Использование технологии РКМЧП, при проведении занятия в рамках спецкурса «Биология в вопросах и ответах» в профильном естественно – математическом 10 классе.


Тема мастер - класса. Теоретическое обоснование проблематики мастер – класса.(3 мин.)
Использование технологии РКМЧП, при проведении занятия в рамках спецкурса «Биология в вопросах и ответах» в профильном естественно – математическом 10 классе.
Тема занятия: «Группы крови человека».
Актуальность
Тема крови в настоящее время остается одной из самых актуальных в медицине. Определение групповой принадлежности крови имеет важное практическое значение при решении вопроса о переливании крови, в акушерстве, при планировании и ведении беременности, так как неправильное установление группы крови может привести к тяжёлым и даже летальным последствиям.
Цель данного занятия:
расширить и обобщить знания учащихся о группах крови человека.
Для достижения данной цели, используются следующие задачи:
образовательная: показать взаимосвязь групп крови человека с предрасположенностью к определённым заболеваниям, особенностями характера, а так же опасность переливания крови при несоблюдении правил совместимости групп крови.
 развивающая: активизация мыслительной деятельности,  развитие творческого мышления, речи, развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.
воспитательная: создание условий для отработки стиля публичного выступления; развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.
2. Представление практических приёмов, подходов, элементов технологии.( 4 мин.)
На данном мастер – классе будут продемонстрированы два приёма технологии РКМЧП.
Так как цель занятия предполагает изучение и систематизацию большого по объёму материала, то в данном случае целесообразно применение стратегии «зигзаг».
а) Краткая характеристика стратегии «зигзаг».
«Зигзаг»- целью данного приёма является изучение и систематизация большого по объёму материала. Текст разбивают на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, класс делится на 5 групп по 5 человек в каждой. Каждый ученик в этих рабочих группах получает свой номер ( от 1 до 5). Каждый учащийся в группе работает со своим текстом ( выделяет главное, составляет опорный конспект, кластер). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы- группы экспертов по сходной тематике. Составляют опорный конспект, сводную таблицу, оформляют презентационный лист. Затем участники возвращаются в рабочие группы и знакомят остальных с содержанием своего текста. В группе происходит обмен информацией всех участников. Таким образом, в каждой группе благодаря работе экспертов складывается общее представление по изучаемой теме.
На стадии рефлексии целесообразно использовать мыслительный инструмент P.M.I. - Плюс. Минус. Интересно. для формирования разнообразного отношения к тексту.
б) Краткая характеристика приёма «ПМИ».
Над плюсами, минусами и интересными моментами вы в рабочих группах будете думать ровно 5 минут. По окончании 5 минут будут выходить представители каждой группы к «столу лидеров», где за каждый уникальный, неповторяющийся вариант ответа группа будет получать 1 балл (жетон). Обязательным условием является наличие записей по обсуждаемой категории у лидера, который будет защищать интересы своей группы в раунде. На каждый раунд должен выходить новый представитель группы. За нарушение данного правила и временного регламента группа будет получать штраф. Сначала зачитываются положительные моменты, которые были найдены группой в процессе обсуждения; затем следующий член группы во втором раунде зачитывает отрицательные моменты; и наконец третий участник в третьем раунде – интересные моменты. Если точно такой же или близкий по смыслу вариант ответа присутствует в записях другой группы – то её лидер делает публичное заявление, и лидеры всех команд отмечают данную идею как повторяющуюся. Если лидер какой-либо подгруппы называет вариант, и он является уникальным, неповторяющимся – то данная подгруппа получает балл (жетон). К концу раунда у каждого лидера накапливается определённое число баллов (жетонов). Такой режим поддерживается все три раунда. Победителями являются представители той группы, которая смогла за три раунда набрать наибольшее количество баллов (жетонов). Последние 2-3 минуты занятия отводятся на подсчёт количества баллов (жетонов) и объявление победителя.
Использование инструмента П.М.И. помогает учащимся увидеть исследуемую проблему во всей её полноте. Групповая форма работы даёт возможность каждому ученику в группе высказать своё мнение и быть услышанным членами команды. Такая форма организации работы учащихся на уроке помогает ребятам развивать умение самостоятельно мыслить, умение логично и последовательно излагать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других учащихся.
