Родительское собрание на тему: Трудный подростковый возраст (7 класс)

Родительское собрание на тему: «Трудный подростковый возраст»

Наши дети это наша старость.


Цель:
- повысить психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания;
- расширить представления об особенностях «трудного» подросткового возраста.
Задачи тренинга:
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.


Ход собрания.
1 этап . Классный руководитель.
- Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада вас видеть. Во время обучения ребенка в школе мы - учителя, родители, дети составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавать новое, открывать себя : я могу, умею, я способен.
Задача учителей, родителей – помочь ему в этом очень нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет! А что сказано в басне И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука”? "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Следовательно, нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его "втором” доме – в школе. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и учителей, и для самих родителей. Спасибо, что вы нашли время придти на нашу встречу.

2 этап. Упражнение «Я рада вас видеть сегодня»

- Передавая клубок из рук в руки, вы должны поприветствовать друг друга, поделиться какое у вас настроение и что вы ждете от встречи (клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая).
- Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой – как сформировать позитивные отношения с «трудными» детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине.
Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме. Эпиграф к нашему собранию я взяла слова Антона Семеновича Макаренко. Вы согласны с данным высказыванием? Если да, то почему?

3этап. Упражнение «Снежинка»

- Сейчас мы с вами  выполним интересное упражнение. Главное условие: слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: сложите лист пополам, оторвите правый верхний уголок, опять сложите лист пополам, снова оторвите правый верхний уголокПродолжайте эту процедуру, пока она будет возможна.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Мы с вами видим, что похожих снежинок нет, они все разные. - Отсюда мы можем сделать вывод, что и дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.

4 этап. Выступление классного руководителя.

Существует такое понятие «трудный подросток». Что же скрывается за этим понятием? Какой он «трудный» подросток? Попробуйте нарисовать словесный портрет «трудного» подростка.
- Понятие «трудный» очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься учителям, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то очень пассивный, а кто-то наоборот очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться. Вариантов здесь тысячи. Каждый «трудный ребенок» труден по-своему.
Особенно эти трудности заметны в подростковом возрасте, когда ребенок начинает испытывать чувство взрослости. Он начинает чувствовать себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор заставляет подростка вступать в конфликты с родителями, учителями, так как он стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна, перестают учиться. Именно в этот момент родители ощущают себя безразличными для своих детей, обижаются на них, начинают конфликтовать и в итоге просто перестают обращать внимание на его поступки. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка. И для того, чтобы ребенок нас услышал, чтобы не конфликтовать с ним, а наладить теплые взаимоотношения, необходимо приложить усилия, окружить его заботой и вниманием.

5 этап. Упражнение «Эмоциональное восприятие».

Уважаемые родители! Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу), которого не видели достаточно долго. Как вы показываете, что рады, ему, что он вам дорог, близок? Представили? Теперь представьте, что на месте вашего друга (подруги) ваш собственный ребенок: что он приходит из школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? В чем разница? Всегда ли мы показываем нашим детям свои чувства?

6 этап. Релаксация
Сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес Вас окружают великолепные цветы, издающие необыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке
К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус.
Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости.
С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки.
Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
- Всякое отклонение в поведении ребенка – это в первую очередь крик о помощи! Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
7 этап. Рассмотрим ситуации.
Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате?
Когда он не выучил урок?
Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в неназначенный час?
Когда отказывается вам помочь в домашних дела?
(родители приводят свои варианты ответов «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!», «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!», «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать на улице!»
- В этом можно только увидеть выплеск своих негативных эмоций. Это далеко неправильная реакция родителей на поведение подростка.
Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.
- Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка.
Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты-высказываниями». Для выражения своих чувств эффективней использовать «Я-высказывания».
- Вот как можно изменить высказывания, приведенные выше в качестве примера:
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей неуспеваемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».
4. «Мне становится очень обидно и я себя чувствую одинокой, когда ты мне отказываешься помочь с делами по дому».
- Этот способ основан на доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, «Я-высказывание» дает подростку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир, душевное спокойствие, комфорт.

8 этап. Упражнение «Хвасталки»

Сейчас мы с вами будем хвастаться. Перед тем как кинуть друг другу мяч вы должны позитивным прилагательным охарактеризовать своего ребенка «мой ребенок...»А остальные участники отвечают: «Мы рады за тебя!»

9 этап. Упражнение «Чаша»

- Ребенка можно сравнить с чашей (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана). И то чем эта чаша будет заполнена, зависит только от нас с вами. У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из цветного картона), напишите на нем качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка. (При помощи клея родители, "помещают” сердечко в чашу).
- Посмотрите какая у нас получилась чаша: красивая, яркая, теплая. Наделяя своих детей добром, умом, щедростью, силой, справедливостью, здоровьем, заботой тем самым вы научите их понимать не толь вас, но и окружающих.

10 этап. Рефлексия

- Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли ваши ожидания?
Высказывания родителей.

- В завершении нашего занятия я хотела бы еще раз вернуться к эпиграфу: «Наши дети это наша старость.
Выводы:
Правильное воспитание это наша [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] старость, плохое воспитание это наше будущее [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
- Я благодарю вас за работу, желаю вашим семьям здоровья, успехов в воспитании детей. И пусть ваша старость будет счастливой.
Заголовок 315