Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

Конспект индивидуального логопедического занятия
по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

Цели занятия:
познакомить со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
тренировать речевое дыхание;
формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;
развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;
способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;
закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;
работать над плавностью речи, темпом, ритмом;
развивать фонематический слух;
развивать координацию общую и мелкую моторику;
закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;
формировать навыки самостоятельной речи.
Оборудование:
Зеркало, макет цветик - семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.







Организационный момент
Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.
Логопед читает стихотворение:
С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
Н.А. Екимова
Логопед: Прежде чем мы с тобой перед тем к основной части занятия нам необходимо расслабится и поэтому мы сейчас, поиграем с тобой в игру «Волшебный сон». Закрыв глаза, внимательно слушай и про себя повторяй мои слова и выполняй мою инструкцию.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем(Два раза)
Сном волшебным засыпаем
Дышится легкоровноглубоко
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают
Отдыхаютзасыпают(Два раза)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляется. (Два раза)
Дышится легкоровноглубоко
Длительная пауза. Ребенок выводится из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали
Громче. Быстрее. Энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Открыть глаза и встать!
Логопед: Все закончилась игра. Ты немного отдохнула, успокоилась, расслабились твои руки, ноги, все тело. А также расслабились губы и нижняя челюсть.
Ход занятия
Логопед: Сегодня, я тебе расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик».
Итак, сказка начинается. Жила - была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик - семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик - семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала: (Слова)
Вели, что бы я была дома с баранками!
Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.
Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.
Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.
Ребёнок отрывает от цветка лепесток и произносит слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели.
Логопед: А сейчас переверни лепесток и прочитай, что на нем написано. Загадочный.
Это означает, что ты должна угадать предмет по описанию сочетания цветов.
Загадки:
Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
Логопед: Молодец. Отгадала все загадки.
И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!
Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.
Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала...
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся снова в круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели.
Логопед: И так отрывай красный лепесток. И прочитай его название. Радужный.
Это означает, что тебе нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
(Выкладывает прямоугольники по цветам).
Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.
- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала...
Логопед: Снимай синий лепесток. Прочитай, как он называется Вычислительный.
Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом, нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.
И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.
Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи (Проговаривание слов)
Вели. Чтобы я снова оказалась в своем дворе!
Логопед: Снимай зеленый лепесток и прочитай, что на нем написано. Воздушный.
Задание: - Обведи карандашом контур по точкам, и ты узнаешь, какой предмет изображен.
Ребенок проводит карандашом по точкам.
Логопед попутно задаёт вопросы:
Какого цвета у тебя карандаш?
В каком направлении ты соединяешь точки?
В какую сторону свернул карандаш? И т.д.
Какой предмет получился? (Свеча)
Логопед: Эта свеча нарисована на листе, а с помощью волшебных слов мы её можем превратить в настоящую. Закрой глаза и произнеси волшебные слова:
Рекс, пэкс, фэкс.
В это время логопед ставит на стол зажженную свечу.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что произошло. Давай подуем на огонёк, чтобы он затанцевал. Будем дуть посильнее - огонёк будет вальсировать, подуем слабее - огонёк будет танцевать тихонько.
(Ребёнок выполняет упражнение)
Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.
Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала(слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!
Логопед: И ты сними оранжевый лепесток. И прочитай, как он называется. Музыкальный.
Сейчас мы будем сочинять коротенькие мелодии. Я играю, а ты повторяешь. Начнем с клавиши обозначенной буквой (ребёнок называет букву на клавише. Задание выполняется 5 раз.)
Вот какие у нас получились необычные мелодии.
Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.
- Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.
– я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь..
– И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала
Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!
Логопед: Сорви фиолетовый лепесток. Как он называется, прочитай. Дыхательный.
Задание: Подуть на бабочек и сказать на выдохе другое название цветов, которые мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т.д.)
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.
- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.
Логопед: А на что бы ты потратила последний лепесток?
(Ответ ребенка)
Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», - сказал Витя.
- Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья(слова)
Вели чтобы Витя был здоров!
Логопед: Сними последний лепесток и прочитай, что на нем написано Сказочный.
Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)
И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Логопед: Скажи чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)
Итог:
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, Ты очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.






















Рисунок 1415