Самостоятельная деятельность участников семинара (8 мин.)
Стадия вызова.
Учащимся предлагают прослушать цитату из произведения.
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка«Неправдоподобно и то, что неустанно струится во мраке моих жил, с температурой 36,7, солоноватое на вкус, четыре литра тайны и безостановочного движения».
(В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как задание – организация работы с текстом большого объёма – само по себе служит вызовом.)
Предположительное название темы учащимися, например «Кровь».
Она неизменна в течение жизни, не зависит от национальности, пола и возраста, передается по наследству и представляет собой индивидуальный для каждого из нас набор специфических свойств. В Японии довольно сильно распространено мнение, что именно она определяет личность. (Следует уточнение темы учащимися: «Группы крови человека».)Учитель на доске записывает эпиграф к занятию (произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита»): «Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире».
Стадия осмысления содержания:
Класс делится на группы, которым выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное, составляет опорный конспект либо кластер. (Тексты для работы представлены в приложении 1) (2 мин.)
Стадия рефлексии: работа в группе экспертов (где совместно вырабатывается план презентации своего отрывка), а затем вновь в «родных». (2 мин)
Вернувшись в «родную» рабочую группу, эксперты в порядке нумерации знакомят товарищей с информацией по прочитанному.
Для формирования разнообразного отношения к тексту группам даётся следующее задание: «Представьте, что у всех людей на Земле одна и та же группа крови. Какие плюсы и минусы можно выделить из сложившейся ситуации?Подумайте и найдите положительные, отрицательные и интересные моменты в данной ситуации.
Рефлексия по результатам совместной деятельности(1 -2 мин.).
Выразите свои ощущения написав на «яблоках»:
на красных – «то, что положу в корзину и возьму с собой»;
на зелёных – « то, что будет висеть на дереве, осталось непонятным»;
на жёлтых – «то, что отдам гусенице, так как было не очень…».
Приложение 1.
Текст № 5.
Благодаря исследованиям современных учёных установлено, что группа крови оказывает влияние на характер и заболевания человека. Конечно, абсолютной зависимости между той или иной группой крови и характером быть не может, поскольку внутренний мир человека, его психика слишком сложны. Нельзя утверждать, что человек с I группой крови всегда такой-то и ожидать от него можно такого-то. Или люди, которые имеют ту или иную группу крови болеют только теми болезнями, к которым они предрасположены. Если бы это было правило, то всё равно нам пришлось бы согласиться с великим множеством исключений из сего правила. Однако, определённые закономерности, легко обнаруживаемые с помощью нехитрых исследований, существуют.
Взаимосвязь групп крови и болезней.
Группа крови I(О)
Болезни: Аллергии, артриты, астма бронхиальная, гастриты, дисфункция щитовидной железы, колиты, кровотечения (нетравматического происхождения), остеопороз, рак желудка, ревматизм, стрессы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.Группа крови II(А)
Болезни: Артрит подагрический, бессонница, бронхиты, воспаление легких, диабет сахарный, мастит, онкологические заболевания, остеохондроз, подагра, радикулит, усталость хроническая, старение преждевременное.Группа крови III(В)
Болезни: Аллергия, атеросклероз, депрессии, желчнокаменная болезнь, инсульт, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, мастит, холецистит, энтероколит.Группа крови IV(АВ)
Болезни: Ангина, анемии, аритмии, гипертоническая болезнь, грипп, ларингит, простудные заболевания, рак молочной железы, синуиты, тонзиллит хронический, фарингит. Взаимосвязь группы крови и характера.
Группа крови I(О)
Для человека, обладающего первой группой крови, более свойственен сильный характер. Целеустремленность, решительность в действиях и при приеме решений, уверенность в себе, постоянство, трудолюбие. Носители первой группы крови довольно часто занимают в обществе лидерские позиции. Они лидеры и в небольшой компании. Люди с такими чертами характера принято называть сильными натурами. Они могут сильно любить, сильно ненавидеть, могут долго обижаться. Несмотря на все сильные проявления своего характера, эти люди бывают весьма ранимы.
