РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЩЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



УТВЕРЖДАЮ
Директор
________ Н.В. Цапкина
«___»___________2015г.


рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ








ст.Кущёвская

2015 г.



Рассмотрена на заседании ЦК № 2
Протокол №10 от 23.06.2015 г.
Председатель:
Кащенко Т.В. __________

Рассмотрена
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от31.08.2015 г.


Рабочая программа дисциплины Основы микробиологии и иммунологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 34.02.01 «Сестринское дело». Приказ №502 от 12.05.2014г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.06.2014г. №32766

Организация-разработчик рабочей программы: ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»

Разработчик:
Н.А.Фоменко - преподаватель ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж» дисциплины «Основы микробиологии
и иммунологии»





Рецензенты: ________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир микроорганизмов крайне велик и разнообразен. Большинство микроорганизмов являются патогенными и вызывают у человека инфекционные заболевания.
Микробиология занимает одно из важнейших мест в системе подготовки средних медицинских кадров. Это обусловлено тем, что она дает фундаментальные знания и практические навыки, необходимые студенту для освоения других теоретических и клинических дисциплин, кроме того сведения в области инфекционной патологии, которые будут использоваться в повседневной практической деятельности.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует его требованиям.
Данная программа включает в себя вопросы общей микробиологии, вирусологии, паразитологии, микологии, бактериологии.
Преподавание предмета «Основы микробиологии и иммунологии» ведется в виде лекционного курса и практических занятий.
Данная рабочая программа предполагает лекционно-практическую форму обучения, которая позволяет воспитывать у студентов активность, заинтересованность, самостоятельность.
Программа рассчитана на 72 часа аудиторного времени, из которых 24 часа практических занятий, а также предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 36 часов.
Для организации практических занятий группа делится на подгруппы.
Данная рабочая программа предусматривает итоговый контроль в форме экзамена.


СОДЕРЖАНИЕ


Стр.



1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5

2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.условия реализации учебной дисциплины

15

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17


















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы микробиологии и иммунологии

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501 Сестринское дело.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования в части профессиональных компетенций:
-осуществлять контроль состояния пациента;
-проводить санитарно-эпидемические мероприятия;
-проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
-проводить иммунопрофилактику;
-организовывать здоровьесберегающую среду;
-организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения;
- организовывать и контролировать выполнение требований охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах и офисах общей врачебной (семейной) практики.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований;
проводить простейшие микробиологические исследования;
дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
осуществлять профилактику распространения инфекции
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
основные методы асептики и антисептики;
основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний;
факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
72

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме экзамена





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии и иммунологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.

Общая микробиология
9


Тема 1.1. Введение в микробиологию и иммунологию. Классификация и таксономия микроорганизмов
(ЛФЗ: Классификация и таксономия микроорганизмов)

Содержание учебного материала

2
1


1.
Микробиология и иммунология – как наука. Предмет и задачи медицинской микробиологии и иммунологии История развития микробиологии и иммунологии. Роль микроорганизмов в природе, жизни человека и медицине.
Принципы систематизации микроорганизмов. Основные таксономические категории (род, вид, чистая культура, штамм, клон, разновидность). Правила бинарной номенклатуры. Краткая характеристика различных групп возбудителей инфекционных болезней: вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, бактерии, актиномицеты, спирохеты, грибы, простейшие, их медицинское значение. Классификация микроорганизмов по степени их биологической опасности




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«История и развития науки микробиологии»,
«Современные достижения медицинской микробиологии и иммунологии»,
«Использование микроорганизмов в практической деятельности человека»,
«Использование микроорганизмов в медицине».
1


Тема 1.2. . Экология микроорганизмов
Организация микробиологической лабораторной службы.


Содержание учебного материала
2










2



1.
Понятие об экологии микроорганизмов. Микробиоценоз как экосистема. Роль почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов в распространении микроорганизмов.
Классификация факторов среды. Влияние абиотических факторов на микроорганизмы на примере физических (температура, давления, ионизирующей радиация, ультразвук, высушивание) и химических факторов. Характеристика биотических факторов на примере взаимоотношений микро- и макроорганизмов: нейтрализм, комменсализм, паразитизм, симбиоз. Значение экологических взаимоотношений для человека




Практические занятия
2



1.
Структура микробиологических лабораторий и требования к их оснащению. Основные правила работы в микробиологической лаборатории. Техника безопасности при работе с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории»




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Устройство микробиологической лаборатории»
«Режим работы микробилогической лаборатории»
«Биологическая беопасность при работе в микробиологиской лаборатории»
2







Раздел 2. Бактериология
21


Тема 2.1. Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий
Тема 2.2
Микроскопические методы изучения бактерий
(ЛФЗ: Классификация бактерий. Методы изучения бактерий)


Содержание учебного материала
2



1.

