы города Калинова. Катерина – «луч света в темном царстве»
2



Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»
1
2

Тема 1.21.
Конфликт личности с жизнью.

3



Содержание учебного материала
2



1. Конфликт романтической личности с укладом жиз®°ни, лишенной народных нравственных основ.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»
1
2

Тема 1.22.
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

3



Содержание учебного материала
2



1. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»

1
2

Тема 1.23
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.

3



Содержание учебного материала
2



1. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза»
1
2

Тема 1.24
Символика грозы.

3



Содержание учебного материала
2



1. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к сочинению
1
2

Тема 1.25
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сочинение.

3



Содержание учебного материала
2



Сочинение – миниатюра по пьесе А.Н. Островского «Гроза»
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Лирика Н.А. Некрасова
1
2

Тема 1.26
Н.А. Некрасов – жизнь и творчество.

3



Содержание учебного материала
2



1. Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть стихотворение Н.А. Некрасова выучить
1
2

Тема 1.27
Н.А. Некрасов – лирика.

3



Содержание учебного материала
2



1. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» прочитать.
1
2

Тема 1.28.
Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

3



Содержание учебного материала
2



1. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Многообразие крестьянских типов.
2

2



Самостоятельная работа обучающихся:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» прочитать.
1
2

Тема 1.29.
Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

3



Содержание учебного материала
2



1. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к зачету
1
3

Тема 1.30.
Поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

3



Содержание учебного материала
2
2


1. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к сочинению
1
2

Тема 1.31
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Сочинение.

3



Содержание учебного материала
2



1. Сочинение – миниатюра по поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
2
3


Самостоятельная работа обучающихся:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1
2

Тема 1.32
Ф.М. Достоевский – жизнь и творчество

3



Содержание учебного материала
2



Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.).
«Развитие отношений Лужина и Дуни»
Подготовить сообщение «Система образов в романе».
Подготовить сообщение «Смысл теории Раскольникова».
1
2

Тема 1.33
Петербург Достоевского

3



Содержание учебного материала
2



1.Петербург Достоевского. Пронзительная правда изображения «маленького человека».Боль за человека – основа авторской позиции.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Деловые люди в романе
1
3

Тема 1.34
Деловые люди в романе.

3



Содержание учебного материала
2



1.Деловые люди в романе (Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов)
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа
1
3

Тема 1.35. Социальные и философские основы бунта Раскольникова

3



Содержание учебного материала
2



1. Социальные и философские основы бунта Раскольникова.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа
1
3

Тема 1.36
Теория Раскольникова и причины ее крушения

3



Содержание учебного материала
2



1. Теория Раскольникова и причины ее крушения
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа
1
3

Тема 1.37
Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3



Содержание учебного материала
2



1.Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к сочинению.
1
3

Тема 1.38.
Мини – сочинение – рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

3



Содержание учебного материала
2



1. Мини – сочинение – рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2
3


Самостоятельная работа обучающихся:
Л.Н. Толстой «Война и мир»

1
3



Тема 1.39
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь.




3



Содержание учебного материала
2



1. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего.

2



2


Самостоятельная работа обучающихся:
Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.
1
3

Тема 1.40.
Основные события 1 тома романа.


3



Содержание учебного материала
2



1.Изображение бездуховности, лжепатриотизма, безнравственности светского общества и бюрократической буржуазии.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа.
1
3

Тема 1.41
Основные события 2 тома романа.

3



Содержание учебного материала
2



1. Основные события 2 тома романа.
Путь исканий и «дорога чести» Андрея Болконского.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа.
1
3

Тема 1.42
Путь исканий Пьера Безухова.


3



Содержание учебного материала
2



1. Путь исканий Пьера Безухова.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа.
1
3

Тема 1.43
Истинная любовь и красота в понимании Л.Н. Толстого.

3



Содержание учебного материала
2



1. Истинная любовь и красота в понимании Л.Н. Толстого. Женские образы в романе: Н. Ростова, М. Болконская, Э. Безухова. Правдивое изображение войны и истинных героев в 1, 3, 4 томах романа.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к сочинению.
1
2

Тема 1.44
Развитие речи.

3



Содержание учебного материала
2



1. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
А.П. Чехов. Рассказы
1
3

Тема 1.45
А.П. Чехов.
Сведения из биографии.


3



Содержание учебного материала
2



1. Сведения из биографии.
«Студент», «Дома», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
А.П. Чехов. Рассказы
1
3

Тема 1.46
Рассказ А.П. Чехова «Ионыч»

3



Содержание учебного материала
2



1. А.П. Чехов – враг пошлости, фальши и бездуховности. Рассказ «Ионыч»
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение «Традиции и новаторство Чехова–драматурга».
1
3

Тема 1.47.
Пьеса «Вишневый сад». Основная тема – тема уходящего мира. Действующие лица пьесы.

3



Содержание учебного материала
2



1. Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы.
1
3

Тема 1.48.
Мечта о красоте человеческих чувств и отношений.

3



Содержание учебного материала
2



1. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе чистой жизни.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовиться к сочинению.
3
3

Тема 1.49.
Контрольная работа

3



Содержание учебного материала
2



1. Сочинение по всему курсу дисциплины.
2
3

Тема 1.50.
Итоговый урок.

4



Содержание учебного материала
4



1. Анализ сочинений
4


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература ».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по литературе;
лингвистические словари.
Технические средства обучения:
интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Учебники и учебные пособия
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2003.
Маранцман В.Г. и др. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г. А. - М., 2005.
9.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.
пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2007. Для преподавателей:
10.История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С
М. Петрова. - М., 2000.
11.История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н И. Якушина.
- М., 2001.
12.История русской литературы ХЕХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М.,
2001.
13.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.
14.Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.
15.Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
16.Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
17.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.
18.Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
19.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
20.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
21.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХГХ - начала ХХ в. - М., 2001.
22.Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.
23.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.
24.Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ.
Интернет-ресурсов
25.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма доступа: rus.1september.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


воспроизводить содержание литературного произведения;
тестирование

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
творческая работа, исследовательские работы

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
исследовательские работы

-определять род и жанр произведения;
тестирование

- выявлять авторскую позицию;
литературная дискуссия

-выразительно читать изученные произведения ( или
их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
выразительное чтение, стихов

-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
творческие работы (сочинения), отзывы, рецензии, сочинения- миниатюры

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
творческие работы, тестирование

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
творческие работы


для создания связного текста (устного и письменного)
на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;


- участия в диалоге или дискуссии,
литературная дискуссия

-самостоятельного знакомства с
явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости,
отзыв на прочитанное произведение

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;


-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
сочинение-отзыв

Знания:


-образную природу словесного искусства;
контрольная работа

-содержание изученных литературных произведений;
домашняя работа

- основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX вв;
хронологические таблицы

-основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
словарь терминов

-основные теоретико-литературные понятия
словарь терминов










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13PAGE 15


13PAGE 14615


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15