Группа крови II(А)
Для человека, носителя второй группы крови, характерны общительность, обаятельность, искренность, доброжелательность. Носители второй группы крови не терпят суеты. Эти люди любят порядок, любят все раскладывать по полочкам; не только вещи, но и явления, события, факты. Образ жизни предпочитают вести нестандартный – очень поздно ложатся спать и очень поздно пробуждаются. Следует заметить, что люди со второй группой крови, как правило, скромны, уязвимы, любят, чтобы по отношению к ним проявляли заботу; принимая проявления заботы, они отвечают доверительностью.
Группа крови III(В)
Одной из определяющих черт характера обладателей третьей группы крови, является оптимизм. Если эти люди грустят, то не долго. Деятельный характер, страсть к переменам не позволяют им засиживаться на одном месте. Носители третьей группы крови легки на подъем, они настоящие «кочевники», поэтому и образ жизни ведут подвижный. Они не бегут от комфорта, от удобств, но и отсутствие оных их особенно не тяготит. Путешествия - их стихия. Эти люди деятельны, они хорошие практики, поэтому предпочитают делать, а не говорить.
Группа крови IV(АВ)
Люди, у которых четвертая группа крови, отличаются мягким, спокойным характером. Вывести их себя - задача почти неосуществимая. Они могут быть, конечно, и резкого, крутого нрава, но это не закономерность. Для людей с четвертой группой крови более характерны доброжелательность, добродетельность, тактичность, сочувствие. Милосердие, терпимость. Они умны, но не решительны. Люди, имеющие четвертую группу крови, умны, могут тонко мыслить и тонко чувствовать, они способны на непредсказуемые и неординарные поступки – именно такие люди порой выделяются из толпы. Окружающих их людей не могут не подкупать их мягкий нрав, терпимость, отзывчивость, доброжелательность.
Текст № 4.
Принцип переливания крови.
Группы крови АВ0 имеют первостепенное значение при подборе крови для переливания. Если донорская кровь относится к группе А(II), В(III) или АВ(IV), а у реципиента первая группа крови (0), то имеющиеся в крови у реципиента антитела (α,β) вызовут агглютинацию(склеивание) донорских эритроцитов и их разрушение (гемолиз). При этом эритроциты теряют гемоглобин и другие вещества, что приводит к тяжелым последствиям для реципиента – шоку, кровотечению и нарушению функции почек. Благодаря современным методам лечения смертность в связи с переливанием несовместимой крови значительно уменьшилась. Точно так же кровь второй (А) и четвёртой групп (АВ) нельзя переливать больным с третьей группой (В), а кровь третьей группы (В) и четвёртой (АВ) – больным со второй группой крови ( А).
Схема переливания крови.
Поскольку в случае группы крови 0 эритроциты вообще не несут антигенов и потому не агглютинируют (т. е. слипаются) при контакте с α,β антителами, создается впечатление, что кровь группы 0 – универсальная донорская кровь, которую можно переливать любому человеку. Подобное мнение предопределило, в частности, широкое использование этой крови для переливания в военных условиях. Однако такая практика довольно опасна – главным образом потому, что кровь донора и кровь реципиента различаются между собой не только антигенами группы АВ0. Кроме того, сыворотка донорской крови группы 0 (в которой имеются антитела α,β) может привести к слипанию эритроцитов реципиента, несущих антигены А, В или АВ (именно поэтому переливают обычно не цельную кровь первой группы , а выделенную из нее эритроцитарную массу). По тем же причинам нельзя считать универсальными реципиентами людей с четвёртой группой крови АВ.
Группы крови Антигены в эритроцитах Антитела в плазме
0(I) Отсутствуют α,β
А(II) А β
В(III) В α
АВ(IV) А и ВОтсутствуют
Текст № 3.
Резус-фактор
Резус-фактор представляет собой антиген (белок), который находится в эритроцитах. Он обнаружен в 1940 году К. Ландштейнером и А.Вейнером. Резус-фактор играет важную роль в формировании так называемой гемолитической желтухи новорожденных, вызываемой вследствие резус-конфликта резус –отрицательной матери и резус – положительных эритроцитов плода. Примерно 80-85% людей имеют его и соответственно являются резус-положительными. Те же, у кого его нет – резус-отрицательными. Это учитывается и при переливании крови.