Принципы классификации бактерий. Ультраструктурная организация бактерий и других микроорганизмов (микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов). Основные и дополнительные структуры, их химический состав и назначение. Формы бактериальной клетки: кокковидная, палочковидная, извитая, ветвящаяся
Микроскопические методы изучения бактерий. Виды микроскопов и правила работы с ними. Микроскопия в иммерсии, описание микропрепарата. Понятие о морфологических и тинкториальных свойствах бактерий. Классификация бактерий по Грамму.Простые и сложные методы окрашивания. Принципы приготовления мазков и способы их фиксации.. Правила техники безопасности при проведении микроскопических исследований



1








Практические занятия
2



1.
Правила работы с микроскопом. Описание микробиологических препаратов.
Определение формы и размеров бактерий. Простые и сложные методы окрашивания. Определение отношения бактерий к окраске по Грамму




Самостоятельная работа обучающихся
Зарисовка основных структур микроорганизмов.
Схематическое изображение видов микроорганизмов.
Работа с источниками информации (бумажными, электронными)
2


Тема 2.3.
Физиология бактерий. Бактериологические методы исследования
(ЛФЗ: Физиология бактерий)
Содержание учебного материала
2








1


1.
Химический состав бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий: питание, дыхание, рост и размножение. Ферменты бактерий как основа их спецефичности.
Культуральные и биохимические свойства бактерий. Условия культивирования бактерий. Питательные среды, их назначение, применение. Первичный посев и пересев. Термостат, правила эксплуатации.Методы выделение чистой культуры бактерий.
Особенности культивирования риккетсий и хламидий. Культивирование анаэробов




Практические занятия
2



1.
Характеристика питательных сред. Культивирование бактерий, изучение культуральных свойств. Определение бактериальных культур





Самостоятельная работа обучающихся
Составление сравнительной таблицы питательных сред.
Зарисовка схем дыхания и размножения бактерий
Рецепты приготовления питательных сред.
2


Тема 2.4. Частная бактериология
Содержание учебного материала
2










1.
Возбудители бактериальных кишечных инфекций: эшерихиозов, сальмонеллёзов, брюшного тифа и паратифов, дизентерии, холеры, ботулизма, пищевых токсикоинфекций и интоксикаций. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных респираторных инфекций: дифтерии, скарлатины, коклюша, паракоклюша, менингококковой инфекции, туберкулёза, респираторного хламидиоза, микоплазмоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители бактериальных кровяных инфекций: чумы, туляремии, боррелиозов, риккетсиозов Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Возбудители бактериальных инфекций наружных покровов: сибирской язвы, сапа, столбняка, газовой гангрены, сифилиса, гонореи, трахомы, урогенитального хламидиоза. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Инфекционные болезни, вызванные условно-патогенными бактериями (кокки, псевдомонады, неспорообразующие анаэробы).
Особенности иммунитета при бактериальных инфекциях.







1






Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Подготовка рефератов по темам:
«Эшерихиозы и профилактика»,
«Возбудители бактериальных респираторных инфекций»
«Особенности культивирования кишечной палочки»
«Проведение микробиологических исследований при бактериальных инфекциях»
1


Тема 2.5. Антибактериальные средства. Определение чувствительности к антибиотикам


Содержание учебного материала
2








1.
Механизм антимикробного действия химитерапевтических средств. Общая характеристика механизмов устойчивости микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Методы определения и критерии оценки чувствительности микрорганизмов к антибиотикам и другим химиотерапевтическим препаратам




Практические занятия
2



1.
Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам. Профилактика бактериальных инфекций (проведение бесед студентами)


2


Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы на тему: «Предупреждение распространения бактериальных инфекций»
2


Раздел 3. Микология

9






1



Тема 3.1. Общая характеристика грибов. Классификация, строение и особенности физиологии грибов
(ЛФЗ: Характеристика грибов. Классификация, строение, физиология грибов)

Содержание учебного материала
2



1.
Общая характеристика грибов как эукариотических гетеротрофных микроорганизмов. Классификация грибов: низшие и высшие грибы.
Процессы жизнедеятельности грибов: питания, дыхания, размножения и роста.Культивирование грибов. Условия для культивирования грибов. Устойчивость грибов к факторам окружающей среды.
Грибы как санитарно-показательные микроорганизмы воздуха




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Написание рефератов по темам:
«Грибы – паразиты и симбионты животных»
«Распрастранение грибов в окружающей среде»
1


Тема 3.2. Частная микология. Противогрибковые препараты. Методы микробиологической диагностики микозов
(ЛФЗ: Частная микология)

Содержание учебного материала
2






2




1.
Возбудители грибковых кишечных инфекций – микотоксикозов. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых респираторных инфекций, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций.
Возбудители грибковых инфекций наружных покровов – дерматомикозов, их классификация. Источники инфекций и пути передачи. Основные клинические симптомы. Устойчивость к факторам окружающей среды. Профилактика распространения инфекций. Патогенные дрожжи и дрожжеподобные грибы.
Противогрибковые препараты. Особенности противогрибкового иммунитета




Практические занятия
2



1.
Методы микробиологической диагностики микозов




Самостоятельная работа обучающихся
Работа с источниками информации (бумажными, электронными).
Составление конспекта профилактической беседы по теме:
«Предупреждение распространения микозов».
2


Раздел 4.
Паразитология
15


Тема 4.1. Общие вопросы медицинской паразитологии. Протозология. Методы микробиологической диагностики простейших.
Частная протозоология
(ЛФЗ: Протозоология. Диагностика простейших. Частная протозоология)

Содержание учебного материала

2






2



1.
Общие вопросы медицинской паразитологии. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин. Методы диагностики , лечения и профилактики паразитарных заболеваний.