Наследование группы крови и резус-фактора происходят независимо друг от друга.
oЕсли оба родители имеют положительный резус, у ребенка будет только положительный.
oЕсли оба родителя резус-отрицательны, ребенок может быть только резус-отрицательным
o Если же один из родителей резус-положительный, а другой резус-отрицательный – то вероятность peзус- принадлежности малыша определяется 50% на 50%.
o Есть вероятность наследования резуса через несколько поколений (случай, когда у отца и матери полож. резус, а у родившегося ребёнка - отр. резус).
Резус-фактор, как и группу крови, необходимо учитывать при переливании крови. При попадании резус фактора в кровь резус-отрицательного человека, к нему образуются антирезусные антитела, которые склеивают резус-положительные эритроциты в монетные столбики.

Текст № 1. Современное представление о группах крови
В начале века в Праге работал врач-психиатр Ян Янский. Он искал причину психических заболеваний в свойствах крови. Причину психических заболеваний в свойствах крови не нашел, но установил, что у человека имеются не три, а четыре группы крови. Именно Ян Янский дал группам крови порядковые обозначения римскими цифрами I, II, III, IV. Классификация крови, предложенная им, оказалась очень удобной и была утверждена в 1921 году на съезде патологов и бактериологов.
I (0) группа - на поверхности эритроцитов в крови этой группы антигенов нет, а в плазме имеются и антитела α и b. Самая древняя и наиболее распространенная группа крови. Иммунная система обладателей крови этой группы сильная и стойкая.
II(А) группа – на поверхности эритроцитов размещаются антигены А, в плазме содержатся антитела b. Порожденная первыми вынужденными миграциями населения, она появилась тогда, когда возникла необходимость переключаться на питание продуктами земледелия и соответственно изменить образ жизни. От каждого индивида потребовалось умение ладить, уживаться, сотрудничать с другими в рамках густонаселенной общины.
III (В) группа – эритроциты несут на своей поверхности антигены В, в плазме растворены антитела α. Появилась вследствие слияния популяций и адаптации к новым климатическим условиям. В ней представлено стремление природы установить баланс между усиленной умственной деятельностью и запросами иммунной системы.
IV (АВ) группа – на поверхности эритроцитов находят себе место и антигены А, и антигены В, а в плазме крови этой группы антител нет. Благородный отпрыск редкого слияния толерантной группы А и варварской по происхождению, однако, более сбалансированной группы В.

Текст № 2.
   Определение групп крови.
Группы крови — передающиеся по наследству признаки крови, определяемые индивидуальным для каждого человека набором специфических веществ, получивших название групповых антигенов. На основании этих признаков кровь всех людей подразделяют на группы независимо от расовой принадлежности, возраста и пола. Принадлежность человека к той или иной группе крови является его индивидуальной биологической особенностью, которая начинает формироваться уже в раннем периоде внутриутробного развития и не изменяется в течение всей последующее жизни.
    Наибольшее практическое значение имеют антигены эритроцитов (красных кровяных клеток) —антиген А и антиген В, а также имеющиеся в норме в сыворотке крови некоторых людей антитела против них (антитело  и антитело ). В крови человека вместе могут находиться только разнородные антигены и антитела (например, А +  и В + ), т.к. в присутствии однотипных антигенов и антител (например, А и ) происходит склеивание эритроцитов в комочки. В зависимости от наличия или отсутствия в крови людей антигенов А и В, а также антител  и  условно выделяют 4 группы крови, обозначаемые буквенными и цифровыми символами: (0) — I группа крови, содержащая в плазме только антитела , ; (А) — II группа крови, содержащая антиген А и антитело ; (В) — III группа крови, содержащая антиген В и антитело ; (АВ) — IV группа крови, содержащая только антигены А и В. В соответствии с этим при переливании крови от одного человека к другому учитывают совместимость крови по содержанию антител и антигенов. Идеально совместимой при переливании является кровь такой же группы.
   Группы крови в судебно-медицинском отношении.
Исследование группы крови широко используется в судебной медицине при решении вопросов о спорном отцовстве, материнстве, а также при исследовании крови на вещественные доказательства. Определяют групповую принадлежность эритроцитов, групповые антигены сывороточных белков и групповые свойства ферментов крови. Наличие в крови ребенка антигена, отсутствующего в крови обоих родителей, является признаком, позволяющим исключить предполагаемое отцовство (или материнство).